Найти в Дзене
Тигран Меликьянц

Михайловский (Инженерный) замок. Часть 1.

Куда именно отправиться в день рождения и даже не просто день, а целый юбилей — 130-летие Русского музея? Вопрос даже не стоял. В Михайловский замок, конечно. Потому что я, как Святой Дух в Московской патриархии из известного анекдота, никогда там не был. Ходил мимо тысячи раз, но ни разу не заглядывал внутрь, и вот час пробил. Михайловским замок назван в честь Михаила Архангела, чья одноимённая церковь в нём расположена, но вследствие множества перипетий, начиная с убийства хозяина и продолжая тем, как потомки растаскивали его по частям, например, Александр I, которого родная матушка считала отцеубийцей и, принимая сына у себя, всегда клала на видное место окровавленную рубашку Павла I, переплавил серебряные врата дворцовой церкви в столовый сервиз для подарка Анне Павловне, королеве Нидерландов, а его младший брат Николай I использовал облицовочный мрамор Михайловского замка для оформления Нового Эрмитажа. Продолжилась эта вакханалия тем, что в 1819 году замок заняло Главное инженерн
Оглавление

Куда именно отправиться в день рождения и даже не просто день, а целый юбилей — 130-летие Русского музея? Вопрос даже не стоял. В Михайловский замок, конечно. Потому что я, как Святой Дух в Московской патриархии из известного анекдота, никогда там не был. Ходил мимо тысячи раз, но ни разу не заглядывал внутрь, и вот час пробил.

Краткая история.

Михайловским замок назван в честь Михаила Архангела, чья одноимённая церковь в нём расположена, но вследствие множества перипетий, начиная с убийства хозяина и продолжая тем, как потомки растаскивали его по частям, например, Александр I, которого родная матушка считала отцеубийцей и, принимая сына у себя, всегда клала на видное место окровавленную рубашку Павла I, переплавил серебряные врата дворцовой церкви в столовый сервиз для подарка Анне Павловне, королеве Нидерландов, а его младший брат Николай I использовал облицовочный мрамор Михайловского замка для оформления Нового Эрмитажа. Продолжилась эта вакханалия тем, что в 1819 году замок заняло Главное инженерное училище, от которого пошло его второе название — «Инженерный». Во времена этого училища несчастный замок перекроили вдоль и поперёк, ободрали и отломали всё, что было возможно, поэтому настоящих петербуржцев, свидетелей этого печального этапа в жизни Михайловского замка, прямо корёжит и ломает на куски, если вы произнесёте при них слово «инженерный». Будьте внимательны и осторожны!

Виды снаружи.

При входе в замок нас встречает монограмма Павла Первого и солдатики: слева и справа от входа. Происхождение и функция этих скульптур остаются тайной даже для хранителей замка. Существует предположение, что справа расположена фигура поручика Киже, а слева — часового, которому, по легенде, было видение о замке.

Но как замок выглядит снаружи, вы наверняка и без меня хорошо знаете, а если не знаете — фотографий в сети бесчисленное множество, не говоря уже о гугл- и яндекс-картах. Поэтому пойдёмте скорее внутрь!

Скорее внутрь!

И посмотрим внутри, как это выглядит снаружи. Теперь на макете:

Макет Михайловского замка в Михайловском замке.
Макет Михайловского замка в Михайловском замке.

Интересно, внутри макета есть соответствующий макет? По-моему, это называется рекурсией.

Рядом с макетом лежит копия закладного кирпича и фотокопия чертежа серебряных лопаток с императорскими вензелями для закладки Михайловского замка.

Копия закладного кирпича и фотокопия чертежа серебряных лопаток с императорскими вензелями для закладки Михайловского замка.
Копия закладного кирпича и фотокопия чертежа серебряных лопаток с императорскими вензелями для закладки Михайловского замка.

Парадная лестница.

По парадной лестнице поднимаемся на второй этаж. Простите, нет, это он у нас с вами был бы вторым, а здесь это — бельэтаж. Как и в Павловском дворце в Павловске, ковры на лестницах лежат, но, в отличие от него, бахилы не выдают. Попутно восхищаемся скульптурами, образно демонстрирующими нам различные добродетели покойного монарха, и можем лицезреть редкую версию Российского герба версии 1799 года — с крестом Мальтийского ордена и короной Великого магистра.

Дополнение из серии «А надо было слушать экскурсовода!»

Центральная статуя «Умирающая Клеопатра», которую часто называют «Ариадной», была создана по заказу Павла I как копия с античного оригинала, находящегося в Ватикане. Она символизировала несправедливое правление Екатерины II. Отношения с маменькой были у него ох какие непростые!

В нишах над статуей были размещены скульптуры «Благоразумия» и «Правосудия», которые олицетворяли мечту Павла о просвещенном правлении, основанном на разуме и добре. В простенках лестницы должны были разместиться исторические картины, написанные в технике фресок, но Павел не успел осуществить этот проект.

А сама лестница, поднимаясь из тёмного прохода между мраморными стенами, как бы втиснутая туда, раздваивается и выходит в огромный просторный и светлый зал, что метафорически как бы намекает на выход из тьмы женского правления Россией к светлому — мужскому. И мужское правление в лице хозяина замка случилось, правда, совсем недолгое. 4–5 лет — это подобно президентскому сроку в некоторых странах, и мы-то с вами знаем, что за это время ничего серьезного не успеть.

Портреты.

Осмотр второго этажа начинается с картин, а именно — с «Портрета Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена» — картины живописца Владимира Лукича Боровиковского, написанной в 1800 году.

«Портрет Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена» — картина живописца Владимира Лукича Боровиковского, написанная в 1800 году.
«Портрет Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена» — картина живописца Владимира Лукича Боровиковского, написанная в 1800 году.

Интересно, что у Павла I были большие планы на Мальтийский орден и вообще на саму Мальту (Вы же обратили внимание выше на то, что Мальтийский крест появился даже на Российском гербе?), но после его убийства, буквально через 10 лет, его сын, Александр I, орден упразднил, имущество ордена конфисковал, кавалеров разогнал. Однако в 1992 году президент России Борис Ельцин восстановил официальные дипломатические отношения с Мальтийским орденом, но это уже совсем другая история.

Следующий портрет обратил на себя моё внимание своей камерностью, а старушка на нём — неким сходством с покойной ныне королевой Англии Елизаветой II.

«Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» — картина Владимира Лукича Боровиковского, конец 1800-х — начало 1810-х.
«Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» — картина Владимира Лукича Боровиковского, конец 1800-х — начало 1810-х.

Это оказалась Екатерина II, и совсем не такая, какой её было принято изображать на картинах. Стиль называется сентиментализм, и первое впечатление меня не обмануло, хоть перед нами и не английская королева, но тем не менее — отечественный вариант английского типа «портрет-прогулка», и, кстати говоря, авторский повтор одноименной картины 1794 года, где Екатерина была изображена на фоне Чесменской колонны, здесь — на фоне Кагульского (Румянцевского) обелиска. Примечательно, что самой Екатерине Второй, в отличие от меня, портрет не понравился, и всего через два года она умерла. Как думаете, совпадение?

Бюсты.

Далее расположены мраморные бюсты уже вполне классического вида Екатерины II 1790-х гг. от Федота Ивановича Шубина (1740–1805), сразу за ней — президента Академии художеств Ивана Ивановича Бецкого (1704–1795) в исполнении Якова Ивановича Земельгака (1751–1812) от 1803 года, а также — «Портрет государственного деятеля, собирателя рукописей и русских древностей графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина (1744–1817) 1811 года от Луи-Мари Гишара (1770-е – после 1831 г.). Вообще, бюсты будут и дальше, размещу-ка я их здесь в одной галерее для вашего и моего удобства.

Живопись. Интерьеры.

Дальше мы попадаем в пространство русской академической живописи второй половины XVIII — первой половины XIX века и вот несколько портретов: «Портрет Скобеевой» (не той, что в телевизоре), «Портрет князя А. Б. Куракина», на даче которого мне довелось побывать несколько месяцев назад, «Портрет пожилой женщины в белом чепце», которая мне показалась похожа на Татьяну Ивановну Пельтцер, и «Портрет графини А. И. Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой» (я сначала подумал, что это цыгане, а вон оно как!).

Сверху на посетителей смотрят барельефы, первый из которых я назвал «Молчание ягнят», хотя там, скорее всего, их рождение. Остальные два тоже интересные, даже если не знать сюжета (как я).

Сверху, как и было принято в те времена, свешивается люстра. Отдельно я сфотографировал эту люстру и люстру в тронной императрицы Марии Федоровны — с красным рубиновым стеклом, наличие которого в практически аналогичной люстре настойчиво отрицала нам внешне похожая на Надежду Константиновну Крупскую сотрудница в музее-квартире Елизаровых.

Если вы думали, что Александр Невский — богатырь, живший в XIII веке, то вас тоже удивит эта картина, где он представлен в виде субтильного юноши на таком же конике, впрочем, на момент, когда он выгнал ливонцев из Пскова, ему был уже 21 год, так что вполне возможно, Григорий Иванович Угрюмов:

Григорий Иванович Угрюмов (1764–1823). Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами. 1793 (4).
Григорий Иванович Угрюмов (1764–1823). Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами. 1793 (4).

Расстрел проклятыми лягушатниками французами русских патриотов в Москве в 1812 году вряд ли оставит вас равнодушными. Если вы не француз, конечно.

Михаил Тихонович Тихонов (1789–1862). Расстрел французами русских патриотов в Москве в 1812 году. 1813.
Михаил Тихонович Тихонов (1789–1862). Расстрел французами русских патриотов в Москве в 1812 году. 1813.

Внезапно Киев и, также внезапно, другой художник с фамилией Угрюмов — Иван Афанасьевич:

Иван Афанасьевич Угрюмов (1783– не ранее 1825). Пришествие в Киев греческих послов с дарами князю Владимиру Мономаху. 1806.
Иван Афанасьевич Угрюмов (1783– не ранее 1825). Пришествие в Киев греческих послов с дарами князю Владимиру Мономаху. 1806.

Следующая картина — копия с картины Х. В. Э. Дитриха «Водопад и храм Весты в Тиволи», выполненная кистью Якова Яковлевича Филимонова (1771–1795) в последней четверти XVIII века, что очевидно, учитывая годы жизни художника.

Копия с картины Х. В. Э. Дитриха «Водопад и храм Весты в Тиволи», выполненная кистью Якова Яковлевича Филимонова (1771–1795) в последней четверти XVIII века.
Копия с картины Х. В. Э. Дитриха «Водопад и храм Весты в Тиволи», выполненная кистью Якова Яковлевича Филимонова (1771–1795) в последней четверти XVIII века.

Следующая картина знакома каждому советскому школьнику: «Это же Денис Давыдов!» — скажет он (или вы) и будет неправ. Это — его брат — Евгений Васильевич Давыдов кисти Ореста Адамовича Кипренского (1782–1836), написанный в 1809 году. Спасибо хранительнице зала, она обратила внимание на этот поразительный факт.

Орест Адамович Кипренский (1782–1836). Портрет гусарского офицера Ев. Васильевича Давыдова. 1809 г.
Орест Адамович Кипренский (1782–1836). Портрет гусарского офицера Ев. Васильевича Давыдова. 1809 г.

А следующий — юноша со взглядом горящим — великий живописец Федор Антонович Бруни (1801–1875). Причем это — автопортрет 1813–1816 гг., то есть 12–15-летний молодой человек уже так мастерски владел кистью. На то он и гений, что уж тут скажешь.

Федор Антонович Бруни (1801–1875). Автопортрет 1813–1816 гг.
Федор Антонович Бруни (1801–1875). Автопортрет 1813–1816 гг.

Если вы смотрели фильм «Вышел из шкафа», «Вошел не в ту дверь», «Хроники Нарнии», то сразу узнаете фавна. Правда, если бы в фильме тоже все были голые, вряд ли он бы считался детским.

Петр Васильевич Басин (1793–1877). Фавн Марсий учит юношу Олимпия игре на свирели. 1821 г.
Петр Васильевич Басин (1793–1877). Фавн Марсий учит юношу Олимпия игре на свирели. 1821 г.

Дальше было ещё много обнажённой натуры — мужчины, женщины и дети. Таких изображений вы сможете найти и без меня, и смотреть там, собственно, не на что, кроме красоты человеческого тела. Поэтому перескочим через них к видам Петербурга начала XIX века + ещё какого-то города, Рима (?) от Сильвестра Федосеевича Щедрина:

Если вы соскучились по религиозной тематике, то вот несколько картин:

И скульптура — торжество христианства!

Н. С. Пименов. Торжество христианства, или Ниспровержение идолов. 1854 г. Модель неосуществленной группы для Благовещенского моста.
Н. С. Пименов. Торжество христианства, или Ниспровержение идолов. 1854 г. Модель неосуществленной группы для Благовещенского моста.

Михайловский замок, скорее всего, уже в бытность свою Инженерным, изобилует странными проходами и закутками типа этого:

Очень странно.
Очень странно.

Иван Никитин (художник конца XVII – первой половины XVIII вв.) «Родословное древо русских государей», 1731 г. А дальше интересно: «Дар антиквара А. И. Циммермана, 1924». Антиквар Циммерман в непростой 1924 год, очевидно, решил, что собственная жизнь дороже.

Иван Никитин (художник конца XVII – первой половины XVIII вв.) «Родословное древо русских государей», 1731 г.
Иван Никитин (художник конца XVII – первой половины XVIII вв.) «Родословное древо русских государей», 1731 г.

Две гравюры Алексея Фёдоровича Зубова — Свадьба Петра I и, в соавторстве с Питером Пикартом — Конный портрет императора Петра Великого.

Зал Антиков.

В 1799–1800 годах по проекту архитектора Винченцо Бренны был создан зал, который открывал анфиладу парадных покоев императрицы Марии Фёдоровны. Это был новый для русской архитектуры тип музейного интерьера, где была собрана обширная коллекция «антиков» из императорского собрания.

Во времена императора Павла I в зале находились две скульптурные группы, 31 бюст, 4 мраморных рельефа, 8 ваз из белого, серого и красного мрамора, а также 28 медальонов и фрагмент римского мраморного саркофага, вделанные в стены. Всё, что нажито непосильным трудом, как говорится.

Галерея Рафаэля.

Следующий зал называется — «Галерея Рафаэля». Когда Михайловский замок стал Инженерным, потолок заколотили досками, чтобы уменьшить объем помещений и сэкономить на отоплении. Во время реставрации 2002–2003 гг доски сняли, а под ними обнаружили оригинальную живопись павловского времени.

Галерея Рафаэля, также известная как Готлисовый покой, является частью парадных апартаментов императрицы Марии Фёдоровны. Оформление интерьера было выполнено по проекту Винченцо Бренны в период с 1799 по 1801 год.
Название галереи связано с четырьмя шпалерами, которые были размещены на продольной стене напротив окон. Эти шпалеры, сотканные на французской королевской гобеленовой мануфактуре, были подарены французским королём Людовиком XVI. Они повторяли сюжеты настенных росписей Рафаэля в Ватикане: «Константин перед своим войском», «Изгнание Гелиодора из храма», «Афинская школа» и «Парнас».
Три шпалеры сейчас находятся в коллекции Государственного Эрмитажа, а наиболее известная из них — «Афинская школа» — в Лейпциге.
В галерее Рафаэля сохранилась первоначальная монументальная роспись потолка. Картины на холсте представляют собой единственные образцы плафонной живописи павловского периода, сохранившиеся в главном сооружении этого времени. Все работы на потолке были выполнены немецким художником Я. Меттенлейтером (1750–1825).

Если вы пролистали галерею чуть выше, то могли увидеть несколько миниатюр на эмали. Современные могильщики, такое ощущение, что утратили основные секреты мастерства. Те, старые, оригинальные миниатюры смотрятся как современные 3D! А современные я бы отнёс к чему-то дореволюционному. Впрочем, не все. Сейчас внезапно зачитался биографиями выживших членов царской семьи: какие только кульбиты не выкидывает жизнь, нарочно не придумаешь!

Тронная императрицы Марии Федоровны.

А мы попадаем в тронную императрицы Марии Федоровны. Именно здесь я сфотографировал люстру с красным рубиновым стеклом, фото было выше.

Столовый зал.

Следующий зал — общий столовый. Без столов. Так же, как и тронные залы без тронов, а опочивальня — без кровати (она в Павловске!). Помним про тяжёлую судьбу Михайловского, а затем и вовсе — Инженерного — замка, как его вандалили сначала дети убиенного Павла I, потом внуки, а за ними военные, а потом... Даже продолжать не хочется. Спасибо реставраторам, которые сохранили для нас хотя бы это. И музейным работникам, снабдившим этот зал трогательными картинами и бюстами. Кроме того, из окон открываются волшебные виды сквозь Летний сад — прямо через его Главную аллею, созданную по проекту Жана-Батиста Леблона, или же чуть левее — на кладбище (Марсово поле). В торце зала — убиенные император Николай II, царевич Алексей и императрица Александра Фёдоровна.

Парадная опочивальня императрицы Марии Фёдоровны.

Парадная опочивальня императрицы Марии Фёдоровны, как я уже писал выше, — без кровати. Впрочем, она и не предназначалась для сна, а скорее — для великосветских посиделок фрейлин, бесед, хвастовства друг перед другом новыми украшениями и тому подобным «важным» делам, конец которым временно положила Великая Октябрьская Социалистическая революция 1917 года. Опочивальня украшена вазами Императорского Фарфорового завода, множеством миниатюр, ну и, конечно, настало время для сэлфи, ибо где ещё сфотографироваться, если не в императорской опочивальне?

Интересно, правда ли хрупкая императрица Александра Фёдоровна участвовала в манёврах, сидя бочком на лошади? Думаю, что нет, но миниатюрная скульптура осталась.

Блезер Г. Г. Императрица Александра Фёдоровна нa манёврах в Калише в 1835 г. 1841 г. Уменьшенное повторение группы 1836 г. Бронза.
Блезер Г. Г. Императрица Александра Фёдоровна нa манёврах в Калише в 1835 г. 1841 г. Уменьшенное повторение группы 1836 г. Бронза.

В следующем зале рисунки и фарфоровые фигурки, изображающие людей разных профессий. Должны же были члены царской семьи знать, что за люди пекут им блины, метут улицы, продают цветы. Не на улицу же идти с ними знакомиться, в самом деле! Хотя нужно отдать должное, например, родной сестре Николая Второго, Великой княгине Ольге Александровне, о которой современники отзывались как о простой доброй женщине, в частности, протопресвитер Георгий Шавельский писал:

Великая княгиня Ольга Александровна среди всех особ императорской фамилии отличалась необыкновенной простотой, доступностью, демократичностью. В своем имении Воронежской губ. она совсем опращивалась: ходила по деревенским избам, нянчила крестьянских детей и пр. В Петербурге она часто ходила пешком, ездила на простых извозчиках, причём очень любила беседовать с последними.

Продолжение парадной опочивальни императрицы Марии Фёдоровны, картины с видами самого что ни на есть центра Санкт-Петербурга XIX века:

И опять, дорогие друзья, Дзен решил, что хватит уже картинок для одной статьи, поэтому ждите, обязательно будет продолжение: Михайловский (Инженерный) замок. Часть 2.

На этом прощаюсь с вами. До скорых встреч!