Если задумывались над абсурдом судебной системы, самое то – посмотреть эту комедию. В ней высмеивается социальное лицемерие и снобизм, весьма ярко выводятся параллели между Средневековьем и современным «судом толпы»
Оригинальное название:
- Les chèvres!
Это немного психоделическая сатира (а в качестве жанра заявлен ещё и исторический фарс), но следить за персонажами забавно. Сколь бы нелепыми ни были их образы, в реалиях нашего общества встречается ещё больший сюрреализм.
Как юрист козу защищал
Сюжет рассказывает о Франции XVII века, когда неудачливый адвокат Помпиньяк (которого все коллеги высмеивают за 100% проигранных дел) берётся за «простое» дело: ему предложили защитить юную девочку Жозетту, обвинённую в убийстве пожилого престарелого 44-летнего маршалла.
Правда, адвокат не блещет талантами, поэтому лишь в суде понимает, что его подзащитная – коза с четырьмя лапками и рогами.
К тому же на стороне обвинения главный конкурент Помпиньяка – мэтр Вальвер, у которого 100% выигранных дел, и которого обожает публика.
Здесь и политические интриги с давлением на суд, и национальные стереотипы о «соседях за рекой», и абсурдные законы.
Скачущий по кочкам сюжет
Сначала может показаться, что ирония затрагивает исключительно средневековые суды над животными, которые происходили в реальности. Вот только сатира над проблемами линчевания в соцсетях и бюрократического фарса уж слишком приближает сюжет к современности.
Прекрасные сцены
Актёры изумительные, живая мимика прекрасно передаёт гротеск ситуации. К слову, на это играет и проговаривание историй о «двадцатипятилетних стариках». Самому Помпиньяку по сюжету 27 лет, кстати.
Судебное заседание превращается в цирк, но проблема в том, что буквально каждое заседание такое. Заставляет, знаете ли, задуматься: а только ли в реальности фильма?
Изумительно показан контраст между роскошными дворцами и провинциальными улицами. Как люди в откровенных нестиранных лохмотьях вынуждены надевать напудренные парички, чтобы «соблюсти приличия». По-своему горький показной этикет.
Слишком французская комедия
Некоторые зрители не оценили гротеск и «плоскость» шуток. Но спешу возразить!
У нас есть условные комедии с Галустяном, в которых только отвратительная по форме буффонада. В этой же комедии и в ей подобных гротеск – лишь внешняя часть, которая и не должна быть смешной: она лишь показывает ироничность рутинных, бытовых, реальных ситуаций, – заставляя смеяться глубинными пороками общества, а не над показной клоунадой (которая, если честно, даже печальная).
Вы смеётесь не над тем, что показывают, а над тем, из-за чего происходит эта ситуация.
Некоторые тему национального вопроса и социальных проблем посчитали натянутой, но здесь это не было основной линией – скорее, окантовкой ключевой истории. Эти две линии должны были показать, в каких условиях стали возможны ключевые события сюжета, поэтому, на мой взгляд, их недоработанность простительна.
И, конечно же, никакого голливудского юмора.
Изысканный фарс
Актёрская игра – на высоте. Дэни Бун умудряется сочетать клоунаду и драму даже не в одной сцене, а в каждом конкретном моменте. Сакраментальный грустный клоун, заставляющий смеяться над откровенно печальными ситуациями.
И через призму вот этого всего фильм хорошенько проходится по проблемам презумпции невиновности (на которую часто закрывают глаза) и хайпожорства (которое способно извратить до своей полной противоположности абсолютно любую ситуацию).
Всё это подано лаконично и уместно, к тому же – в детально проработанных локациях с хорошо подобранными костюмами, за счёт чего намного проще погрузиться в эпоху.
Оценка: занятная социально-сатирическая комедия
Фильм «Козёл отпущения» 2024 года получает от меня 7 баллов из 10, потому что действительно хорош.
Наблюдать за похождениями персонажей было занятно, и после просмотра не кажется, что время потрачено зря.
Кому смотреть?
Это сатирический манифест, который по-своему смешон, но весьма неудобен: учитывая освещаемые вопросы предрассудков, лицемерия и поиска виноватых – из каких-то политических мотивов или просто для собственного развлечения.
Пожалуй, в восторге будут любители «интеллектуального юмора» (только попрошу без снобизма и оттопыривания мизинчиков, здесь всё подаётся довольно-таки в лоб), а также те, которые любят социальную сатиру – и смеяться над бытовыми проблемами.
Ну, ещё поклонники Дэни Буна будут в восторге, а также фанаты французской эксцентричной киношколы.
Это лёгкий развлекательный фильм для людей среднего возраста. Для людей постарше он покажется слишком глупым, а для людей помладше – слишком скучным.
Если же хотите посмеяться над абсурдом и погрустить о вечном – самое то!
P. S. Ещё один обзор, в кои-то веки не с многомесячными перерывами.