Цели урока:
1 познакомить с различиями между глаголами совершенного и несовершенного вида.
Задачи:
Образовательные: формировать умения распознавать глаголы совершенного и несовершенного вида, образовывать видовую пару.
Развивающие: развивать умения делать выводы и обобщения на основе наблюдений и сравнений.
Воспитательные: воспитывать чувство сплоченности коллектива; интерес к предмету русского языка;
Технологии: игровая, проблемная, дифференцированное обучение.
Планируемые результаты:
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; самоанализ и самоконтроль результата, осознанное построение речевого высказывания.
Предметные: повторение и закрепление знаний о глаголе; уметь определять вид глагола, отличать глаголы разных видов по вопросам, создавать видовую пару.
Метапредметные: умение анализировать, наблюдать.
Ход урока
1. Организационный этап. Мотивирование к учебной деятельности.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
Добрый день, ребята!
Давайте улыбнёмся друг другу, поделимся с хорошим настроением. От ваших улыбок станет светлее, добрее в классе. Пожелаем удачи.
2. Опрос:
Что такое глагол? Что такое инфинитив?
3 Повторение.
Образуйте от данных глаголов неопределенную форму:
Бросил-_____________________________________________
Говорила-___________________________________________
Закрыл-_____________________________________________
Ответили-__________________________________________
Мыли-______________________________________________
Кричал-_____________________________________________
Читала
4 Сообщение цели урока.
Сегодня на уроке мы продолжим изучать глаголы совершенного и несовершенного вида , отличать совершенный вид глагола от несовершенного вида глагола и выяснить, какую роль играет совершенный и несовершенный вид глагола.
4. Изучение нового материла.
На доске записаны предложения:
Мальчик решил задачу. Мальчик решал задачу.
Посмотрите, чем отличаются эти предложения? Зададим вопрос к глаголам.
Что сделал? Что делал?
Давайте определим действие. В первом предложении глагол обозначает действие, которое уже закончено, завершено. А во втором предложении действие не закончено, не завершено.
Глагол в этих предложениях отличается по завершенности действия.
Вид — постоянный грамматический признак глагола, показывающий, как именно происходит действие глагола во времени.
5. Составление алгоритма.
-Итак, мы сказали, что глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Теперь запишем в тетрадь алгоритм определения вида глагола.
Вид глагола
(задаём вопрос)
Что делать? Что сделать?
Несовершенный вид Совершенный вид
Подберите по два примера к каждому виду глагола. Пусть это будут глаголы, которые передают действия вокруг нас (например, я стою). Дополните ими схему.
Глаголы совершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида различными способами.
1) приставочным способом. Например:
читать → прочитать, перечитать, дочитать
2) суффиксальным способом (путём замены суффиксов). Например:
решать → решить, прыгать → прыгнуть
3) путём изменения ударения. Например:
разрезАть → разрЕзать, насЫпать → насыпАть
4) путём замены одного слова другим. Например:
Брать → взять, говорить → сказать
6 Закрепление
1 Закончите пословицы антонимами-глаголами. Объясните смысл пословиц. ( на выбор) . Определите вид у глаголов
Мир строит, а война……..(разрушает).
Смелый побеждает, а трус…….(погибает).
Труд кормит, а лень……..(портит).
Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).
Лето припасает, а зима…….(подъедает).
2 Образуйте глаголы совершенного вида.
Расти, касаться, брать, дуть, срезать, решать, рассыпать, беречь, замечать, говорить.
Расти – вырасти
Касаться – коснуться
Брать – взять
Решать – решить
Беречь – сберечь
Замечать – заметить
3 Работа с учебником ( 5-6 примеров записать, а остальные устно)
№708 учебника 2022-2024 (стр. 111):
Шагнуть (сов. в.) – шагать (несов. в.),
толкать (несов. в.) – толкнуть (сов. в.),
мелькать (несов. в.) – мелькнуть (сов. в.),
ка́пнуть (сов. в.) – капать (несов. в.),
ка́шлянуть (сов. в.) – кашлять (несов. в.),
чихну́ть (сов. в.) – чихать (несов. в.),
зевать (несов. в.) – зевнуть (сов. в.),
глотать (несов. в.) – глотнуть (сов. в.),
кивать (несов. в.) – кивнуть (сов. в.).
Отъехать (с. в.) – отъезжать (нес. в.),
включить (с. в.) – включать (нес. в.),
вычерчивать (несов. в.) – вычертить (сов. в.),
расступаться (несов. в.) – расступиться (сов. в.),
прогуляться (сов. в.) – прогуливаться (несов. в.),
выкрикнуть (сов. в.) – выкрикивать (несов. в.),
восставать (несов. в.) – восстать (сов.в.).
№709 учебника 2022-2024 (стр. 111):( 5-6 примеров записать, а остальные устно)
1. Лью (несов. в.) — пролью, вылью (сов. в.);
шьёшь (несов. в.) — вышьешь, зашьёшь (сов. в.);
ползти (несов. в.) — проползти, заползти (сов. в.);
грызть (несов. в.) — разгрызть, сгрызть (сов. в.);
растут (несов. в.) — вырастут, прорастут (сов. в.).
2. Шептала (несов.в.) — шепнула (сов. в.);
шагали (несов. в.) — шагнули (сов. в.);
вздыхала (несов. в.) — вздохнула (сов. в.);
кивали (несов. в.) — кивнули (сов. в.).
3. Продала (сов. в.) — продавала (несов. в.);
встала (сов. в.) — вставала (несов. в.);
узнала (сов. в.) — узнавала (несов. в.);
признали (сов. в.) — признавали (несов. в.);
выдала (сов. в.) — выдавала (несов. в.).
Упражнение 712 Обратите внимание на видовую пару класть – положить. Часто люди ошибаются в употреблении этих глаголов.
Ему пришлось положить (сов. в., неопр. ф.) свои вещи на самую верхнюю полку.
Куда ты положил (сов. в., прош. вр.) карандаши и альбом?
Я положу (сов. в., буд. вр.) книгу на место, когда дочитаю.
Я всегда кладу (несов. в., наст. вр.) вещи на место.
Не надо класть (несов. в., неопр. ф.) руки на колени.
Обратите внимание на видовую пару класть – положить. Часто люди ошибаются в употреблении этих глаголов.
7. Итог урока.
Итак, ребята, о какой важной категории глагола мы сегодня узнали? (Совершенный вид и несовершенный вид).
-Чему научились? (Отличать глаголы одной видовой пары)
8. Домашнее задание.
Упражнение 711