Найти в Дзене

Евротоннель: инженерный шедевр, связавший Англию и Францию

Евротоннель: инженерный шедевр, связавший Англию и Францию

31 год назад, 6 мая 1994 года, произошло событие, изменившее транспортную карту Европы: под проливом Ла-Манш открылся Евротоннель — грандиозное сооружение, соединившее Великобританию и Францию. Церемонию открытия провели королева Елизавета II и президент Франции Франсуа Миттеран.

Длина Евротоннеля, или тоннеля под Ла-Маншем, — 51 км, из которых 39 км проходят под морским дном. Это третий в мире по длине железнодорожный тоннель.

Идея связать Англию с континентом родилась еще в начале XIX века. Французский инженер Альбер Матье-Фавье предложил проект подводного тоннеля, но технологии того времени не позволили его реализовать. На протяжении столетия ученые и инженеры предлагали самые смелые идеи — от мостов до фантастических подводных конструкций. Однако к серьёзной разработке проекта приступили лишь после Второй мировой войны.

В 1984 году стало понятно, что без частных инвестиций проект неосуществим, и был объявлен конкурс на лучший проект тоннеля. Победителем стал англо-французский консорциум из 10 строительных компаний и 5 банков. Строительство стартовало в декабре 1987 года с английской стороны, с французской — тремя месяцами позже.

Работа велась в сложнейших условиях – слабые грунты и постоянный риск затопления. На проекте работало до 11 тоннелепроходческих щитов. В декабре 1990 года стороны встретились под проливом, завершив сбойку служебного тоннеля вручную — с помощью кирок и лопат. Одновременно велась прокладка двух основных тоннелей, укладка рельсов и создание инфраструктуры терминалов в Фолькстоуне (Англия) и Кале (Франция). Проект был завершён за 7 лет силами 13 тысяч рабочих и инженеров. За время строительства было изъято 8 миллионов кубометров породы.

Евротоннель состоит из двух железнодорожных тоннелей и одного служебного для технических нужд. Специальные поезда перевозят автомобили, грузовики и пассажиров. Сегодня путешествие из Лондона в Париж занимает 2 часа 15 минут, поезда отправляются ежечасно.

Проект обошелся в 10 миллиардов фунтов стерлингов, став одним из самых дорогих в истории, однако его значение трудно переоценить: Евротоннель не только соединил страны, разделенные морем, но и показал, как инженерная мысль способна преодолевать природные барьеры.

#календарьСТПР