Дорогие друзья!
Мы продолжаем наш разговор о пекинской опере и сегодня поговорим о развитии, видах и уникальной символике масок и грима актёров 京剧脸谱jīngjùliǎnpǔ.
История масок и гриманачинается с династии Сун 宋 (960–1279). Простейшие образцы грима были обнаружены на фресках в гробницах этой эпохи. При династии Мин 明 (1368–1644) искусство грима плодотворно развивалось: улучшались краски, появлялись новые более сложные орнаменты, которые мы можем увидеть в современной пекинской опере. Существует несколько различных теорий происхождения грима:
1. Считается, что первобытные охотники раскрашивали свои лица, чтобы отпугнуть диких животных. Также в прошлом так поступали и разбойники, чтобы запугать жертву и остаться неузнанным. Возможно, позже грим стали использовать и в театре.
2. По второй теории, происхождения грима связано с масками. Во времена правления династии Северная Ци 北齐 (550–577) был великолепный полководец ван Ланьлин 兰陵王 Lán Líng wáng, но его красивое лицо не внушало страха в сердца воинов его армии. Поэтому он стал надевать на время боя ужасающую маску. Доказав свою грозность, он стал и более удачлив в боях. Позже о его победах были сложены песни, а после появилось и танцевальное представление в масках, демонстрирующее штурм крепости врагов 兰陵王入阵曲 «Принц Лань Лин вступает в бой».
3. Согласно третьей теории, в традиционных операх использовали грим лишь потому, что представление устраивалось на открытых площадках для большого количества людей, которым с расстояния было не просто разглядеть выражение лица актёра.
Китайские маски являются неотъемлемой части всемирного искусства. Первые маски появились в Китае при династиях Шан 商 и Чжоу 周, то есть около 3500 лет назад. Они были важнейшим элементом китайского шаманизма. Служение божеству, спасающему от чумы, включало танцы и пение заклинателей, которые были немыслимы без масок. Даже в наше время национальные меньшинства во время проведения религиозных ритуалов, свадеб и похорон надевают маски.
Китайские маски, главным образом, изготавливают из дерева и носят на лице или голове. Хотя существует множество масок демонов, злых духов и мифических животных, каждая из них передает особый смысл. Китайские маски можно разделить на следующие категории:
1. Маски танцоров-заклинателей. Данные маски используются при проведении церемоний жертвоприношения среди малых этнических групп, чтобы отпугнуть злых духов и помолиться божествам.
2. Праздничные маски. Подобные маски надевают во время праздников и гуляний. Они предназначены для молитв о долголетии и богатом урожае. Во многих местностях праздничные маски надевают во время свадеб.
3. Маски для новорожденных. Их используют при проведении церемонии, посвященной рождению ребёнка.
4. Маски, защищающие дом. Эти маски, как и маски танцоров-заклинателей, используют для отпугивания злых духов. Как правило, их развешивают на стенах дома.
5. Маски для театральных представлений. В театрах малых народностей маски являются важнейшим элементом, с помощью которого создается образ героя, поэтому они имеют огромное художественное значение.
Некоторые маски бывают высотой всего лишь несколько сантиметров, а другие достигают двух метров!
Грим – это одно из требований представлений пекинской оперы. Гиперболизация цвета кожи и размеров органов чувств делает образы персонажей более яркими. Для изображения разных образов и характеров персонажей актёры пекинской оперы используют разные цвета и меняют детали при гримировке и украшении. Значение масок-грима, используемых в китайской опере, может быть тайной для посторонних, но любителям китайской оперы, которые знакомы с китайским искусством, достаточно лишь одного взгляда — и они могут легко определить характер и даже роль, которую герою предстоит сыграть в опере.
Весьма специфичны тепяньцзы для роли дань 旦 и гримы для амплуа цзин 净 и чоу 丑. Тепяньцзы 贴片子tiēpiànzi – разрисовать чёрной краской виски, наклеить специальные чёрные полоски, а затем и цветы на грани лица и волос для изменения черт лица, что в большей степени соответствует эстетическому восприятию и сюжету спектакля. Длинный и чёрный тепяньцзы составляет яркий контраст с изяществом украшенного лица, благодаря чему актёр выглядит очень красиво.
Различные цвета для грима – древняя традиция китайских опер. Грим чаще рисуют на лицах актёров амплуа цзин и чоу. Актёры без грима и актёры в гриме одновременно выступают на одной сцене, они образуют контраст друг с другом, что отражает многообразие грима пекинской оперы.
В процессе многовекового развития для каждого персонажа спектаклей пекинской оперы сформировался неизменный грим. Условность грима широко признана зрителями.
Традиционно грим создается по определенным принципам. Он подчеркивает особенности определенного персонажа – по нему можно легко определить, положительного или отрицательного героя играет актёр, порядочный он или обманщик. В общем, можно выделить несколько видов грима:
1. Красное лицо символизирует храбрость, честность и верность. Типичным персонажем с красным лицом является Гуань Юй 关羽 Guān Yǔ, полководец эпохи Троецарствия 三国演义 (220–280), знаменитый своей преданностью императору Лю Бэю 刘备 Liú Bèi.
2. Красновато-фиолетовые лица также можно увидеть у благонравных и знатных персонажей. Возьмем, к примеру, Лянь По 廉颇 Lián Pō в знаменитой пьесе «Генерал мирится к главным министром», в которой гордый и вспыльчивый генерал поссорился, а после и помирился с министром. Сам по себе фиолетовый цвет выражает состояние торжественности, открытости и серьёзности, а также демонстрирует чувство справедливости. Фиолетовый цвет иногда используется для придания лицу уродливости.
3. Чёрные лица указывают на смелого, отважного и бескорыстного персонажа. Как это ни странно, но чёрный цвет в пекинской опере означает цвет кожи, это связано с тем, что у высокопоставленного чиновника Бао кожа была чёрного цвета (Бао Чжэн 包拯 Bāo Zhěng — выдающийся учёный и государственный деятель династии Сун, 999–1062 н. э.). Поэтому маска также была чёрной. В народе она получила широкое признание, а чёрный цвет стал символом справедливости и беспристрастности. Первоначально чёрная маска в сочетании с телесным цветом кожи обозначала галантность и искренность. Со временем чёрная маска стала означать мужество и честность, прямоту и решительность. Типичными примерами чёрного грима являются генерал Чжан Фэй 张飞 Zhāng Fēi в «Троецарствии», Ли Куй 李逵 Lǐ Kuí в «Речных заводях» и Бао Гун 包公 Bāo Gōng, бесстрашный легендарный и справедливый судья эпохи династии Сун, прообразом которого и был Бао Чжэн.
4. Зелёные лица указывают на героев упрямых, импульсивных и полностью лишённых самообладания. Разбойники, сделавшие себя правителями, также изображались зелёными масками. В китайской опере синий и зелёный цвета идентичны и в сочетании с чёрным олицетворяют собой ярость и упрямство. Однако синий также может означать злобность и хитрость.
5. Как правило, белые лица свойственны властным злодеям. Белый цвет, который может сочетаться как с бледно-розовым, так и с бежевым, также указывает на все отрицательные стороны человеческой натуры: коварство, лукавство и измену. Типичными персонажами с белым лицом считаются Цао Цао 曹操 Cáo Cāo, властолюбивый и жестокий министр в эпоху Троецарствия, и Цинь Хуэй 秦桧 Qín Huì, хитрый министр династии Сун, который погубил национального героя Юэ Фэя 岳飞 Yuè Fēi.
6. В китайской опере жёлтый цвет может расцениваться как выражение храбрости, стойкости и беспощадности. Жёлтые маски также используются для ролей, где в полной мере проявляется жестокий и вспыльчивый характер.
7. В китайской опере цвета серебра и золота используются в основном для фантастических масок, чтобы показать могущество сверхъестественных существ, а также разнообразных привидений и призраков, проявляющих жестокость и равнодушие. Иногда золотые маски используются, чтобы показать доблесть генералов и принадлежность их к высоким чинам.
Все вышеуказанные амплуа относятся к категории под общим названием «цзин» (净, ампула мужчины с ярко выраженными личными качествами). Для комедийных персонажей в классическом театре существует особый вид грима – «сяохуалянь» 小花脸 xiǎohuāliǎn. Маленькое белое пятно на носу и вокруг него указывает на недалекого и скрытного персонажа, например Цзян Ганя 蒋干 Jiǎng Gàn из «Троецарствия», который лебезил перед Цао Цао. Также подобный грим можно встретить у остроумного и шутливого мальчика-слуги или простолюдина, присутствие которого оживляет всё представление. Ещё одно амплуа – шуты-акробаты «учоу» 武丑. Маленькое пятнышко на их носу также указывает на хитрость и остроумие героя. Подобных персонажей можно увидеть в романе «Речные заводи».
Густой грим в пекинской опере рушит незримый барьер между сценой и зрительным залом. Из-за рисунка на лице артистов зрители не могут видеть их настоящих лиц. К тому же грим-маска является вымышленной, теряя сходство с лицом настоящего человека. В результате, зрители, оставаясь свободными от иллюзий и чрезмерной вовлеченности, могут полностью отдаться сценическому действу, строящемуся по законам визуально-эстетического восприятия действительности, не смешивая вымышленное с действительностью.
Обратной стороной медали чётко регламентированной орнаментальности рисунка грима является ограниченность в вариативности эмоционально-психологического состояния персонажа – поэтому очень часто в пекинской опере один и тот же персонаж появлялся перед зрителями с разным гримом, чтобы соответствовать различным поворотам сюжета.
При гримировании также исповедовался ещё один важный принцип: если в некой сцене участвовало несколько персонажей, то базовые цвета их грима ни в коем случае не должны были повторять друг друга. В некой опере есть сцена, где Цао Цао, чьё белое лицо и удлинённый разрез глаз говорят о коварстве и жестокости, появляется вместе с другими семью военачальниками: один из персонажей выступает вообще без грима, а грим других семи полностью отличается друг от друга.
Друзья! Надеемся, что вам будет интересно и дальше узнавать новое и удивительное из мира традиционного китайского драматического жанра, поэтому не пропустите нашу следующую заметку про основы актёрского мастерства и специальные техники в пекинской опере.
До новых встреч!
Автор рубрики,
Окладникова Дарья