- В канун 80-летия ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ все заняты подготовкой к этому событию: наши дети (или внуки) малюют рисунки и открывают выставки; мы вместе с ними готовим к «Бессмертному полку» портреты наших ветеранов (у каждого они свои, но все они – наши, общие!); музыканты пишут и исполняют песни на стихи наших Воинов, добывших Победу – воистину ПОБЕДОНОСЦЕВ!
- И ШВЕЦ, И ЖНЕЦ, И НА ДУДЕ ИГРЕЦ...
- ИСТОРИЧЕСКИЕ ГРАБЛИ
В канун 80-летия ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ все заняты подготовкой к этому событию: наши дети (или внуки) малюют рисунки и открывают выставки; мы вместе с ними готовим к «Бессмертному полку» портреты наших ветеранов (у каждого они свои, но все они – наши, общие!); музыканты пишут и исполняют песни на стихи наших Воинов, добывших Победу – воистину ПОБЕДОНОСЦЕВ!
Вспомните строки песни из легендарного кинофильма «Офицеры» (1971):
Нет в России семьи такой,
Где б не памятен был свой герой,
И глаза молодых солдат,
С фотографий увядших глядят…
Здесь ключевые слова – ГЕРОЙ и ПАМЯТЕН…
Да, сегодня каждый из нас старается сделать свой, хотя бы маленький вклад в ПАМЯТЬ! В память о той Великой Победе, которую 80 лет назад одержал наш многострадальный народ, сломав хребет страшному мировому злу – нацизму!
И это закономерно, ведь мы – дети и внуки ПОБЕДИТЕЛЕЙ!
И ШВЕЦ, И ЖНЕЦ, И НА ДУДЕ ИГРЕЦ...
Неожиданно (ох уж это наше русское «неожиданно»!) мы, преподаватели-русисты, столкнулись с серьёзной проблемой: а как нам преподать суть тех событий 80-летней давности? Как разъяснить смысл ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ иностранным учащимся?
Почему мы, русисты? Да потому что историков, умеющих это делать, раз-два и обчёлся! Таких, как Ирина Третьякова из Института русского языка имени Пушкина, о которой я здесь, в этом блоге, писал когда-то.
Ирина Анатольевна суть работы со студентами-иностранцами определяла так:
— Я – вербовщик! Я делаю из иностранцев наших сторонников!
Преподаватель РКИ (русского как иностранного) должен уметь буквально всё! И научить своих «подопечных» шнурки на зимних ботинках завязывать или кальсоны носить (да-да! а кто ещё обучит этому студента из Африки?), и экскурсию для них провести, и Дедом Морозом или Снегурочкой на Новый год нарядиться, и блины на Масленицу испечь… Да мало ли ещё что!
А главное – всё-всё-всё знать и понимать про русский язык, нашу историю, культуру, литературу, традиции… И уметь это студентам-иностранцам разъяснить.
Конечно же, это касается и такого события мировой и российской истории, как наша Великая Победа! До учащихся нужно донести, а они должны усвоить смысл этого эпохального и ни с чем прежде не сравнимого исторического события.
А как же иначе?
А в чём он, этот смысл?
— Народы Советского Союза не просто разгромили вермахт на своей территории, но и принесли жизнь, освобождение и спасение другим народам Восточной и Центральной Европы. Красная Армия, советский солдат буквально остановили нацистскую машину уничтожения и потушили крематории Холокоста. Кто это отрицает, тот со всей очевидностью поддерживает возрождение нацизма и ростки неонацизма.
Так эту суть за три дня до 9 Мая сформулировала официальный представитель МИД России Мария Захарова.
Кстати, первая в истории женщина-дипломат, недавно награждённая орденом «За заслуги перед Отечеством»!..
ИСТОРИЧЕСКИЕ ГРАБЛИ
Тем более это важно сегодня, когда против России вновь – как и в 1941-м, и в 1919-м, и в 1812-м (да и ранее!) ведёт войну весь «коллективный Запад». А всю Европу (и не только её, неродимую!) аж корёжит от русофобии!
В эти, священные для нас майские дни празднования ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ, неонацистские молодчики ВСУ – «потомки недобитых карателей», как назвал их как-то Владимир Путин, маршируют по Лондону, а король Карл III приветствует их, как героев.
И почти синхронно Дональд Трамп ничтоже сумняшеся заявляет о том, что победу в двух мировых войнах в XX веке одержали исключительно американцы...
Ну а в моей родной Одессе в день ОДЕССКОЙ ХАТЫНИ, 2 мая, у Дома профсоюзов на Куликовом поле оккупировавшие город бандеровцы справляют «День жареного петуха»…
Да, все вменяемые во всём мире верят, что это глумление над нашими святынями и поругание памяти павших в боях за освобождение Европы и мира от фашизма не останется безнаказанным! Но мы, вменяемые русисты – преподаватели РКИ, ещё и должны объяснить всё это своим учащимся…
В следующем своём опусе я расскажу о подарке, который мы с коллегами по Учебному центру русского языка приготовили к великому юбилею.
Об этом – читайте ЗДЕСЬ:
«Подарок ко Дню Победы»
ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ
…Песня из кинофильма «Офицеры», строки из которой я вспомнил в начале своего рассказа, начинается так:
«От героев былых времён…»
Именно под таким названием её и запомнили многие поколения зрителей и слушателей. Однако изначально она называлась совсем по-другому:
«Вечный огонь».
Слова этой песни написал замечательный поэт Евгений Агранович – фронтовик, сам прошедший всю войну «от звонка до звонка» (его же перу принадлежат слова песни «Я в весеннем лесу…»), а музыку – Рафаил Хозак.
А помните последние строки этой песни? Вот они:
…Этот взгляд, словно высший суд,
Для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть,
Ни с пути свернуть!
Наверное, именно в этом и состоит суть работы педагога – и с такими мальчишками, и со всеми вменяемыми, которые хотят приобщиться к русскому языку, к нашим традициям и культуре...
ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ
От героев былых времен
Не осталось порой имен.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землей и травой...
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых.
Этот вечный огонь, нам завещанный одним,
Мы в груди храним.
Погляди на моих бойцов -
Целый свет помнит их в лицо.
Вот застыл батальон в строю...
Снова старых друзей узнаю.
Хоть им нет двадцати пяти,
Трудный путь им пришлось пройти,
Это те, кто в штыки поднимался как один,
Те, кто брал Берлин!
Нет в России семьи такой,
Где не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят...
Этот взгляд, словно высший суд,
Для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть,
Ни с пути свернуть!
Илья Карпенко
Фото и видео: из открытых источников интернета