Найти в Дзене
Виталий Минутко

Крепелин и Ясперс

В чем заслуга Эмиля Крепелина в психиатрии? Эмиль Крепелин (1856–1927) был первым, кто предложил системную  классификацию болезней психической сферы , в частности, отделив "раннее слабоумие и маниакально-депрессивного психоз с точки зрения не причинного объяснения, а описательного наблюдения, касающегося прогноза течения этих болезней. В то время как Крепелин был озабочен субъективными особенностями нарушений (симптомов) психической сферы, под влиянием Вильгельма Вундта (1832–1912), причем, его основное внимание было сосредоточено на выявлении объективных особенностей симптомов. Однако, по словам Карла Ясперса основной концептуальный мир Крепелина оставался соматическим, который он в компании большинства врачей считал единственно важным для медицины, не только по своему предпочтению, но и в абсолютном смысле. Психологические рассуждения в его учебнике местами блестящи, и он преуспел в них, как бы невольно. Он сам считал их временными затычками, пока эксперимент, микроскоп и пробирка

В чем заслуга Эмиля Крепелина в психиатрии?

Эмиль Крепелин (1856–1927) был первым, кто предложил системную  классификацию болезней психической сферы , в частности, отделив "раннее слабоумие и маниакально-депрессивного психоз с точки зрения не причинного объяснения, а описательного наблюдения, касающегося прогноза течения этих болезней. В то время как Крепелин был озабочен субъективными особенностями нарушений (симптомов) психической сферы, под влиянием Вильгельма Вундта (1832–1912), причем, его основное внимание было сосредоточено на выявлении объективных особенностей симптомов. Однако, по словам Карла Ясперса основной концептуальный мир Крепелина оставался соматическим, который он в компании большинства врачей считал единственно важным для медицины, не только по своему предпочтению, но и в абсолютном смысле.

Психологические рассуждения в его учебнике местами блестящи, и он преуспел в них, как бы невольно. Он сам считал их временными затычками, пока эксперимент, микроскоп и пробирка не позволили провести объективное исследование (Ясперс)» (Jaspers K.., 1959). Иными словами, Ясперс был против биологического абсолютизма Крепелина. Что касается диагностической схемы психических расстройств, то с падением психоаналитического подхода в 1980-х годах нозологическая модель Крепелина была унаследована DSM-III, DSM-IV и DSM-5. Эмпирическая тенденция Крепелина была направлена ​​на концептуальное соответствие всех расстройств в психиатрии парадигме RRUS («реальный, узнаваемый, единый и стабильный), включая модель общего пареза безумных (нейросифилис).

2.

Какие основные вехи биографии Карсла Ясперса?

Карл Ясперс (1883–1969) был психопатологом и экзистенциальным философом в Германии. Несмотря на то, что он поступил на юридический факультет Гейдельбергского университета в 1901 году, он позже  сменил свою специальность на медицину. В период своей работы в ординатуре Гейдельбергской клиники с 1909 по 1915 год Ясперс активно дискутировал с выдающимися клиницистами своего времени, включая Франца Ниссля (1860–1919), Ганса В. Грюле (1880–1958), Отто Ранке (1899–1959) и Вилли Майера Гросса (1889–1961). Ясперс вспоминал, что "Общая психопатология" был написан благодаря творческому мышлению, которое зародилось в Гейдельбергской университетской больнице. Ясперс опубликовал «Тоску по дому и преступление» (Heimweh und Verbrechen) в качестве докторской диссертации в 1908 году. Поскольку издатель Фердинанд Шпрингер-младший (1881–1965) попросил его написать учебник по психопатологии в 1911 году, Ясперс опубликовал первое издание Allgemeine Psychopathologie в 1913 году.  В своей работе он утверждал, что психиатрия не является ни приложением нейроанатомии, нейрофизиологии или клинической психологии, ни простым собранием клинических случаев. Кроме того, он подчеркнул, что психиатрия должна иметь свою собственную академическую систему, метод и что психопатология должна быть установлена ​​как академическая дисциплина с точки зрения феноменологии. Оценка Нисслем Allgemeine Psychopathologie  была следующей: «Отлично, Ясперс намного лучше Крепелина». Ясперс стал приглашенным профессором на кафедре психологии Гейдельбергского университета в 1916 году. Благодаря сдвигу от психиатрии к философии с точки зрения его академических взглядов, несмотря на противодействие Генриха Рихерта (1863–1936), он стал штатным профессором на кафедре философии Гейдельбергского университета в 1922 году. Однако, поскольку он отказался развестись со своей еврейской женой, несмотря на принуждение нацистов, в 1937 году нацисты лишили его профессорской должности. После падения нацистов его профессорская должность в Гейдельбергском университете была восстановлена ​​в 1945 году. Затем он перешел на кафедру философии Базельского университета в Швейцарии с целью философского осознания "трансцендентности национализма" в 1948 году и вышел на пенсию в Базельском университете в 1961 году. За свою публикацию « Атомная бомба и будущее человечества» ( Die Atombombe und die Zukunft der Menschen , 1958) он получил Нобелевскую премию Премия мира 1963 года.

Какую классификацию для психических расстройств предложил Ясперс?

Ясперс разделил психиатрические расстройства на три группы. Группа I обозначала «известные соматические заболевания с психическими нарушениями», что согласуется с идеализмом Крепелина и включает церебральные заболевания, системные заболевания с симптоматическими психозами и отравления. Напротив, группа III обозначала «аномальные реакции, неврозы, невротические синдромы, а также аномальные личности и их развитие», которые рассматриваются как вариация нормы, а не как медицинская модель. Группа II обозначала «большие психозы», которые находились между группой I и группой III и включали в себя настоящую эпилепсию, шизофрению и маниакально-депрессивное заболевание. Хотя группа II отличается от вариации нормы, ее границы четко не определены. Следовательно, ясперсовский смысл имеет потенциальную ценность для восполнения несостоятельности гетерогенной природы психиатрических расстройств в смысле Крепелина (Parnas J. et.al., 2012).   По мнению Ясперса, классификация психических расстройств рассматривалась как простое «проведение границы там, где ее нет», и каждый психиатрический диагноз имел лишь «предварительную ценность».

В чем различия взглядов на психические расстройства Ясперса и Крепелина?

Карл Ясперс предложил гибкую психиатрическую таксономию вместо биологического абсолютизма Эмиля Крепелина. Следует отметить, что современные классификации психических расстройств, включая последнюю DSM-5, постоянно эксплуатировало нозологическую модель Крепелина, согласно которой все психические заболевания могут быть категорически определены как «реальный, узнаваемый, единый и стабильный» объект. Однако с постоянным расширением эмпирических тенденций в DSM феноменологический подход постепенно исчез, и только концепция хронического параноидного психоза осталась в диагностических критериях шизофрении (Shorter E. et. al., 2013).  Кризис психопатологии центрированной на человеке, из-за подгонки психического заболевания под традиционную медицинскую модель критиковался как непреднамеренное последствие DSM (Park, S. C. , 2019).

3.

Почему в современной психиатрии диагноз психического расстройства ошибочно воспринимается как эквивалент биологических нарушений со стороны мозга?

С точки зрения категориального классификационного подхода каждый психиатрический диагноз рассматривался как эквивалент лежащего в его основе биологического процесса. Следовательно, эссенциализм (теоретическая и философская  установка, характеризующаяся приписыванием некоторой сущности неизменного набора качеств и свойств; «концепция, предполагающая, что у вещей есть некая глубинная реальность, истинная природа, которую нельзя узреть напрямую, и что для нас важна именно эта скрытая сущность) болезни был похож на медицинские болезни, диагноз в которых ставится эмпирическими методами и определяются на основе их биологической сущности. Однако, на самом деле, биологические механизмы не были выявлены в большинстве психических расстройств. По аналогии Витгенштейна с речевыми играми, психиатрический диагноз можно сравнить с семейством случаев, которые связаны гибко и сложно их семейным сходством, но не их сущностью или одной характеристикой или процессом (Mckinejad K, Sharifi V, 2006).  «Недостатки современной психиатрической диагностической классификации» можно определить следующим образом: «редукционизм в концептуализации психопатологии и ее оценке», «раздувание диагностических категорий», «политика консенсуса и научный империализм», «уменьшение психопатологических дифференциаций», «опасность овеществления вербализованных синдромов на основе конвенций», «отказ от важнейших психопатологических концепций, включая невроз, психоз и эндогенную депрессию», «отказ от концептуальной истории и психопатологических традиций», «отказ от психодинамических и психоструктурных факторов», «пренебрежение аспектами субъективного опыта и биографии», «отсутствие прогностической валидности, включая терапевтический ответ и течение», «ограничение наблюдаемым поведением» и «горизонтализация клинического диагноза посредством концепции коморбидности» (Sass H, Volpe U., 2013).

Литература

Jaspers K. Allgemeine Psychopathologie. Berlin: Springer Verlag; 1959. In: Hoenig J, Hamilton MW, translators. Appendix. General Psychopathology. Chicago: The University of Chicago Press; 1968. p. 849.

Mckinejad K, Sharifi V. Wittgenstein’s philosophy and a dimensional approach to the classification of mental disorder: a preliminary scheme. Psychopathology. 2006;39:126–129

Park, S. C. (2019). Karl Jaspers’ general psychopathology (Allgemeine Psychopathologie) and its implication for the current psychiatry. Psychiatry Investigation, 16(2), 99.

Parnas J. DSM-IV and the Founding Prototype of Schizophrenia: Are We Regressing to a Pre-Kraepelinian Nosology? In: Kendler K, Parnas J, editors. Philosophical Issues in Psychiatry II: Nosology. Oxford: Oxford University Press; 2012. pp. 237–259

Sass H, Volpe U. Karl Jaspers’ Hierarchical Principle and Current Psychiatric Classification. In: Stanghellini G, Fuchs T, editors. One Century of Karl Jaspers’ General Psychopathology. Oxford: Oxford University Press; 2013. pp. 185–207

Shorter E. The History of DSM. In: Paris J, Phillips J, editors. Making the DSM-5. New York: Springer; 2013. pp. 3–20.

Категория сообщения в блог