Найти в Дзене
Тигран Меликьянц

Михайловский (Инженерный) замок. Часть 2.

Дорогие друзья, как и обещал, продолжение экскурсии по Михайловскому (Инженерному) замку. Начало, если Вы пропустили, было здесь. Остановились мы в прошлый раз на картинах, на которых ещё не было ни Александровского сада, на Спаса-на-Крови, да и Зимний дворец выглядел несколько иначе, чем сейчас. И прямо оттуда, минуя пустые комнаты, где когда-нибудь обязательно будет интересная экспозиция, прошли в Мраморную галерею (Георгиевский зал). Мраморная галерея (Георгиевский зал) — один из самых больших парадных залов Михайловского замка. Галерея примыкала к Круглому Тронному залу императора и служила кордегардией для кавалеров Мальтийского ордена. Отделка галереи была исполнена в 1799–1801 годах по проекту архитектора Винченцо Бренна. Название «мраморная» отражало особенность ее декоративного убранства, где главную роль играло использование мрамора различного цвета. Стены зала были выложены разноцветным мрамором. Вдоль западной стены установили три беломраморных камина, инкрустированных лазу
Оглавление

Дорогие друзья, как и обещал, продолжение экскурсии по Михайловскому (Инженерному) замку. Начало, если Вы пропустили, было здесь.

Остановились мы в прошлый раз на картинах, на которых ещё не было ни Александровского сада, на Спаса-на-Крови, да и Зимний дворец выглядел несколько иначе, чем сейчас. И прямо оттуда, минуя пустые комнаты, где когда-нибудь обязательно будет интересная экспозиция, прошли в Мраморную галерею (Георгиевский зал).

Пустые комнаты, где когда-нибудь обязательно будет интересная экспозиция.
Пустые комнаты, где когда-нибудь обязательно будет интересная экспозиция.

Мраморная галерея (Георгиевский зал).

Мраморная галерея (Георгиевский зал) — один из самых больших парадных залов Михайловского замка. Галерея примыкала к Круглому Тронному залу императора и служила кордегардией для кавалеров Мальтийского ордена.
Отделка галереи была исполнена в 1799–1801 годах по проекту архитектора Винченцо Бренна. Название «мраморная» отражало особенность ее декоративного убранства, где главную роль играло использование мрамора различного цвета.
Стены зала были выложены разноцветным мрамором. Вдоль западной стены установили три беломраморных камина, инкрустированных лазуритом, яшмой и украшенных бронзовыми позолоченными накладками. Двери зала были набраны из различных пород дерева и украшены позолоченными бронзовыми накладками. Зал украшали мраморные античные скульптуры, позолоченные бронзовые и деревянные светильники.

При входе нас встречает американский рояль «Steinway & Sons», и выглядит он, конечно, гораздо солиднее простенького синтезатора из музея-квартиры Елизаровых, на котором когда-то играл Владимир Ильич Ленин.

Ну и дальше, разумеется, красота: мраморные стены, ниши и даже виды из окна — на Мойку, помните же эти бессмертные строки: «Прямо в Мойку, прямо в Мойку с головою окунут!»? Вот это про эту Мойку.

Овальный зал.

Следующий зал — Овальный. По удивительному совпадению, он такой же формы, овальной. На одном из фото видна оригинальная кирпичная кладка: в этом месте обнаружена трещина и поставлен маячок. Сотрудники следят за ним и надеются, что трещина не станет больше.

Овальный зал входил в анфиладу парадных покоев императора Павла І. В центре потолка был живописный плафон работы А. Виги, представлявший богов Олимпа. Стены были отделаны искусственным мрамором, в простенках между колоннами помещались огромные зеркала в золоченых резных рамах. Скульптурное убранство зала (кариатиды, барельефы), исполненные мастером К. Альбани, в основном сохранились с павловского времени. Мебель в гостиной была бархатная, «огненного» цвета, отделанная серебряными шнурками и кистями. В павловское время Овальный зал был одним из красивейших во дворце.
В середине XIX века, когда зал стал одним из модельных залов Инженерного училища, он был разделен на два этажа, для чего был сбит карниз и десюдепорты, а также убран один из барельефов, на месте которого была сделана дверь. В конце XIX века перекрытие разобрали, а вместо снятого барельефа была помещена памятная доска.
Во время проведенных в 2008 году реставрационных работ были найдены и сохранены фрагменты отделки стен искусственным мрамором.

Галерея Лаокоона.

Мне эта галерея запомнилась чудесными видами во двор замка. Когда-то она входила в число парадных залов императора, но потом претерпела множество изменений, как и сам замок.

Покои камер-фрейлины Анны Степановны Протасовой.

И если у вас, как у меня, появились в голове скабрезные мысли относительно того, что покои фрейлины, такие уютные и с картинами, находились прямо под боком у императора, гоните их прочь! Фрейлина эта была ещё при его маменьке, Екатерине II, и к тому же страшная была, прямо ужас ужасный, а картины там вообще появились уже потом, после выезда из замка императорской семьи. Покои Протасовой вплоть до 1817 года были частью резиденции генерала Петра Корнилиевича Сухтелена, который и разместил в них свою коллекцию западноевропейской живописи. Относительно же самой фрейлины барон Врангель рассказывает:

Умершая в глубокой старости Протасова так и не вышла замуж, хотя императрица неоднократно хотела устроить брак Протасовой с графом Аркадием Морковым. Этому, однако, препятствовала некрасивая наружность Протасовой, о которой один из современников её пишет: Mademoiselle Protassoff était d’une laideur repoussante, grosse, noire, ayant considerablement de barbe et une prestance tres ridicule par ses grands airs (Мадемуазель Протасова была отталкивающе-безобразна, черна, бородата и весьма смешила величественностью вида своего). Не отличавшийся красотой граф Морков отказался от этого брака, сказав: «Она дурна, я дурен, что же, мы с нею будем только безобразить род людской».

В 1803 году она стала владелицей села Орлино, расположенного в Царскосельском уезде (ныне это территория Гатчинского района). В присутствии императрицы Елизаветы Алексеевны Анна Степановна заложила там каменную церковь в честь Преображения Господня.

Попрощавшись с покоями камер-фрейлины, мы сквозь безымянный крошечный зал с бюстами...

Безымянный зал с бюстами.

...попадаем в...

Большой Тронный зал императора Павла I.

Трона в тронном зале нет, зато есть шкафы, доставшиеся в наследство от библиотеки, камин, люстры и расписанные плафоны. Хороший зал. Красивый.

И на этом путешествие по бельэтажу замка закончилось, мы вернулись назад и пошли по лесенке вниз.

Лесенка вниз.

Лесенка тесная, если вы боитесь замкнутых пространств, не ходите туда. А если вы боитесь страшных гримасничающих скульптур, тем более не ходите. Вон, на фото их несколько. Шли бы этой лестницей заговорщики убивать Павла I, глядишь, может и не дошли бы, поумирали сами от страха, а Павел правил бы нами и по сей день. Но не сложилось.

Первый этаж и скульптуры из «Летнего сада».

На первом этаже мирно расположились скульптуры из «Летнего сада». Я, например, и не знал, что с 2011 года они были оттуда вывезены и размещены здесь для сохранности. С начала XVIII до начала XXI века как-то сохранялись и в саду, а тут — нате вам. Впрочем, реставраторам виднее.

Открытый фонд скульптуры конца XIX — начала XX вв.

И к современной скульптуре (вспомнилась цитата из моего любимого Эркюля Пуаро: «А бельгийская миниатюра в бронзе — самая лучшая в мире. Почему бельгийская? Потому что она самая крупная»).

Временные выставки.

Представленные выше рисунки использовались, возможно, из-за отсутствия в те стародавние времена туристических буклетов просто для фиксации видов и сейчас для современного искушенного зрителя уже не покажутся очень интересными. Тем не менее это картины, которым уже по полтора века и больше, а многое из изображенного на них уже утрачено либо приобрело совсем иные формы. Про Гостилицы, например, я знал только то, что там функционирует аэродром с частной авиацией, а вот, оказывается, до этого там было на что посмотреть, кроме самолётов.

Усадьба Гостилицы находится в 23 километрах от Старого Петергофа. Возникла во второй четверти XVIII в. при генерал-фельдмаршале Б. К. Минихе. Здесь была устроена система прудов с каскадами и фонтанами на речке Гостилке. С 1743 г. усадьбой владели графы Разумовские. При них архитектор Ф.-Б. Растрелли (1700-1771) построил дом и павильоны, из которых сохранился в измененном виде Чайный домик. В 1824 г. Гостилицы были куплены А. М. Потемкиным, женатым на Т. Б. Голицыной. В 1840-х гг. А. И. Штакеншнейдер (1802-1865) перестроил дворец в неоготическом стиле (не сохранился).

Церковь Архангела Михаила.

Церковь Архангела Михаила — заключительное помещение нашей с вами экскурсии сразу по двум причинам. Первая — мы прошли весь замок сверху донизу, вторая — прямо в церкви у меня окончательно разрядился телефон, причем настолько, что даже Power Bank смог оживить его далеко не сразу.

На этом наша экскурсия подошла к концу, и я с вами прощаюсь. До новых встреч!