Найти в Дзене

Одна из самых откровенных картин шестнадцатого века

Вызывает недоумение как Лавиния пришла к тому, чтобы написать такую сцену. Иконография картины «Марс и Венера» действительно уникальная и обусловлена жестом Марса, ощупывающим левую ягодицу Венеры. Других подобных случаев, предшествующих картине Лавинии Фонтана, нет, если только не ссылаться на произведение иного характера – скульптуру немецкого скульптора Конрата Мейта (1470/1485 – 1550/1551) В небольшой бронзовой группе рука сидящего Марса касается ягодиц Венеры, в то время как её рука касается его бедра. Их жесты и контрапосты оживляют скульптурную композицию, однако в работе Мейта полностью отсутствует чувственность. Жест Марса – нежная, даже нерешительная ласка. В картине Лавинии Фонтата, напротив, наблюдаешь осознанный, трансгрессивный и даже вульгарный жест. Главные герои, бог войны и богиня любви, изображены сидящими на кровати с балдахином, на которой развеваются шелковые занавеси винного цвета, а бог Любви, в традиционной иконографии крылатого Купидона с луком, блаженно спит.
Оглавление

Вызывает недоумение как Лавиния пришла к тому, чтобы написать такую сцену. Иконография картины «Марс и Венера» действительно уникальная и обусловлена жестом Марса, ощупывающим левую ягодицу Венеры.

История картины

Других подобных случаев, предшествующих картине Лавинии Фонтана, нет, если только не ссылаться на произведение иного характера – скульптуру немецкого скульптора Конрата Мейта (1470/1485 – 1550/1551) В небольшой бронзовой группе рука сидящего Марса касается ягодиц Венеры, в то время как её рука касается его бедра. Их жесты и контрапосты оживляют скульптурную композицию, однако в работе Мейта полностью отсутствует чувственность. Жест Марса – нежная, даже нерешительная ласка.

Конрат Мейт, Венера и Марс
Конрат Мейт, Венера и Марс

В картине Лавинии Фонтата, напротив, наблюдаешь осознанный, трансгрессивный и даже вульгарный жест. Главные герои, бог войны и богиня любви, изображены сидящими на кровати с балдахином, на которой развеваются шелковые занавеси винного цвета, а бог Любви, в традиционной иконографии крылатого Купидона с луком, блаженно спит. На полу кувшин, чопины Венеры, щит и меч Марса. Он, в шлеме, смотрит ей в лицо. Она смотрит в сторону зрителя, в правой руке держа цветок нарцисса. Оба голые, только интимные части Марса прикрыты драпировкой, на Венере – жемчужное ожерелье и пара золотых сережек с горным хрусталем.

Атрибуция картины Лавинии Фонтана была установлена недавно. Историк-искусствовед Энрико Мария Даль Поццоло (доцент кафедры истории искусств в Университете Вероны) весьма убедительно приписал картину Лавинии Фонтана и первым попытался пролить свет на значение необычной иконографии. Он посвятил картине работу «Вершина эротики у Лавинии Фонтана и возрождение Каллипиги в итальянском Чинквеченто» («Un apice erotico di Lavinia Fontana e la rinascita della Callipigia nel Cinquecento italiano»).

Картина находится в коллекции герцогов Альба, во дворце Лирия в Мадриде. Первое ядро коллекции было сформировано в конце 16 века Великим герцогом Альба (Фернандо Альварес де Толедо и Пиментель), одним из самых выдающихся деятелей Испании того времени, который занимал практически все высшие государственные должности. Однако появление картины «Венера и Марс» в коллекции связано не с ним. Она поступила в 1816 году, когда её приобрёл в Неаполе Карлос Мигель Фитц-Джеймс Стюарт и Сильва, 14-й герцог Альба, в возрасте чуть больше двадцати лет совершавший большое турне по Италии. Картину тогда приписывали Паоло Веронезе, а в 1911 году – его сыну Карлетто Кальяри. Наследие дома Альба стало известно широкой публики лишь недавно благодаря серии выставок и публикаций.

Немного о Лавинии Фонтана

"Марс и Венера" датируется 1595 годом. Лавинии тогда было 43 года. Будучи замужем за художником Джан Паоло Дзаппи, она родила большую часть своего многочисленного потомства. Многие свидетельства говорят о том, что именно Лавиния содержала семью, а в брачном контракте она поставила условие, чтобы её определили как профессионального художника. Дзаппи пришлось смириться с ситуацией и настолько, что он перестал работать самостоятельно и взял на себя роль помощника жены.

Очень известная, уважаемая и высокооплачиваемая художница из Болоньи, имевшая важные заказы, хозяйка мастерской Лавиния была близка к церковным кругам. Большинство её произведений действительно посвящены религиозным сюжетам или представляют портреты аристократов. Фонтана – первая художница, создавшая алтарную картину в католической Европе (в музее Сан Доменико в Имоле) и первая женщина, написавшая обнаженную женскую фигуру (Одевающаяся Минерва), заказанную кардиналом Шипионе Боргезе.

Наибольших успехов она добилась в Риме, куда её, по-видимому, призвал папа Григорий XIII, её земляк. В 1603 году, несмотря на сопротивление мужа, она переехала на постоянное жительство в Рим. Благодаря высокому покровительству Лавиния выполнила большое количество заказов для окружения папского двора (римской знати и дипломатов), за что её прозвали «папской художницей».

Во многих работах Фонтана нет той чувственной непосредственности, которую можно найти в картинах Артемизии Джентилески, скорее наоборот. Например, Юдифь, обезглавливающая Олоферна, – у Артемизии свирепость женщины, обезглавливающей зверя, почти живая, у Лавинии – всё, от одежды до позы, рассказывает сдержанную, даже благопристойную историю, как будто взятую из жизни добропорядочной провинциальной буржуазии.

Именно поэтому картина «Марс и Венера» кажется, по меньшей мере, смелой.

Самый красивый зад античности

Однако если понять причины, побудившие Лавинию написать такую картину, всё окажется совсем не так, как представляется на первый взгляд. Картина появилась в культурном климате, в котором эрос утратил трансгрессивный заряд и проник в другие сферы, в частности в эстетические. Ягодицы стали представлять интерес для серьезных ученых (!). 16 век ознаменовался образным возрождением темы Венера Каллипига/Венера Прекраснозадая (Venus Callipyge), когда в Риме появилась статуя, которая сейчас находится в Национальном археологическом музее Неаполя.

Об истории археологической находки известно немного. Говорят, что мраморная статуя без головы была найдена недалеко от Золотого дома Нерона и датируется временем императора Адриана, 2 веком. Это римская копия бронзовой скульптуры эллинистического периода 2 века до н. э., хотя иконография восходит к 4 веку до н. э. В 1594 году семья Фарнезе приобрела статую и добавила ей голову. Она была включена в коллекцию археологических скульптур на Вилле Фарнезина в Риме. В 1786 году статуя была перевезена в Неаполь во время правления Фердинанда IV Бурбона, после того, как коллекцию Фарнезе наследовал несколькими десятилетиями ранее Карло (король Испании Карл III), сын последней в доме Фарнезе, Изабеллы Фарнезе (королева Испании, супруга короля Филиппа V).

После переезда произведения в Неаполь, Карло Альбачини занялся его реставрацией. Под «реставрацией» в тот период следует подразумевать полную реконструкцию частей, которых не хватало Венере Дивнозадой – замена головы, восстановление плеч, левой руки с частью подола туники, правой кисти и правой икры. Однако реставрация, выполненная очень хорошо, сохранила эллинистический стиль статуи.

Богиня любви и красоты (высотой 160 см) представлена во всем её великолепии. Изображенная сзади она поднимает подол пеплоса и оглядывается на свои «прекрасные ягодицы» (отсюда и слово callipygia, от греческого Καλλίπυγος καλός/kalόs, «красивый», и πυγή/pygḗ, «ягодица»), что намекает на эротизм религиозных ритуалов. Вероятно, это была вотивная или апотропейная статуя, посвященная Афродите, согласно апотропейному ритуалу, распространенному в Древней Греции и известному как анасирма (ἀνά ana «вверх, против, назад» и σύρμα syrma «юбка»/намеренный подъем юбки), в котором демонстрация интимных частей тела считалась средством отвращения неудачи.

Культурный климат в шестнадцатом веке

По словам Энрико Марии Даль Поццоло, «неисчерпаемое исследование красоты и гармонии частей тела, проводившееся в классическую эпоху, привело в эпоху Возрождения к „эстетическому осмыслению“ нижней части спины – части тела, которую нельзя было отделить от других, несмотря на низкие функции, возложенные на нее природой, она была в некотором роде центральной». Десятки художников пытались представить, как придать ясную форму этой особой «стороне» богини, среди них «Три грации» Рафаэля, «Юпитер и Ио» Корреджо, в том числе и до открытия классической статуи, как «Аллегория» Якопо де Барбари, хотя «Дивнозадой» можно называть только Венеру, в которой основная точка зрения – ягодицы.

Тициан с 1553 года писал «ягодицы» с настойчивостью, вызывавшей, по меньшей мере, подозрения (несколько версий известной картины «Венера и Адонис»). Развитие иконографии Венеры, увиденной со спины, происходит у Паоло Веронезе, который отвечает на идеи Тициана парой картин. В одной богиня в платье, ниспадающем со спины, обнажающем верхнюю часть ее ягодиц, смотрит в зеркало, которое держит Купидон. В другой богиня появляется в той же позе, и Купидон все еще держит зеркало, но на этот раз в сцене появляется Марс.

Заказчик картины, очевидно, был знаком с творчеством Веронезе и просил Лавинию попробовать свои силы в такой смелой теме. Возможно, заказчиком был Джакомо Бонкомпаньи (сын папы римского Григория XIII), учитывая физическое сходство между дворянином и Марсом, изображенным Лавинией.

Художники Болоньи для очень частных клиентов пробовали свои силы в выражении всех возможностей эротики (спрос был особенно высок), и Лавиния, несомненно, знала об этом. К этому следует добавить еще один феномен, без которого некоторые работы невозможно объяснить, – «пристрастие к принятию «низкого», непристойного регистра, лишенного чувства границ, распространившееся в Италии и Европе, совпав с зарождением культуры маньеризма».

Интерпретации

В чем смысл картины? Можно сказать, что это не более чем сцена подготовки к соитию, но с дальнейшей интерпретацией. На сексуальное измерение сцены намекает не только прикосновение к ягодице, отсылки и в других элементах – острие в центре щита, направленное на попу Венеры, жемчужины под попой, возможно, для того, чтобы иронически подчеркнуть ценность и значение, приписываемые этой части тела. Графин, наполненный водой, – символ готовности к плотскому союзу.

-8

Подобные картины обычно размещались в спальнях и имели функцию возбуждения фантазии. Но они также могли быть показаны гостям, которые посмеялись бы над очевидными бурлескными аспектами, начиная с фаллической символики атрибутики Марса, но также обращая внимание на обвисший рукав рубашки, возможно, свидетельствующий о не столь восторженном выступлении бога.

В середине 16 века, под влиянием Контрреформации, спящий Купидон стал истолковываться как образ умеренности с явным моральным и дидактическим смыслом, как отсылка к гуманистической теме контроля над страстями.

Портрет Джакомо (Якопо) Бонкомпаньи, художник Шипьоне Пульцоне, 1574 г.
Портрет Джакомо (Якопо) Бонкомпаньи, художник Шипьоне Пульцоне, 1574 г.

Изображая Венеру, держащую нарцисс (вместо традиционной розы), символ себялюбия, тщеславия и глупости, Лавиния, возможно, хотела оставить язвительное замечание для покровителя (Джакомо Бонкомпаньи) и зрителей.