Очень часто можно услышать вопрос: «А не превращается ли почитание икон, святынь, мощей и чудесных явлений в идолопоклонство?» Вопрос важный и глубокий. Потому что действительно — можно и нужно почитать святыни, но важно понимать, где проходит та самая тонкая грань, переступив которую, человек начинает поклоняться не Богу, а внешним проявлениям, путая средства с целью.
Где начинается ошибка?
Все начинается с того момента, когда человек ставит себя в центр. Когда «Я» становится важнее Бога. Мы забываем заповедь: «Азм есмь Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня» (Исх. 20:2–3). И вот тогда всё, что было дано Богом — как средство общения с Ним, как знак Его присутствия, становится в глазах человека чем-то самостоятельным, чуть ли не божественным само по себе.
Кто-то начинает смотреть на икону не как на окно в духовный мир, а как на сам предмет поклонения. Кто-то с благоговением трепещет перед лампадой или чудесным огнем, забывая, что это всего лишь символ, знак, образ — но не Сам Господь.
Когда святыня становится идолом.
Бывает так, что человек приходит в храм не ради общения с Богом, а ради чуда. Ради того, чтобы «посмотреть, сойдет ли огонь». А если не сойдет — что тогда? Разве Бог перестает существовать? Нет. Но в глазах такого человека всё рушится. Почему? Потому что он не Бога искал, а эффект, внешнее проявление.
Как-то один священник рассказывал: «Стояла рядом со мной женщина, у неё три раза вспыхивала свеча. Она их каждый раз гасила. Потому что все ждали, что огонь должен появиться "правильно", как положено. А тут — неожиданно, сам по себе. Люди испугались. Но ведь это Господь управил. Он может проявить Себя как угодно — через столб огня или через свечу в руке женщины. Но мы почему-то забываем, что чудо — не цель, а свидетельство».
Бог — Личность, живая, разумная, всепроникающая. А огонь, святыня, икона — это всего лишь проявления Его присутствия. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу» (Исх. 20:4). Это не значит, что иконы плохи. Это значит, что нужно понимать: они — окно, не дверь. Они указывают, но не заменяют Бога.
Икона — не Бог, чудо — не Бог, храм — не Бог.
Можно ли стать идолопоклонником, посещая православный храм? Да, можно. И несложно. Потому что идолопоклонство начинается не с того, что человек пошёл не в ту религию. Оно начинается с того, что он путает Бога с проявлениями Бога.
Когда человек говорит: «Вот эта икона — она чудотворная, она меня спасла». Стоп. Нет, спасает — Господь. А икона — лишь образ, через который Господь мог тебе ответить. Когда человек говорит: «Вот эта вода, она исцеляет». Нет, исцеляет — Господь, а вода — это святыня, которую Он благословил.
Понимаете разницу? Святыня — это не Бог. Это средство. Это как письмо, которое мы получили от любимого человека. Мы храним его, перечитываем, оно дорого нам. Но если начнем поклоняться самому листку бумаги, забыв о том, кто его написал — мы потеряем главное.
Бог — это не «мой Бог».
Ещё одна ошибка — думать, что Бог обязан отвечать на все наши молитвы. Что если мы помолились, поставили свечку, приложились к мощам — всё, Господь должен немедленно исполнить наше желание. А если не исполнил — значит, что-то не так.
Но Господь — это не наш слуга. Он знает, что нам нужно, а что нет. «Просите, и дастся вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7:7). Но при этом — «да будет воля Твоя». Потому что иногда Бог молчит не потому, что нас не слышит, а потому, что то, о чём мы просим, может быть нам во вред.
Личное обращение и индивидуальный путь.
Бог обращается к каждому по-своему. У одного — это слеза на службе, у другого — мысль в тишине. Кто-то почувствует тепло от свечи, а кто-то — покой в сердце, глядя на икону. У каждого путь к Богу свой. Но всё это — лишь шаги, лишь касания, а не Сам Бог.
Важно не перепутать средство с целью. Не икона спасает — а Господь. Не огонь сходит — а Дух Святой являет Себя. Не лампада светит — а Свет Божий проникает в наше сердце.
Так можно ли почитать святыни?
Конечно, можно. И нужно. Церковь учит нас почитать иконы, мощи, крест, Евангелие. Но почитать — не значит обожествлять. Мы целуем икону — не как доску, а как образ Христа или святого, которого она изображает. Мы крестимся — не ради жеста, а как свидетельство своей веры.
Почитание святынь ведёт к Богу, если мы не теряем из виду главное: «Азм есть Господь Бог твой». Когда Он на первом месте — всё становится на свои места. А если мы сами становимся на первое место, тогда и святыня становится идолом.
Пусть Господь даст нам разумение, чтобы отличать суть от формы, личное — от символического, средство — от цели. Чтобы не впасть в заблуждение, и, как говорится в молитве, не поклониться твари вместо Творца.
Аминь.