Вы смотрели фильм Ридли Скотта «Бегущий по лезвию»? Если да, то возможно, вы заметили, что этот фильм прям таки перенасыщен философией. Да, этот фильм имеет культовый характер, но смотреть его нужно. Особенно тем, кто интересуется этикой, этикой технологий. В этом кинопроизведении искусство и философия переплетаются в тугой узел, создавая пространство для размышлений о том, что такое человек и имеем ли мы право быть для кого-то Богом.
Вообще, центральная тема фильма может быть выражена посредством лишь одного вопроса: что делает нас людьми? Репликанты, которых ловит главный герой, это искусственно созданные существа, внешне никак неотличимые от людей, но лишённые любых прав и свободы. Однако, они, созданные по подобию человека, начинают стремиться к самопознанию. Некоторые из них задумываются о том, что есть смысл жизни… И всё это, несмотря на их вроде бы искусственную природу. Этот конфликт между созданием и создателем, между рабом и хозяином, напоминает диалектику Гегеля, где признание «Я» другого необходимо для формирования собственного «я». Поэтому, можно сказать, что весь фильм, это путь главного героя к своёму истинному «Я»… (тут, конечно, мы вспоминаем все трактовки этого фильма, но суть дела не поменяется: познать себя можно лишь, познавая и признавая другого.)
В фильме также звучит отсылка к философу Рене Декарту: «Я думаю, следовательно, я существую». Один из репликантов произносит эту фразу, тем самым как-бы, утверждая своё право на существование, он полностью осознакт себя как существо наделеное самосознанием. Он есть личность. Это поднимает другой вопрос, но очень близкий к предыдущему: если существо осознаёт своё существование и стремится к самосовершенствованию, имеет ли оно право на жизнь и свободу?
Фильм также пронизан различными экзистенциалистскими мотивами. Репликанты, несмотря на свою предопределённую судьбу и ограниченный срок жизни, стремятся к свободе и самовыражению. Они ищут смысл в мире, который их отвергает. Это отражает идеи Жана-Поля Сартра, который утверждал, что «существование предшествует сущности», и человек сам создаёт свой смысл жизни через свои действия и свой выбор.
Рой Батти, лидер репликантов, в финальной сцене произносит знаменитую фразу: «Все эти моменты потеряны, как слёзы в дожде». Это выражение осознания своей смертности и стремления к бессмертию через память и переживания. Он осознаёт, что его хотя жизнь была коротка, она имела особую значимость и ценность, прежде всего для него самого.
Такая штука, как эмпатия тоже играет ключевую роль в этом фильме. Тест Войт-Кампфа, используемый для определения репликантов, измеряет эмоциональные реакции, такие как сострадание и сочувствие. Это предполагает, что способность к эмпатии — это важный аспект человечности.
Однако репликанты, такие как Рой Батти и Прис, демонстрируют глубокие чувства и стремление к связи с другими. Их действия, такие как спасение жизни Декарду Роем, ставят под сомнение традиционные представления о морали и человечности. Это напоминает философские размышления о том, что мораль не обязательно зависит от биологической природы, а скорее от способности к пониманию и состраданию.
Кроме того, фильм «Бегущий по лезвию» также поднимает вопросы об ответственности за создание и использование технологий. Корпорация Тирелл создает репликантов для эксплуатации, не учитывая их возможные чувства и устремления. Это напоминает философские размышления о моральной ответственности создателей технологий, таких как Маргарет Боден, которая утверждает, что создатели искусственного интеллекта должны учитывать любые этические последствия своих разработок.
Фильм предупреждает о возможных опасностях бездумного использования технологий и необходимости учитывать моральные аспекты при их разработке и применении.
А память? Память в этом фильме также играет ключевую роль в формировании личности. Репликант Рэйчел верит, что у неё есть настоящие воспоминания, но позже выясняется, что они были имплантированы. Это ставит под сомнение её идентичность и появляются вопросы типа: если наши воспоминания могут быть подделаны, что делает нас теми, кто мы есть?
Философы, такие как Джон Локк, утверждали, что личность определяется непрерывностью сознания и памяти. Однако в свете фильма возникает вопрос: если память может быть искусственно создана, что тогда определяет нашу личность? Ответить на это совсем не просто. Даже очень сложно.
«Бегущий по лезвию» напоминает нам, что человечность не определяется биологической природой, а определяется способностью к самосознанию, эмпатии и другим вещам, которые до сих пор скрыты от нас «завесой тайны». После него мы задумываемся о сути нашей природы, о том насколько мы несем ответственность перед тем, кого и что мы создаём, и перед миром, в котором мы живём.