Найти в Дзене

КАНУВШИЕ В ТУМАН

Как 15 лет назад в авиакатастрофе погибло сразу все руководство Польши

Большую часть своей истории человечество не знало случаев, когда главы государств гибли в происшествиях, связанных с транспортом. Даже когда появились автомобили и поезда, фактором риска для них в этом плане они не стали. Но все изменилось с появлением авиации. На сегодняшний день история насчитывает не один десяток случаев гибели глав государств и правительств в авиакатастрофах.

Первый такой инцидент произошел

9 декабря 1936 года, когда Douglas DC-2, летевший из Лондона в Амстердам, разбился при взлете из-за густого тумана. На его борту находился шведский премьер-министр Арвид Линдман. 7 сентября 1940 года в авиакатастрофе погиб парагвайский президент Хосе Феликс Эстигаррибия с супругой. С тех пор число таких инцидентов только росло.

10 апреля 2010 года вошло в историю Польши как день одной из самых больших национальных трагедий – тем утром в авиакатастрофе под Смоленском погибли польский президент Лех Качиньски с супругой, а также многие представители высших органов государственной власти и командования Вооруженных сил страны. Эта катастрофа до сих пор считается самой масштабной.

Погода шептала «нет»

Весной 1940 года органы НКВД СССР учинили в Катынском лесу под Смоленском массовый расстрел почти 22 тыс. поляков, среди которых было около 15 тыс. польских офицеров, захваченных осенью 1939 года во время раздела Польши. В 2010-м Госдума РФ официально признала это преступлением сталинского режима, подчеркнув, что оно было осуществлено «по прямым приказам Сталина и других советских чиновников».

Сейчас версия о расстреле поляков органами НКВД активно оспаривается историками и политиками. На этой же версии СССР настаивал на Нюрнбергском трибунале, хотя она не попала в обвинительное заключение. В память о 70-летии Катынского расстрела высшее польское руководство во главе с президентом Лехом Качиньским решило посетить Катынское кладбище под Смоленском.

Утром 10 апреля Ту-154 с правительственной делегацией вылетел из Варшавы в Смоленск. На его борту было 96 человек: 8 членов экипажа и 88 пассажиров. Самолетом управлял экипаж 36-го Специального транспортного авиаполка ВС Польши, командовал судном 35-летний капитан Аркадиуш Протасюк. На смоленском военном аэродроме «Северный» к моменту посадки были сложные метеоусловия: низкая облачность и туман. В 10.23 руководитель полетов аэродрома спросил у экипажа «тушки», какой у них запасной аэродром. Протасюк ответил, что Минск и Витебск. Тогда руководитель полетов сообщил, что в районе «Северного» условий для посадки нет.

Примерно за полтора часа до этого в Смоленске сел Як-40, также принадлежавший польскому правительству и перевозивший журналистов из пресс-пула Леха Качиньского. Чтобы уточнить погодные условия, командир Ту-154 связался с его пилотами. Те подтвердили, что погода очень плохая. Тем не менее экипаж президентского самолета решил садиться.

Разбившийся Ту-154 за 39 часов до катастрофы Alan Lebeda
Разбившийся Ту-154 за 39 часов до катастрофы Alan Lebeda

Поначалу заход на посадку выполнялся правильно, однако вход в глиссаду был выполнен с запозданием, что привело к увеличению вертикальной скорости снижения. После того как прозвучал сигнал системы TAWS об опасном сближении с землей, второй пилот предложил прекратить снижение. Руководитель полетов также потребовал прервать посадку и уйти на второй круг. Но было уже поздно: около 10.41 самолет задел крылом деревья, начал падать и через несколько секунд ударился о землю, полностью разрушившись.

На месте катастрофы Reuters
На месте катастрофы Reuters

Роковые ошибки

Для расследования катастрофы была образована совместная комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) и Министерства обороны РФ с участием 25 польских специалистов. Работа на месте крушения была закончена 17 апреля, а еще через два дня завершилась расшифровка записей бортовых самописцев.

26 мая руководитель госкомиссии Польши по расследованию авиационных происшествий Эдмунд Клих заявил, что причиной трагедии стали ошибки экипажа.

12 января 2011 года МАК опубликовал свой отчет. Непосредственной причиной катастрофы эксперты сочли то, что экипаж не принял своевременного решения об уходе на запасной аэродром, хотя был оповещен о неблагоприятных метеоусловиях. Кроме того, пилоты снижали самолет, не имея наземных ориентиров. Перед аэродромом располагался глубокий овраг, из-за чего радиовысотомер показывал ошибочную высоту. Когда же сработала система TAWS, экипаж не отреагировал на нее должным образом.

К похожим выводам пришла и комиссия по расследованию авиационных происшествий Государственной авиации МВД Польши: по ее мнению, причиной катастрофы стало снижение самолета ниже допустимой высоты при чрезмерной в условиях тумана скорости. А еще среди главных причин крушения польская сторона назвала тот факт, что аэродром «Северный» не был закрыт тем утром по метеоусловиям.

Вообще, было удивительно, что президентский борт решили направить на военный аэродром, не приспособленный для приема пассажирских лайнеров. 9 марта 2012 года Верховная контрольная палата Польши опубликовала собственный доклад о расследовании причин катастрофы. Ею было установлено, что с 2005 года во время авиаперелетов высших польских руководителей не соблюдался достаточный уровень безопасности. Полет 10 апреля 2010 года тоже состоялся не в должном виде: президентский самолет не должен был садиться в аэропорту «Северный», так как тот не входил в польский реестр действующих аэродромов для воздушных средств в статусе HEAD (для VIP-персон).

В ходе расследования выяснились и другие странные детали. Так, при расшифровке речевого самописца обнаружилось, что во время полета в кабине экипажа находились двое посторонних: директор дипломатического протокола польского МИД Мариуш Казана и командующий Воздушными силами Польши Анджей Бласик, хотя по правилам гражданской авиации это запрещено. Многие комментаторы тогда предположили, что одной из сопутствующих причин катастрофы могло стать давление со стороны президентской команды на экипаж.

Варшава в апреле 2010 года the-warsaw.pl
Варшава в апреле 2010 года the-warsaw.pl

Раны еще болят

Трагедия глубоко потрясла польское общество. Неудивительно, что сразу после нее появилось множество конспирологических версий случившегося. В прессе замелькали публикации о том, что крушение могло произойти в результате сговора политического оппонента Леха Качиньского, тогдашнего польского премьера Дональда Туска, и российских властей. В качестве непосредственной причины катастрофы называли взрыв на борту, намеренное введение в заблуждение пилотов Ту-154, создание искусственного тумана, радиолокационное воздействие и т. д.

Несмотря на отсутствие убедительных доказательств этих версий и четкие выводы комиссий, проводивших расследование, теория «смоленского покушения» по сей день сохраняет популярность в польском обществе. Например, в ходе опроса 2023 года лишь 39% поляков ответили, что трагедия под Смоленском стала результатом несчастного случая, 23% затруднились ответить, а 38% заявили, что крушение произошло из-за каких-то действий со стороны РФ.

Леонард КАПЛЕНКО