Найти в Дзене

Глаголы совершенного и несовершенного вида. Конспект урока по русскому языку в 5 классе 2025год

Цели урока: 1 познакомить с различиями между глаголами совершенного и несовершенного вида. Задачи: Образовательные: формировать умения распознавать глаголы совершенного и несовершенного вида, образовывать видовую пару. Развивающие: развивать умения делать выводы и обобщения на основе наблюдений и сравнений. Воспитательные: воспитывать чувство сплоченности коллектива; интерес к предмету русского языка; Технологии: игровая, проблемная, дифференцированное обучение. Планируемые результаты: Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; самоанализ и самоконтроль результата, осознанное построение речевого высказывания. Предметные: повторение и закрепление знаний о глаголе; уметь определять вид глагола, отличать глаголы разных видов по вопросам, создавать видовую пару. Метапредметные: умение анализировать, наблюдать. Ход урока 1. Организационный этап. Мотивирование к учебной деятельности. Приветствие, проверка готовности к уроку. Добрый день, ребята! Давайте улыбнём

( Иллюстрация взята из открытого доступа в Интернете)
( Иллюстрация взята из открытого доступа в Интернете)

Цели урока:

1 познакомить с различиями между глаголами совершенного и несовершенного вида.

Задачи:

Образовательные: формировать умения распознавать глаголы совершенного и несовершенного вида, образовывать видовую пару.

Развивающие: развивать умения делать выводы и обобщения на основе наблюдений и сравнений.

Воспитательные: воспитывать чувство сплоченности коллектива; интерес к предмету русского языка;

Технологии: игровая, проблемная, дифференцированное обучение.

Планируемые результаты:

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; самоанализ и самоконтроль результата, осознанное построение речевого высказывания.

Предметные: повторение и закрепление знаний о глаголе; уметь определять вид глагола, отличать глаголы разных видов по вопросам, создавать видовую пару.

Метапредметные: умение анализировать, наблюдать.

Ход урока

1. Организационный этап. Мотивирование к учебной деятельности.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Добрый день, ребята!

Давайте улыбнёмся друг другу, поделимся с хорошим настроением. От ваших улыбок станет светлее, добрее в классе. Пожелаем удачи.

2. Опрос:

Что такое глагол? Что такое инфинитив?

3 Повторение.

Образуйте от данных глаголов неопределенную форму:

Бросил-_____________________________________________

Говорила-___________________________________________

Закрыл-_____________________________________________

Ответили-__________________________________________

Мыли-______________________________________________

Кричал-_____________________________________________

Читала

4 Сообщение цели урока.

Сегодня на уроке мы продолжим изучать глаголы совершенного и несовершенного вида , отличать совершенный вид глагола от несовершенного вида глагола и выяснить, какую роль играет совершенный и несовершенный вид глагола.

4. Изучение нового материла.

На доске записаны предложения:

Мальчик решил задачу. Мальчик решал задачу.

Посмотрите, чем отличаются эти предложения? Зададим вопрос к глаголам.

Что сделал? Что делал?

Давайте определим действие. В первом предложении глагол обозначает действие, которое уже закончено, завершено. А во втором предложении действие не закончено, не завершено.

Глагол в этих предложениях отличается по завершенности действия.

Вид — постоянный грамматический признак глагола, показывающий, как именно происходит действие глагола во времени.

5. Составление алгоритма.

-Итак, мы сказали, что глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Теперь запишем в тетрадь алгоритм определения вида глагола.

Вид глагола

(задаём вопрос)

Что делать? Что сделать?

Несовершенный вид Совершенный вид

Подберите по два примера к каждому виду глагола. Пусть это будут глаголы, которые передают действия вокруг нас (например, я стою). Дополните ими схему.

Глаголы совершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида различными способами.

1) приставочным способом. Например:

читать → прочитать, перечитать, дочитать

2) суффиксальным способом (путём замены суффиксов). Например:

решать → решить, прыгать → прыгнуть

3) путём изменения ударения. Например:

разрезАть разрЕзать, насЫпать насыпАть

4) путём замены одного слова другим. Например:

Брать → взять, говорить → сказать

6 Закрепление

1 Закончите пословицы антонимами-глаголами. Объясните смысл пословиц. ( на выбор) . Определите вид у глаголов

Мир строит, а война……..(разрушает).

Смелый побеждает, а трус…….(погибает).

Труд кормит, а лень……..(портит).

Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).

Лето припасает, а зима…….(подъедает).

2 Образуйте глаголы совершенного вида.

Расти, касаться, брать, дуть, срезать, решать, рассыпать, беречь, замечать, говорить.

Расти – вырасти

Касаться – коснуться

Брать – взять

Решать – решить

Беречь – сберечь

Замечать – заметить

3 Работа с учебником ( 5-6 примеров записать, а остальные устно)

№708 учебника 2022-2024 (стр. 111):

Шагнуть (сов. в.) – шагать (несов. в.),
толкать
(несов. в.) – толкнуть (сов. в.),
мелькать
(несов. в.) – мелькнуть (сов. в.),
ка́пнуть
(сов. в.) – капать (несов. в.),
ка́шлянуть
(сов. в.) – кашлять (несов. в.),
чихну́ть
(сов. в.) – чихать (несов. в.),
зевать
(несов. в.) – зевнуть (сов. в.),
глотать
(несов. в.) – глотнуть (сов. в.),
кивать
(несов. в.) – кивнуть (сов. в.).

Отъехать (с. в.) – отъезжать (нес. в.),
включить
(с. в.) – включать (нес. в.),
вычерчивать
(несов. в.) – вычертить (сов. в.),

расступаться (несов. в.) – расступиться (сов. в.),
прогуляться
(сов. в.) – прогуливаться (несов. в.),
выкрикнуть
(сов. в.) – выкрикивать (несов. в.),
восставать
(несов. в.) – восстать (сов.в.).

№709 учебника 2022-2024 (стр. 111):( 5-6 примеров записать, а остальные устно)

1. Лью (несов. в.) — пролью, вылью (сов. в.);

шьёшь (несов. в.) — вышьешь, зашьёшь (сов. в.);

ползти (несов. в.) — проползти, заползти (сов. в.);

грызть (несов. в.) — разгрызть, сгрызть (сов. в.);

растут (несов. в.) — вырастут, прорастут (сов. в.).

2. Шептала (несов.в.) — шепнула (сов. в.);

шагали (несов. в.) — шагнули (сов. в.);

вздыхала (несов. в.) — вздохнула (сов. в.);

кивали (несов. в.) — кивнули (сов. в.).

3. Продала (сов. в.) — продавала (несов. в.);

встала (сов. в.) — вставала (несов. в.);

узнала (сов. в.) — узнавала (несов. в.);

признали (сов. в.) — признавали (несов. в.);

выдала (сов. в.) — выдавала (несов. в.).

Упражнение 712 Обратите внимание на видовую пару класть – положить. Часто люди ошибаются в употреблении этих глаголов.

Ему пришлось положить (сов. в., неопр. ф.) свои вещи на самую верхнюю полку.

Куда ты положил (сов. в., прош. вр.) карандаши и альбом?

Я положу (сов. в., буд. вр.) книгу на место, когда дочитаю.

Я всегда кладу (несов. в., наст. вр.) вещи на место.

Не надо класть (несов. в., неопр. ф.) руки на колени.

Обратите внимание на видовую пару класть – положить. Часто люди ошибаются в употреблении этих глаголов.

7. Итог урока.

Итак, ребята, о какой важной категории глагола мы сегодня узнали? (Совершенный вид и несовершенный вид).

-Чему научились? (Отличать глаголы одной видовой пары)

8. Домашнее задание.

Упражнение 711