С 1 июня 2025 года начнет действовать обновленный ГОСТ 34278 “Соединения арматуры механические для железобетонных конструкций. Технические условия”. Разбираемся, какие изменения были внесены и как это повлияет на использование муфтовых соединений арматуры на практике?
Комментирует: Роман Луценко, коммерческий директор компании RECO, автор и разработчик патентов на муфтовые соединения арматуры.
Уточняется понятие механического соединения арматуры
Теперь этот конструктивный узел будет соответствовать стандарту, если он выполняется “по технологии конкретного изготовителя (поставщика)”. Это означает, что муфты, оборудование, расходные материалы, инструменты, технические регламенты – все, что необходимо для создания соединения арматуры, должно поставляться одной компанией-производителем или поставщиком.
Комментарий эксперта:
“Сегодня основные риски, которые негативно влияют на качество механических соединений арматуры, как правило, связаны с игнорированием важных производственных составляющих технологии, которые заложил производитель муфт. Обновленный ГОСТ 34278-2024 исключает эти риски, запрещает подрядчикам закупаться в разных местах, ограничивая одним производителем и обязывая работать в рамках одной конкретной технологии. Это то, что поможет гарантировать высокое и стабильное качество соединений”.
Вводятся новые понятия:
1. “Изготовитель (производитель)” и “Поставщик” механических соединений арматуры
Производитель обладает технологией в комплексе: изготавливает все необходимое, предоставляет инструменты и оборудование, регламентирует производственный процесс сборки.
Для работы с подрядчиками компания-производитель может передать технологию посреднику-поставщику. Однако он также будет обязан поставлять на объекты технологию в комплексе, замена какой-либо составляющей части не допускается. Муфты для арматуры, оборудование для подготовки (обработки) арматурных стержней, инструменты и оборудование для сборки соединений, запасные части и расходные материалы для технического обслуживания и ремонта оборудования и инструментов – все это должно быть от одного производителя.
2. “Отгрузочная (грузовая) партия” и “Контрольная партия”
Отгрузочная партия – партия соединительных муфт одного типа и диаметра из разных производственных партий, одновременно поставленных одному и тому же потребителю”. Новое определение облегчает работу производителя: позволит тратить меньше времени на подготовку документов, ускорит и упростит процесс поставок.
Комментарий эксперта:
“Скажем, раньше мы могли отгрузить 500 шт муфт из 5 разных партий по 100 шт. На эту поставку нам нужно было оформить 5 паспортов качества – по одному на каждую партию. Теперь мы можем объединить пять производственных партий в одну отгрузочную и отправить всего один паспорт на изделия. А для строительно-монтажных компаний, авторского и технического надзора такое нововведение позволит сделать более простой процедуру документооборота для подтверждения качества стыка в нормативной и проектной документации.”
"Контрольная партия – партия изделий одного типа, размера и класса прочности, изготовленных в одинаковых условиях и отобранных для контроля в одно время”.
В новом ГОСТе также описывается процедура проведения контроля качества продукции со стороны производителя. Теперь заводам-изготовителям необходимо проводить регулярные испытания своих изделий, фиксировать результаты и вести их статистику. В то же время новый ГОСТ передал производителю право самостоятельно определять геометрические размеры и материалы муфт для соответствия прочностным требованиям. Это накладывает больше ответственности на изготовителя, однако и облегчает работу, поскольку ранее размеры и материалы регулировались стандартами, СП и некоторыми СТО – и все они интерпретировали эти параметры по-разному.
Как происходит формирование контрольных партий?
Согласно новому ГОСТу, назначение таких партий нужно выполнять так, чтобы “обеспечить контроль всех производственных партий, входящих в грузовую партию”. А еще с вступлением в силу нового стандарта, будет необходимо составлять акты входного контроля на каждую контрольную партию, где будут зафиксированы геометрические размеры муфт.
3. "Винтовое механическое соединение"
Ранее ГОСТ 34278 не рассматривал данный тип стыковки арматуры. Технология винтового соединения предполагает использование муфт с внутренней резьбой, однако при данном типе соединения потребуется специальная арматура с винтовым периодическим профилем.
Комментарий эксперта:
“В России пока нет серийного производства винтовой арматуры, поскольку на данный момент еще не разработали полноценную технологию, которая бы удовлетворяла требованиям ГОСТа. Однако у такого способа стыковки есть перспективы, поскольку винтовые муфты не предполагают дополнительной обработки арматуры на строительной площадке. Нужно просто отрезать стержни необходимой длины и скрутить их с муфтой”.
Так как новый ГОСТ вводит определение винтового соединения, в документе появились и некоторые пункты, которые касаются формирования стыков при помощи таких муфт:
- контроль затяжки, как и в случае с резьбовыми муфтами, осуществляется при помощи динамометрического ключа “до значений, указанных в нормативных документах или технологическом регламенте изготовителя (поставщика)”.
- все типы винтовых соединений арматуры должны выполняться с применением контргаек. Они обеспечивают фиксацию муфты относительно арматуры и гарантируют равномерное распределение нагрузки на оба стержня.
- для соединения арматуры от 28 до 40 диаметра допускается использование анкерно-клеевых составов при специальном обосновании. Чем и как заполнять соединительную муфту в таком случае, определяет изготовитель.
Комментарий эксперта:
“Ранее упоминания об использовании анкерно-клеевых составов в ГОСТах не было. В большей степени этот пункт включили в новую редакцию стандарта, как говорится – «на будущее», для производителей винтовой арматуры, чтобы была возможность получения соединения в соответствии с ГОСТ в области прочности и деформативности. Однако стоимость такого стыка арматуры останется все равно значительно выше обычного резьбового соединения. К примеру, наши механические резьбовые муфты для стыковки арматуры от 16 до 40 диаметра обеспечивают все необходимые требования к деформативности и не требуют применения дополнительных клеевых составов”.
Определена длина обжимных муфт при стыковке некоторых классов арматуры
Прежняя версия ГОСТа 34278 не обозначала точную длину обжимных муфт, допуская ее вариативность в диапазоне от 5d до 9d, вне зависимости от класса используемой арматуры. В новой редакции закрепляются минимальные значения длины для стандартных и переходных обжимных муфт, связанные с классами арматуры:
“Длина соединительной муфты опрессованных соединений арматуры классов А400 и А500 должна быть не менее 7d, а арматуры класса А600 – не менее 8,5d. Длина соединительной муфты опрессованных соединений арматуры классов А400 и А500 разного диаметра должна быть не менее 3,5 (d1+d2), а для соединяемой арматуры класса А600 не менее” 4,5 (d1+d2)”.
Комментарий эксперта:
“Когда действовала вариативная линейка длин, в целях экономии предпочтение зачастую отдавалось муфтам меньших размеров, поскольку их стоимость ниже. Новые требования ГОСТа будут, скорее всего, мотивировать строителей использовать резьбовые соединения. Изначально технология резьбовых муфт пришла на рынок взамен обжимной, поскольку имела ряд неоспоримых технологических преимуществ, а теперь к этому можно добавить и значительное увеличение средней рыночной стоимости обжимной муфты из-за увеличения минимальных габаритных размеров”.
Уточнены данные, которые необходимо указывать при маркировке муфт
Согласно обновленному ГОСТу, туда должна входить следующая информация:
- тип соединительной муфты
- диаметр соединяемой арматуры
- номер производственной партии в соответствии с требованиями технической документации изготовителя (поставщика)
На практике не все производители добросовестно выполняют эти требования, что является нарушением. При составлении актов скрытых работ благодаря маркировке можно определить, какая муфта использовалась, кто производитель, какие есть сопроводительные документы на соединительный узел – все это позволяет подтвердить, что работы по стыковке арматуры выполнены в соответствии с требованиями ГОСТа. В дополнение появился пункт о том, что внесение каких-либо изменений в маркировку потребителем или поставщиком не допускается.
Объединение категорий S1 и S2
В прошлой редакции документа соединения подразделяли на категории S1 и S2, в новой версии их объединили в одну группу – S. Практика и проводимые испытания показали, что различия между двумя категориями незначительны. Объединение двух категорий позволяет упростить процесс проектирования и контроля качества. Единые требования позволят уменьшить трудозатраты на проведение расчетов и испытаний. Кроме того, такое объединение позволит лучше контролировать качество соединений. ГОСТ 2017 года создавал возможность для подрядных и проектных организаций проводить испытания выборочно – либо для соединений S1, либо для S2 – это экономило средства, однако не раскрывало качество стыков в полном объеме. В связи с объединением изменилось и значение деформативности механических соединений этой категории при проведении испытаний на малоцикловую нагрузку. Теперь необходимо фиксировать данные только после наибольшей нагрузки – 20 циклов действия (ранее необходимо было измерять деформативность после 4 и 8 циклов).
Оценка соединений при растяжении арматуры
В обновленном ГОСТе 34278 появился отдельный уточняющий блок о полном относительном удлинении арматуры механического соединения при различных вводных (длина муфты 200 мм и более, на серию из 3 образцов, при максимальной нагрузке, для категории S, при стыковке арматуры разного диаметра). Новая редакция документа снижает требования к оценке качества соединений, ранее они были весьма жесткими.
Правила приемки
В обновленном ГОСТе конкретизировали приемо-сдаточный контроль муфт, инструментов и оборудования.
Теперь в обязательном порядке производитель (поставщик) должен проводить:
- контроль геометрических размеров и параметров резьбы готовых соединительных муфт в соответствии с требованиями технической документации изготовителя;
- контроль рабочих параметров оборудования, оснастки и инструмента для подготовки концов арматуры и монтажа в соответствии с требованиями технологической документации (регламента) изготовителя;
- выполнение контрольных образцов механических соединений арматуры в соответствии с технологической документацией;
- испытание на растяжение контрольных образцов механических соединений арматуры с определением деформативности и полного относительного удлинения (1 образец на производственную партию до 2500 шт).
Также были уточнены требования к входному контролю муфт, инструментов, оборудования и оснастки.
Добавлены обязательные документы:
- технический регламент на механические соединения
- протоколы испытаний образцов готовых соединений, выполненных по технологии конкретного производителя. Этот пункт еще раз подчеркивает, что все элементы технологии для формирования механического соединения арматуры должны поставляться одним производителем.
Расширены данные, которые изготовитель (поставщик) должен указать в документах на каждую производственную партию муфт:
- наименование изготовителя;
- механические свойства и химический состав исходной заготовки соединительной муфты;
- геометрические размеры соединительных муфт
- результаты испытаний образцов механических соединений арматуры при приемо-сдаточном контроле;
- штамп, свидетельствующий о проведении приемо-сдаточного контроля службой качества изготовителя.
Приемка выполненных соединений арматуры
Будет входить в приемку армирования конструкций, которая оформляется актом освидетельствования скрытых работ (АОСР).
Комментарий эксперта:
“В предыдущей редакции ГОСТа оформление АОСР не было обязательным требованием. Тем не менее на строительных объектах такие акты составлялись, поскольку при возведении монолитных конструкций критически важно документировать процесс соединения рабочей арматуры. Кроме того, наличие этого документа являлось необходимым условием для получения финансирования от заказчика на приобретение материалов, в частности, механических соединений. В противном случае, если акт отсутствовал и не было подтверждения использования материала на объекте, подрядная организация должна была покрывать расходы на эти материалы из собственных средств”.
Лабораторные испытания механических соединений
В обновленной версии ГОСТа 34278 уточняется, что испытания контрольных образцов (растяжение до разрыва) могут осуществлять лаборатории, которые аккредитованы на данный вид испытаний и проводят их в соответствии с методикой, указанной в ГОСТ 34227. Ранее не все лаборатории были аккредитованы на проведение испытаний по этому ГОСТу, однако все равно проводили их. Теперь это не допускается.
Если в процессе строительства сменился изготовитель (поставщик) технологии механических соединений или подрядчик, то согласно новому ГОСТу, необходимо снова провести испытания: отправить в лабораторию 3 образца за первые 50 соединений, выполненных с начала производства работ.
Аттестация рабочих, выполняющих механические соединения
Это приложение к ГОСТу в новой версии стало справочным, также в нем уточняется состав квалификационной комиссии. Ранее он определялся руководителем предприятия. В новом документе предполагается, что туда должны входить “специалисты изготовителя (поставщика) соединительных муфт и оборудования и потребителя (организации, предприятия), выполняющего монтаж механических соединений арматуры при производстве работ.
Что думаете о нововведениях? Давайте обсудим в комментриях! 👇