Мозг и тело ребёнка «запоминают» глубинные страхи, которые он переживал в детстве на уровне ощущений, реакций и эмоций, формируя во взрослом возрасте:
🔹телесно-эмоциональную память, когда проявление переживаний осуществляется через сильные телесные реакции, без осмысления и вербализации (человек не всегда может понимать, думать, говорить об этом, а может, например, заболеть)
🔹стратегии выживания - «бей, беги, замри», гипербдительность, эмоциональную импульсивность (неконтролируемый взрыв эмоций)
Бывает, что у взрослого человека эти страхи могут "спать" пока не произойдёт какой-либо эмоциональный триггер, ситуация, напоминающая детскую боль.
Например, партнер/друг не отвечает на сообщение - и тут же активируется страх быть покинутым.
Коллега критикует за что-то - возникает стыд и страх быть плохим.
Возникает конфликт - оживает страх отвержения или разрушения отношений.
Реакции могут быть непропорционально сильными, не соответствующими сегодняшней ситуации, от чего человеку самому может казаться странным , почему именно сейчас так больно или страшно.
Это и есть реактивация детского страха, они возникают быстрее, ощущаются интенсивнее, с трудом регулируются и поддаются осмыслению. Эмоции часто "переполняют" - человек словно возвращается в возраст, когда он был беззащитен и зависим.
И тогда могут возникать:
• вспышки гнева, ярости или паники и тревоги;
• непереносимое чувство одиночества;
• отстранение, избегание и холод;
• самоповреждение поведение.
Работа с психологом открывает новый способ взаимодействия со своим детским опытом.
💙Учит замечать, что происходит прямо сейчас, помогает отделять нынешнюю ситуаци от старого травматичного сценария.
💙Развивает эмоциональную грамотность - чувствовать и «называть» для себя эмоции, а не быть ими "захваченным".
💙И постепенно выстраивать новый способ контакта как с самим собой, так и с окружением.
Антонова Ольга, Psy-co-lab
Запись на консультацию по ссылке
#антонова_psycolab
#страх_psycolab
#прочувства_psycolab