Вызывает недоумение как Лавиния пришла к тому, чтобы написать такую сцену. Иконография картины «Марс и Венера» действительно уникальная и обусловлена жестом Марса, ощупывающим левую ягодицу Венеры.
История картины
Других подобных случаев, предшествующих картине Лавинии Фонтана, нет, если только не ссылаться на произведение иного характера – скульптуру немецкого скульптора Конрата Мейта (1470/1485 – 1550/1551) В небольшой бронзовой группе рука сидящего Марса касается ягодиц Венеры, в то время как её рука касается его бедра. Их жесты и контрапосты оживляют скульптурную композицию, однако в работе Мейта полностью отсутствует чувственность. Жест Марса – нежная, даже нерешительная ласка.
В картине Лавинии Фонтата, напротив, наблюдаешь осознанный, трансгрессивный и даже вульгарный жест. Главные герои, бог войны и богиня любви, изображены сидящими на кровати с балдахином, на которой развеваются шелковые занавеси винного цвета, а бог Любви, в традиционной иконографии крылатого Купидона с луком, блаженно спит. На полу кувшин, чопины Венеры, щит и меч Марса. Он, в шлеме, смотрит ей в лицо. Она смотрит в сторону зрителя, в правой руке держа цветок нарцисса. Оба голые, только интимные части Марса прикрыты драпировкой, на Венере – жемчужное ожерелье и пара золотых сережек с горным хрусталем.
Атрибуция картины Лавинии Фонтана была установлена недавно. Историк-искусствовед Энрико Мария Даль Поццоло (доцент кафедры истории искусств в Университете Вероны) весьма убедительно приписал картину Лавинии Фонтана и первым попытался пролить свет на значение необычной иконографии. Он посвятил картине работу «Вершина эротики у Лавинии Фонтана и возрождение Каллипиги в итальянском Чинквеченто» («Un apice erotico di Lavinia Fontana e la rinascita della Callipigia nel Cinquecento italiano»).
Картина находится в коллекции герцогов Альба, во дворце Лирия в Мадриде. Первое ядро коллекции было сформировано в конце 16 века Великим герцогом Альба (Фернандо Альварес де Толедо и Пиментель), одним из самых выдающихся деятелей Испании того времени, который занимал практически все высшие государственные должности. Однако появление картины «Венера и Марс» в коллекции связано не с ним. Она поступила в 1816 году, когда её приобрёл в Неаполе Карлос Мигель Фитц-Джеймс Стюарт и Сильва, 14-й герцог Альба, в возрасте чуть больше двадцати лет совершавший большое турне по Италии. Картину тогда приписывали Паоло Веронезе, а в 1911 году – его сыну Карлетто Кальяри. Наследие дома Альба стало известно широкой публики лишь недавно благодаря серии выставок и публикаций.
Немного о Лавинии Фонтана
"Марс и Венера" датируется 1595 годом. Лавинии тогда было 43 года. Будучи замужем за художником Джан Паоло Дзаппи, она родила большую часть своего многочисленного потомства. Многие свидетельства говорят о том, что именно Лавиния содержала семью, а в брачном контракте она поставила условие, чтобы её определили как профессионального художника. Дзаппи пришлось смириться с ситуацией и настолько, что он перестал работать самостоятельно и взял на себя роль помощника жены.
Очень известная, уважаемая и высокооплачиваемая художница из Болоньи, имевшая важные заказы, хозяйка мастерской Лавиния была близка к церковным кругам. Большинство её произведений действительно посвящены религиозным сюжетам или представляют портреты аристократов. Фонтана – первая художница, создавшая алтарную картину в католической Европе (в музее Сан Доменико в Имоле) и первая женщина, написавшая обнаженную женскую фигуру (Одевающаяся Минерва), заказанную кардиналом Шипионе Боргезе.
Наибольших успехов она добилась в Риме, куда её, по-видимому, призвал папа Григорий XIII, её земляк. В 1603 году, несмотря на сопротивление мужа, она переехала на постоянное жительство в Рим. Благодаря высокому покровительству Лавиния выполнила большое количество заказов для окружения папского двора (римской знати и дипломатов), за что её прозвали «папской художницей».
Во многих работах Фонтана нет той чувственной непосредственности, которую можно найти в картинах Артемизии Джентилески, скорее наоборот. Например, Юдифь, обезглавливающая Олоферна, – у Артемизии свирепость женщины, обезглавливающей зверя, почти живая, у Лавинии – всё, от одежды до позы, рассказывает сдержанную, даже благопристойную историю, как будто взятую из жизни добропорядочной провинциальной буржуазии.
Именно поэтому картина «Марс и Венера» кажется, по меньшей мере, смелой.
Самый красивый зад античности
Однако если понять причины, побудившие Лавинию написать такую картину, всё окажется совсем не так, как представляется на первый взгляд. Картина появилась в культурном климате, в котором эрос утратил трансгрессивный заряд и проник в другие сферы, в частности в эстетические. Ягодицы стали представлять интерес для серьезных ученых (!). 16 век ознаменовался образным возрождением темы Венера Каллипига/Венера Прекраснозадая (Venus Callipyge), когда в Риме появилась статуя, которая сейчас находится в Национальном археологическом музее Неаполя.
Об истории археологической находки известно немного. Говорят, что мраморная статуя без головы была найдена недалеко от Золотого дома Нерона и датируется временем императора Адриана, 2 веком. Это римская копия бронзовой скульптуры эллинистического периода 2 века до н. э., хотя иконография восходит к 4 веку до н. э. В 1594 году семья Фарнезе приобрела статую и добавила ей голову. Она была включена в коллекцию археологических скульптур на Вилле Фарнезина в Риме. В 1786 году статуя была перевезена в Неаполь во время правления Фердинанда IV Бурбона, после того, как коллекцию Фарнезе наследовал несколькими десятилетиями ранее Карло (король Испании Карл III), сын последней в доме Фарнезе, Изабеллы Фарнезе (королева Испании, супруга короля Филиппа V).
После переезда произведения в Неаполь, Карло Альбачини занялся его реставрацией. Под «реставрацией» в тот период следует подразумевать полную реконструкцию частей, которых не хватало Венере Дивнозадой – замена головы, восстановление плеч, левой руки с частью подола туники, правой кисти и правой икры. Однако реставрация, выполненная очень хорошо, сохранила эллинистический стиль статуи.
Богиня любви и красоты (высотой 160 см) представлена во всем её великолепии. Изображенная сзади она поднимает подол пеплоса и оглядывается на свои «прекрасные ягодицы» (отсюда и слово callipygia, от греческого Καλλίπυγος καλός/kalόs, «красивый», и πυγή/pygḗ, «ягодица»), что намекает на эротизм религиозных ритуалов. Вероятно, это была вотивная или апотропейная статуя, посвященная Афродите, согласно апотропейному ритуалу, распространенному в Древней Греции и известному как анасирма (ἀνά ana «вверх, против, назад» и σύρμα syrma «юбка»/намеренный подъем юбки), в котором демонстрация интимных частей тела считалась средством отвращения неудачи.
Культурный климат в шестнадцатом веке
По словам Энрико Марии Даль Поццоло, «неисчерпаемое исследование красоты и гармонии частей тела, проводившееся в классическую эпоху, привело в эпоху Возрождения к „эстетическому осмыслению“ нижней части спины – части тела, которую нельзя было отделить от других, несмотря на низкие функции, возложенные на нее природой, она была в некотором роде центральной». Десятки художников пытались представить, как придать ясную форму этой особой «стороне» богини, среди них «Три грации» Рафаэля, «Юпитер и Ио» Корреджо, в том числе и до открытия классической статуи, как «Аллегория» Якопо де Барбари, хотя «Дивнозадой» можно называть только Венеру, в которой основная точка зрения – ягодицы.
Тициан с 1553 года писал «ягодицы» с настойчивостью, вызывавшей, по меньшей мере, подозрения (несколько версий известной картины «Венера и Адонис»). Развитие иконографии Венеры, увиденной со спины, происходит у Паоло Веронезе, который отвечает на идеи Тициана парой картин. В одной богиня в платье, ниспадающем со спины, обнажающем верхнюю часть ее ягодиц, смотрит в зеркало, которое держит Купидон. В другой богиня появляется в той же позе, и Купидон все еще держит зеркало, но на этот раз в сцене появляется Марс.
Заказчик картины, очевидно, был знаком с творчеством Веронезе и просил Лавинию попробовать свои силы в такой смелой теме. Возможно, заказчиком был Джакомо Бонкомпаньи (сын папы римского Григория XIII), учитывая физическое сходство между дворянином и Марсом, изображенным Лавинией.
Художники Болоньи для очень частных клиентов пробовали свои силы в выражении всех возможностей эротики (спрос был особенно высок), и Лавиния, несомненно, знала об этом. К этому следует добавить еще один феномен, без которого некоторые работы невозможно объяснить, – «пристрастие к принятию «низкого», непристойного регистра, лишенного чувства границ, распространившееся в Италии и Европе, совпав с зарождением культуры маньеризма».
Интерпретации
В чем смысл картины? Можно сказать, что это не более чем сцена подготовки к соитию, но с дальнейшей интерпретацией. На сексуальное измерение сцены намекает не только прикосновение к ягодице, отсылки и в других элементах – острие в центре щита, направленное на попу Венеры, жемчужины под попой, возможно, для того, чтобы иронически подчеркнуть ценность и значение, приписываемые этой части тела. Графин, наполненный водой, – символ готовности к плотскому союзу.
Подобные картины обычно размещались в спальнях и имели функцию возбуждения фантазии. Но они также могли быть показаны гостям, которые посмеялись бы над очевидными бурлескными аспектами, начиная с фаллической символики атрибутики Марса, но также обращая внимание на обвисший рукав рубашки, возможно, свидетельствующий о не столь восторженном выступлении бога.
В середине 16 века, под влиянием Контрреформации, спящий Купидон стал истолковываться как образ умеренности с явным моральным и дидактическим смыслом, как отсылка к гуманистической теме контроля над страстями.
Изображая Венеру, держащую нарцисс (вместо традиционной розы), символ себялюбия, тщеславия и глупости, Лавиния, возможно, хотела оставить язвительное замечание для покровителя (Джакомо Бонкомпаньи) и зрителей.