Знаменитый ученый и защитник Родины: студент-математик Ленинградского авиационного института прошел Великую Отечественную войну, а его мемуары помогли пролить свет на судьбу двух других добровольцев из ЛАИ
Со студенческой скамьи - на фронт
В самом начале Великой Отечественной войны зародилась одна из самых массовых форм участия советских людей в борьбе с захватчиками – народное ополчение. Только что созданный Ленинградский авиационный институт не остался в стороне: в начале июля 1941 года в ряды народного ополчения вступило свыше 400 студентов, преподавателей и сотрудников ЛАИ.
Среди них – будущий известный ленинградский математик Виктор Абрамович Залгаллер. Несмотря на то, что судьба связала его с ЛАИ совсем ненадолго, хотелось бы обратиться к его интересной и драматичной биографии и еще раз убедиться, какие яркие и талантливые люди встречались в военном поколении. Тем более, что фигура Виктора Залгаллера для ЛАИ (впоследствии ЛИАП, ныне ГУАП) знаменательная дважды: его уникальные мемуары «Быт войны», увидевшие свет в 2004 году, помогли восстановить картину боя у села Воронино Ленинградской области в 1941 году – в этом бою погибли два других студента ЛАИ: Юрий Севастьянов и Всеволод Михайлов. Обнаружить место их гибели и расшифровать медальоны удалось только в 2023 году.
Мы - ополченцы
Виктор Залгаллер родился в 1920 году в Парфино Новгородской губернии, а в 1922 году его семья переехала в Ленинград. Уже с 1935 года юноша серьезно занимался математикой: в математическом кружке «Научной станции для одаренных школьников», затем во Дворце пионеров, делая там большие успехи. В 1937 году Виктор поступил на матмех Ленинградского университета. По воспоминаниям его коллег, будущий ученый стремился к тому, «чтобы его математика была полезна стране». Так им было принято решение перейти во вновь созданный Ленинградский авиационный институт, созданный на базе автодорожного. «Из студентов, пришедших с четвертого курса матмеха, составили две группы третьего курса. Учились мы по ускоренной программе», – пишет в своей книге Виктор Залгаллер.
22 июня 1941 года началась война, в ЛАИ шла первая экзаменационная сессия. Преподаватели и студенты выразили готовность встать на защиту Родины. «В последние дни июня мы с другом Петей Костелянцем идем записываться в артучилище на Литейном. Заполняем документы. Их охотно берут. Четвертого июля, после выступления Сталина, записываются в ополчение. Записываемся и мы», – рассказывает автор книги «Быт войны», – «Сдали паспорта. Мы – ополченцы. Из авиационного института ушло около 400 человек. Идем строем в штатском. По тротуару идут жены. В строю из газетного кулька ем вкусную свежую сметану. Стоим в школе, левее Средней Рогатки. <…> Из нас формируют артиллерийский полк».
Уже ко 2 июля в Ленинграде в ополчение записалось 45 183 человека. В Ленинградскую армию народного ополчения принимали добровольцев в возрасте от 18 до 55 лет, в то время как мобилизации подлежали молодые люди 1905-1918 годов рождения, то есть от 22 до 36 лет. Всего в Ленинградскую армию народного ополчения вступили свыше 135 тысяч ленинградцев.
«Мы – ЛАНО (Ленинградская Армия Народного Ополчения), полевая 2-я СД (иначе 2 ДНО - 2-я "Московская" дивизия народного ополчения), 2-й АП (артиллерийский полк), 1-й дивизион, 2-я батарея. Пишем домой наивные письма. Получаем посылки».
От их имени я живу
Книга не только описывает эпизоды военных дней глазами сержанта, но и открывает перед нами судьбы множества людей, кто с оружием в руках ушел защищать Родину, оставив свою преподавательскую кафедру, школьную парту или рабочее место. Наблюдательность автора позволяет нам из коротких описаний и ярких деталей воссоздать характеры людей военного поколения. На долю этого поколения пришлось много испытаний и потерь. Мемуары позволяют увидеть образы коллег Виктора Залгаллера, его однокурсников, в том числе и студентов Ленинградского авиационного института. Среди них – Александр Самойлович Соколин, Магомед Герей Абдулмеджидович Зульпукаров, Рафаил Шевелевич Хайкин. Эти люди, его сверстники, пройдя войну, стали учеными, крупными инженерами и внесли весомый вклад в развитие технических областей науки.
Виктор Абрамович Залгаллер воевал на передовой, из рядового перейдя в старшие сержанты, был трижды удостоен медали «За боевые заслуги», также получал медаль «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За взятие Кёнигсберга». Когда как связист был впервые представлен к награде «За отвагу», в его боевой характеристике говорилось: «С первых боев он проявил смелость и решительность. Будучи рядовым бойцом – неоднократно замещает наводчика. В бою у села Среднего после стрельбы прямой наводкой он под пулеметным огнем, идя впереди, вывел трактор на огневые позиции и этим спас сохраненное после боя орудие батареи. <…> Во время боев у реки Тосно тов. Залгаллер один разворачивает связь НАД-85 и в течение месяца вдвоем с гр-ном Тихоновым обеспечивают бесперебойную связь 9 линий связи. Среди разрывов немецких снарядов в мороз, иногда по несколько суток без сна, он не сходит с линий, непременно быстро восстанавливая связь. <…> в марте 1942 г. приказом No87 по дивизии ему присваивается звание сержанта, которое он честно оправдывает, работая командиром отделения. За смелость, отвагу, находчивость, инициативу в боевой работе сержант Залгаллер В.А. удостоен представления к правительственной награде медаль «За отвагу».
Завершая рассказ о своем военном пути, Виктор Абрамович пишет:
«Может быть, поэтому память меньше сохранила то, что было в войне повседневностью: ненависть к фашизму, тяжесть существования в невозможных условиях, потрясения тяжелых боев, привычку носиться среди разрывов, связывая провода. Зато остались в памяти люди. Много людей. В большинстве хорошие. (Плохие помнятся как досадное исключение.) Помнятся хорошие, очень хорошие. От их имени я живу».
Уже в 1945 году Залгаллер возвращается в Ленинград и, желая вернуться к изучению математики, снова идет на третий курс Ленинградского университета. В 1948 году, получив диплом матмеха с отличием, он ведет математические кружки, руководит дипломными работами и диссертациями. В начале 50-х преподает у студентов. Профессор математико-механического факультета ЛГУ, научный сотрудник Ленинградского отделения математического института им.Стеклова, автор множества знаменитых монографий и прикладных работ, любимый преподаватель студентов и школьников, преданный поклонник математики, Виктор Абрамович остался в памяти коллег яркой и талантливой личностью. Он скончался 2 октября 2020 года, не дожив лишь двух месяцев до своего столетия.
Тот самый бой
«Бои в Ленинградской области в сентябре 1941 года носили ожесточённый характер.
31 августа советская артиллерия нанесла удар по скоплению живой силы и боевой техники в районе Копорья. В ответ немцы применили авиацию, которая бомбила расположение советских войск у Копорья, в том числе и гарнизон крепости. 1 сентября части 8-й армии и 5-й бригады морской пехоты отступили к Керново и закрепились на правом берегу реки Воронки. Здесь немецко-фашистские захватчики были остановлены.
К 7 сентября войска 8-й армии совместно со 2-й и 5-й бригадами морской пехоты при поддержке береговой и корабельной артиллерии Балтийского флота на рубеже Керново, Лубаново, Горлово, Порзолово, Петергоф создали устойчивую оборону на плацдарме, вошедшему в историю как Ораниенбаумский плацдарм».
Так описываются бои конца лета-осени 1941 года в открытых источниках, апеллирующих к бесстрастным официальным документам. И совсем другим предстает этот фрагмент героической мозаики борьбы за Родину в увидевших свет в 2004 году живых воспоминаниях Виктора Абрамовича Залгаллера, который вошел в войну 20-летним студентом.
Будущий знаменитый ученый, по личному признанию, стремился к тому, «чтобы его математика была полезна стране», и поэтому принял решение перейти с матмеха Ленинградского университета во вновь созданный вуз - Ленинградский авиационный институт, организованный на базе автодорожного. А 22 июня 1941 года, когда в ЛАИ шла первая экзаменационная сессия, в числе других сотрудников и студентов он принял решение идти на защиту Родины…
«4 сентября 1941 г. Мой самый неудачный бой. Батарея снова переформирована. У нас новый комбат. Много незнакомых. У моей пушки неисправность. Рано утром отвезли ее далеко в тыл, в ремонт.
Приехали на батарею в село Воронино. Старший докладывает приехавшему с нами комбату: "Проезжал генерал. Удивился, что здесь батарея. Сказал, что участок освобождается от наших войск". Комбат заорал: "Трусы! Надо встретиться с врагом лицом к лицу!"
Убили козу, сжарили, едим. Вдруг - крик: "В ружье!" Пробую доесть. Комбат толкает мой котелок прикладом. (А что мне делать? Я без пушки.) Прячу в сумку от противогаза хлеб и прыгаю в окно (…)
…Давит нелепость этого боя. Трибунал нам будет. Снимаю с орудия (для оправдания) стреляющий механизм. Кладу в сумку с хлебом. Отходим в поле, лежим за камнями. Обсуждаем, не пойти ли за пушкой и выкатить ее. Но тут танк обошел горку. Стал между нами и горкой.
На поле остатки лагеря местных зенитчиков. О них просто забыли. Их мало. В открытом поле стоит грузовик с высоким счетверенным зенитным пулеметом. Танк его расстреливает.
…Немцы прорываются к Стрельне. Наша дивизия, если считать, что она пятится спиной к заливу, уходит левее. К Санино, а штаб - в Луизино.
В деревню Луизино, где штаб, вошли немецкие танки. С крыльца пытаюсь мотать связь, выхожу из калитки пересечь дорогу. Справа, в десяти шагах стоит немецкий танк. Стреляет в меня пушечкой. Разрыв в паре метров передо мной, все осколки уходят влево, провод обрублен, и я свободен.
Бросаюсь, пока он заряжается, вперед, через дорогу и перебежками ухожу влево.
Потом - поля аэродрома и, неожиданно близко, входим в Петергоф. Мирные улицы, гуляющие дети, ларьки с газированной водой. Нелепость! Нет даже тревоги. Между вошедшими солдатами шепоток: "Велено без паники, сбор у Царских Конюшен".
Нас кормят горячим в обстановке какой-то столовой военучилища. Это было в районе 18-20 сентября»…
Такими увидел и донес до потомков ужасы и героизм войны 20-летний Виктор Залгаллер. Его воспоминания – это, фактически, личный дневник, написанный предельно просто и откровенно. И наряду с этой откровенностью поражает то, каким же неимоверным чудом было выжить молодым ополченцам в войне с самой сильной и профессиональной армией в мире, прошедшей победным маршем по всей Европе.
Выжить и победить.
#научныйполк