Перед поездкой в Китай, которую я с подругой организовали как самостоятельное путешествие, мы готовились тщательно и основательно. И не только потому, что собрались лететь туда "дикарями", без группового тура, а надо было сделать визу, составить маршруты, забронировать все гостиницы и купить все билеты самостоятельно. Но еще и потому, что даже на этапе планирования мы уже столкнулись с определенной спецификой, характерной только для Китая. Вообще, для понимания: я уже побывала в самостоятельных путешествиях в Южной Корее, в Индии, в странах Латинской Америки - и ни разу я не сталкивалась даже в период подготовки с тем набором особенностей и нестандартов, которые пришлось изучить и подготовить для путешествия в Поднебесную. Связано это, конечно, прежде всего с тем, что Китай уж слишком специфичен, аутентичен и самодостаточен. Или просто - Китай сильно оторван от мира. Для логистики в Китае надо пользоваться какими-то специальными картами, бронирования лучше всего делать через не привычный мне Трип, платить в Китае надо через китайский Alipay, английский язык там не в почете, очень нужные и необходимые в путешествии мессенджеры в Китае не работают - все это надо было изучить и понять как с этим набором сложностей там жить и перемещаться. А собрались ведь мы не просто в один китайский город - наше путешествие изначально было как вызов! И маршрут был амбициозным: два дня в Сиане, три дня в Лояне, сутки в Губэе, четыре дня в Пекине.
Пока шло планирование и построение маршрутов, логистики, мы изучали сайты, статьи, отзывы, готовились подаваться на визу, меняли рубли на юани, устанавливали новые приложения на телефон и так родилась статья про нашу подготовку к этому путешествию. Вот она:
Статья как раз про все те подводные камни, которые пришлось поднять с дна морского, рассмотреть, изучить и подготовиться их обходить или же стороной, или же понять, что делать, если об них споткнулся. Итак, что же получилось по факту?
Про деньги.
Самое правильное, что надо везти в Китай - это сразу юани. Менять рубли в России, закидывать юани на алипэй и вот в таком виде и везти. Можно прихватить еще и наличку, но совсем небольшую сумму (пару-тройку сотен будет достаточно). Потому что по факту: наши карты UnionPay от Россельхозбанка принимают не везде в Пекине (только в крупных магазинах и, на удивление, она срабатывала в метро Пекина на вход). В Лояне и Сиане банковская карта вообще нигде ни разу не работала. Наличку не принимали на улицах Лоаня и Сианя - продавцы всякого разного скраба и харча сразу же махали рукой, видя бумажные деньги и указывали пальцем на развешанные везде QR-коды для оплаты - только алипей или вичат. Но с вичатом все сложно, чтобы там зарегистрироваться и чтобы его пополнять юанями, требуется китайский номер. Поэтому можно просто на него забить и обойтись одним единственным алипеем. Приложение это я установила еще в России, на него же накидала чуть более двух тысяч юаней с карты Сбербанка и только им и оплачивала все свои покупки в Китае, включая проезд в любом транспорте в любом городе. Вот этот комментарий, любезно оставленный под моей статьей про подготовку к поездке, на деле оказался правильным и верным - проверено лично!
"В Китае оплата везде идет через Alipay или Wechat, терминалов для оплаты картой практически нет (только в больших городах и туристических местах). Китайцы вообще на нас с банковскими картами смотрят как на динозавров, если у них и есть терминал, то он как правило лежит под прилавком в пыли (в буквальном смысле слова) и не каждый китаец умеет им пользоваться. Поэтому обязательно с собой брать наличные юани, в запас взять карту РСХБ UP, даже если не удастся найти терминалы для оплаты, можно снимать наличку в банкоматах - это как запасной вариант."
От себя же еще добавлю немного про цены и бюджет. Проезд в метро Пекина по центру стоит три юаня. в Лояне и Сиане - по два юаня. Автобусы - самой дорогой 25 юаней - это был шаттл из аэропорта Сианя в центр города. Для прохода в метро надо покупать карту в аппаратах, которые стоят перед турникетами. На них есть возможность выборки языка на английский для удобства, но, в принципе, все легко и понятно: вы выбираете на схеме нужную вам станцию назначения и оплачиваете билет Алипеем. Проездной билетик после прохода никуда не девайте и не пытайтесь его заныкать как сувенир - для выхода он вам потребуется и турникет его у вас заберет.
Такси в Пекине по городу не брали - из-за пробок гораздо удобнее пользоваться метро. В Лояне и Сиане такси в среднем по городу 15-20 юаней. Дорого обходится такси, если ехать в дальние поездки (более 100 км): например такси от Пекина до Ущелья Дракона почти 200 юаней. Такси от Лояня до храма Шаолиня стоил нам около 100 юаней. С учетом платной дороги обратно в Лоянь - 180 юаней.
Воду почти никогда не покупали - всегда ее давали в отелях и попросить лишнюю бутылочку воды никогда не было проблемой. Мороженное 5-7-10 юаней - в туристических местах. Стрит-фуд уличный - по 5-10-20 юаней (например, палочка фруктов в сахарной глазури - 5-6 юаней, палочка шашлычка из неважно чего - 2-4 юаня за шт, свежевыжатый гранатовый сок - 20 юаней, бисквитный десерт - 9 юаней, паровая булочка или какой-нибудь местный бутерброд с мясом и яйцом - 6-12 юаней. Обед в кафе Лояня или Сианя - в среднем чек за двоих - 40-60 юаней. Обед в Пекине - средний чек за двоих в 80-100 юаней. Кофе дорогой - 30-40 юаней. Выпечка в кофейнях Пекина тоже не из ряда дешевых - по 10-15-20 юаней за булочку. Входные билеты в музеи и дворцы - 60-90-120 юаней. Самый дорогой из всех увиденных нами достопримечательностей был Губей - входной билет, включающий в себя сам водный город, подъем на стену и подъёмники вверх-вниз - 340 юаней. Если не тратиться на сувенирку и не делать никаких покупок, чтобы "привезти домой", то две тысячи юаней как бюджет с собой на десять дней более чем достаточно. В любом случае Алипей всегда можно пополнить, только учтите, что деньги на балансе не появляются мгновенно, а лишь через несколько часов. А еще обратно эти деньги никак вывести будет нельзя.
Про связь и интернет
Без интернета вам в Китае не выжить. И без всегда заряженного телефона. Поэтому следите за батареей и всегда носите с собой пауэрбанк. В вагонах метро там нет возможности подзарядить телефон - это вам не Москва :)
Для интернета покупала на Озоне е-симку М8 за 200 руб. Потом через Телеграм ее активировала перед вылетом и купила 5 Гб трафика за тысячу рублей. Возможно, потому что раздавала трафик подруге, (но мы ничего не высылали в месенджерах, кроме текста, не создавали никаких статусов, пользовались только картами и Трипэдвайзером) - в итоге через 4 дня оказались по нулям и пришлось покупать роуминг в Билайне: еще 5 ГБ за 1800 рублей. Этот трафик так же был предназначен на два телефона, но тратился он как-то медленнее и его хватило до конца поездки.
Обидно, что как только попадали в отель и подключались wi-fi, так сразу же отключались все мессенджеры - так и жили без статусов и без фоток в сетях. ВПН, кстати, скачать и установить было тоже невозможно.
Так что и этот комментарий - совет оказался дельным и абсолютно верным:
"Кроме того связь - можно приобрести туристические e-сим на том же трип.ком либо других операторов. Даже на озоне продаются сим карты для интернета в Китае как физические, так и е-сим. Эти варианты гораздо дешевле чем роуминг от российских операторов. Можно приобрести и китайскую симку непосредственно в Китае, но тогда привычные нам вацап и телега не будут работать без ВПН - в Китае эти мессенджеры заблокированы, причем ВПН ставить надо несколько, штук, потому что не каждый способен работать в Китае.
Навигация в Китае
Логистика в Китае - это не просто крик души, это боль: и головная, и во всем теле. И вот почему. Во-первых, карты: Гугл не работает, Яндекс пытается, но плутает и теряется. Самый лучший вариант - карты MAPS.ME. Работает приложение даже без интернета, главное, чтобы карты были загружены. И все на русском языке! Изначально стоял AMAP, но не смогли с ним совладать - все было на китайском и переключить язык так и не смогли (в итоге разобрались, но было уже поздно).
Но хороший навигатор еще не решает вопрос с навигацией. Дело в том, что очень сложно искать точку на карте, когда ты знаешь, как она звучит и пишется на английском, но вот по-китайски она может называться совсем по-другому. Именно разное звучание и написание улиц и мест на разных языках и доставляло огромные проблемы.
Для пользования метро рекомендую карты MetroMan - очень удобно и легко ориентироваться и строить маршруты. Станции, правда, все очень похожи по названию между собой, поэтому внимательно каждую букву набирайте и читайте. Но в целом метро не сложное и схемы все понятные. Переходы очень длинные. Поезда ходят с достаточно сильным интервалом (не так все быстро как в Москве). Метро что в Пекине, что в Лояне, что в Сиане вообще никак не отличаются - только ценой за проезд.
Для вызова такси пользуйтесь DIDI - оно имеется в Алипее, и работает по принципу нашего Яндекс такси. Пишешь, куда тебе надо, на английском, (это если точно знаешь, как на английском пишется то или иное китайское слово) или на китайском, (это если есть адрес на китайском, который можно скопировать и вставить в поисковик DIDI). Ищется машина, потом ты видишь, кто за тобой едет и когда будет, и видишь весь маршрут своего движения и цену, которая спишется с Алипея. За наличные мы ни разу в такси не ездили. Даже в Сиане в мусульманском квартале, когда сели без ног на моторикшу и платили без торга 20 юаней за пару километров до отеля, оплатить можно было только Алипеем. Наличку китаец видеть не желал!
Но карты картами, а вот с расстояниями в Китае особая проблема. Смотришь на карту - ну вот оно, рядом, рукой подать. Спрашиваешь у китайца - где? Отвечает - немного вперед пройдите. Но вот это "немного" превращается в минут 30-40 пешего хода. Сперва мы так блуждали-блуждали, шли квартал за кварталом, а точка на карте все убегала и убегала за следующий квартал, а потом плюнули и стали вызывать такси, иначе просто тратилось столько времени и сил на эти пешие марш-броски по городам Китая, что потом не было уже никаких сил ими наслаждаться.
К чему следует еще быть готовым? К толпам народу. Особенно в Пекине. В Лояне и Сиане потише и поспокойнее, в Пекине же уже в 5-6 утра на улицах такой движ, что кажется, будто город вообще никогда не спит. К очередям. Я не знаю, где был, в какой части Китая автор вот этого комментария под одной из моей статей:
Арина Батурина17 ч
Вот странно, только что вернулась из Китая, была там уже во второй раз: прямо противоположные впечатления. Прекрасная логистика, отличная еда, чистота, никаких очередей. Столько читаю в интернете про харкающих китайцев- за все время один раз видела что-то подобное:))
Но про очереди нас предупреждали и гиды, у которых уточняли информацию, и все путеводители, и они реально есть. Минут двадцать стояли мы в очереди, чтобы пройти к Терракотовым воинам. Полтора часа стояли в очереди за билетами, чтобы пройти в Запретный город. Мы не ходили, но все кто ходил в парк развлечений в Пекине, делились впечатлениями: по часу минимум надо стоять в очереди, чтобы покататься на аттракционе. Народу реально очень много, причем не иностранных туристов, а китайцев.
Улицы переполнены транспортом: сотни байков, велосипедов и мопедов расставлены на тротуарах и у входом в метро. Сотни - на дорогах. Правил никто не соблюдает, светофор и зебра вообще ни разу не триггер для водителей автобуса или легковушки. Ну а велосипедисты так вообще все какие-то камикадзе.
Про отличную еду - вообще очень спорно. Вкусно мне было в Южной Корее. Вот там да, отличная была еда, в том числе и уличная. В Китае же много похожей еды, но по вкусу она сильно испорчена китайскими приправами и сильно проигрывает корейской.
Про чистоту - да. В целом - чисто. Но китайцы очень много курят, поэтому везде валяются бычки от сигарет. Хотя про Корею тоже самое могу сказать. Сеул не самый чистый город. Пекин такой же. Но вот если сравнить хотя бы столичные вокзалы и аэропорты - то российские просто блестят, туалетные комнаты все ухоженные, все чистые. В Китае такого нет. Туалетная бумага и бумажные салфетки вообще не принятые в обиходе вещи для китайцев. Вот, к примеру, мы зашли в туалет на ЖД вокзале в Пекине после ночного поезда из Лояня - я не помню, чтобы я хоть раз такую картину наблюдала на Курском или Ярославском вокзалах Москвы, которыми я довольно-таки часто пользуюсь. И нет, я не искала специально грязь в Китае.
А вот отели, даже такие, в каких жили мы - самые обычные, достаточно дешевые городские гостиницы, все удобные, постельное белье везде белоснежное, в ванной обязательно присутствует шампунь, гель для душа, мыло, одноразовая зубная щетка с пастой. И все номера сильно прокуренные. Причем, про курево уже выше сказала - китайцы курят много и везде и даже там , где висит знак, что курение запрещено.
Про китайский street-food все вот тут:
А здесь про план и бюджет поездки: