Найти в Дзене
ru-memorials

Крым-2025

Как мы провели первую половину майских в 2025 году, посмотрели Крым и объехали Азовское море.
01. Отправились 25 апреля, вернулись 04 мая.
Пробег 3589 км за 54 моточаса. 02. Таганрог.
Здесь мы уже бывали в 2022 году.
В этот раз остановились в районе Приморского парка, гуляя в окрестностях которого совершенно случайно наткнулись на комбайн Колос. 03. Наутро отправились в сторону Крыма по Р-280 Новороссия.
Пункт пропуска Весёло-Вознесенка прошли за четыре минуты (очередь из двух машин, показали паспорта прямо из машины и проехали).
Участок до Мариуполя или уже построен в виде автомагистрали с разделительной полосой или достраивается в таком виде. 04. Мариуполь.
Проехали несколько районов города.
В городе видны следы боёв на многих малоэтажных домах в центре.
Часть из них жилая и восстановлена, часть явно пуста.
Совсем другая картина в районах многоэтажной застройки - все дома выглядят отремонтированными, со всех краёв города активно строятся новые кварталы.
На улицах гуляет много людей,
Оглавление

Как мы провели первую половину майских в 2025 году, посмотрели Крым и объехали Азовское море.

01. Отправились 25 апреля, вернулись 04 мая.
Пробег 3589 км за 54 моточаса.

Маршрут (фрагмент М4 до Ростова условно не показан)
Маршрут (фрагмент М4 до Ростова условно не показан)

02. Таганрог.
Здесь мы уже бывали в 2022 году.
В этот раз остановились в районе Приморского парка, гуляя в окрестностях которого совершенно случайно наткнулись на комбайн Колос.

-2

03. Наутро отправились в сторону Крыма по Р-280 Новороссия.
Пункт пропуска Весёло-Вознесенка прошли за четыре минуты (очередь из двух машин, показали паспорта прямо из машины и проехали).
Участок до Мариуполя или уже построен в виде автомагистрали с разделительной полосой или достраивается в таком виде.

-3

04. Мариуполь.
Проехали несколько районов города.
В городе видны следы боёв на многих малоэтажных домах в центре.
Часть из них жилая и восстановлена, часть явно пуста.
Совсем другая картина в районах многоэтажной застройки - все дома выглядят отремонтированными, со всех краёв города активно строятся новые кварталы.
На улицах гуляет много людей, в том числе мамочек с колясками.
На западном выезде огромный новый медцентр, рядом с которым внезапный памятник экскаватору от МинСтроя РФ.

-4

05. Бердянск.
Город немного в сторону от Р-280, но мы хотели обязательно посмотреть на Бердянскую косу.
Уникальное место - длинная песочница (около 10 километров в длину) с шириной, местами, менее 100 метров.
Десятки баз отдыха и гостевых домов, многие из которых явно готовятся к открытию в этом сезоне.

-5

06. Мелитополь.
Город как город - толпы людей, куча машин, все куда-то спешат.
Ну и мы не стали задерживаться и проехали его без остановок (даже фоток нормальных нет).

07. Крым.
Пункт пропуска Джанкой.
Прохождение заняло час десять.

-6

08. Джанкой.
Дорога от пункта пропуска до самого города - это какой-то позор.
Крошечный участок в 33 километра состоит из бугристых заплаток чуть более чем полностью.
Мы таких дорог не видели уже много лет.
Справедливости ради отмечу, что это единственный плохой участок за все 3600 км маршрута.
После въезда в Джанкой ушли направо и мимо ИС-3 полетели в сторону Евпатории деревенскими дорогами.

-7

09. Евпатория.
Тихий старинный приморский город.
Поснимали лебедей, погуляли по набережной, сходили в музей и переместились в Симферополь.

-8

10. Симферополь.
Многослойные пересечения истории Российской империи, СССР и современности.
Например, за одну двухчасовую прогулку мы увидели памятник Екатерине Второй, мемориал первому танку, вошедшему в город в 1944 году, экспозицию антенн космической связи и памятник Вежливым людям.

-9

11. Бахчисарай.
По вторникам Ханский дворец закрыт на выходной.
Обошли его кругом.
На расположенном прямо за дворцом кладбище Советских солдат отсняли танк Т-70.

-10

12. Севастополь.
После Бахчисарая следующий пункт - 30-я батарея (подземные казематы и собственно башни).
Затем на пароме переправились в центр города, где и прогуляли пешком весь вечер между Артиллерийской и Южной бухтами, завершив прогулку в Подземном Севастополе (музей-укрытие в виде 500-метровой галереи).

-11

13. Севастополь (второй день).
Новый Херсонес - совершенно новый огромный музей античной и современной истории.
Пока доступны экскурсии только по уличным объектам.
К началу лета готовятся к открытию корпуса музея Христианства, Античности и Византии, музея Крыма и Новороссии.
Это место в Севастополе интересно тем, что кроме нового музея на соседней площадке расположены раскопки Херсонеса Таврического - древнего города с многотысячелетней историей.
Именно в этом месте князь Владимир принял христианскую веру в 988 году, изменив тем самым направление развития древнерусского государства.

-12

14. Балаклава.
Экскурсия по бухте и подземный музей подводных лодок.
Первое на любителя, второе - рекомендуем.

-13

15. Южный берег Крыма.
Проехали его целиком с остановками.
Ялта - толпы народа, на набережной не пропихнуться.
Задерживаться не стали - предпочли прогулку по Никитскому ботаническому саду.

-14

16. Алушта.
Народу чуть меньше, чем в Ялте.
Переночевали и поехали в Судак.
Крепость большая, высокая.
Любите средневековые крепости? Тут оно и есть.

-15

17. Коктебель.
Проехали насквозь.
У меня были три точки - Ан-24, планер А-11 и памятник Первопроходцам и романтикам неба.
Первые два оказались за забором (но это не точно), к третьему на карте должны были вести грунтовки, но мы их не нашли на реальной земле.
Поэтому есть только снимок с максимальным увеличением длинного объектива.

-16

18. Феодосия.
Здесь маршрут по ЮБК заканчивается и сливается с Тавридой.
В целом, дорога очень красивая, серпантины существенно проще сочинских, покрытие на четыре с плюсом.
Временами слишком долго нет места для обгона, но с другой стороны - если торопишься - едь по параллельной Тавриде.
А по "прибрежной" дороге надо ехать спокойно и не торопясь, рассматривая то горы, то море, то храмы, то старые города.

-17

19. Керчь.
Финальная точка на крымском полуострове.
Город промышленный, не курортный.
Очень не понравилась пешеходная инфраструктура, которой местами просто нет (например, перекрёсток Маршала Ерёменко и Мирошника, где нет ни одного перехода ближе 300 метров).
Из древней истории в центре гора Митридат с руинами Пантикапея.
Много памятников Великой Отечественной и более современных, типа катера Гриф.

-18

20. Керчь (второй день).
Рано утром отправились в Ени-Кале - ещё одна средневековая крепость.
Затем в Аджимушкайские катакомбы - рекомендую, очень атмосферное место.

-19

21. Крымский мост.
Очередь со стороны Крыма заняла у нас час пятнадцать (встали в хвост в 12:40, выехали на мост в 13:56).
В обратную сторону, считай, очереди и вовсе не было (машин десять), хотя за два дня до этого (первого мая) стояло несколько тысяч.

-20

22. Домой.
С короткой остановкой в Краснодаре и ночёвкой в Каменске-Шахтинском вернулись домой к середине дня 4 мая.

-21

О чём не сказал отдельно

Отснятые музеи и мемориалы: Самбек, Малахов курган, Сапун-гора, Эльтиген, Митридат, десятки других памятников.

На территории Донецкой, Запорожской и Херсонской областей нельзя снимать военных (регистратор убираем, при фотографировании смотрим внимательно нет ли в кадре чего "зелёного").

Карты оплаты принимают везде.

Заправок полно, бензин на них нормальный (проверял на TES и Мустанг).

С GPS-навигацией проблемы почти везде, но есть решение - строим маршрут в Яндекс навигаторе от одной точки до другой и не запускаем маршрут.

Тогда навигатор нарисует путь со всеми поворотами, которые придётся отслеживать самостоятельно глядя в телефон.

Впрочем, Р-280 Новороссия размечена знаками нормально - не промахнётесь (плюс всегда можно спросить дорогу у солдат на блок-постах, если потерялись).

На пунктах пропуска Джанкой и Крымский мост нужно доставать все вещи из машины (в Джанкое их смотрят, на мосту просвечивают), сотрудники пунктов вежливы, но настойчивы.

Сотовая связь в режиме роуминга, хотя многие операторы в этом году его отменяют.

Итог

Маршрут норм, можно ехать.