Найти в Дзене
Просто о жизни и воспитании

5 фраз с потрохами выдают недалёкого человека

Есть такие фразы, после которых в голове невольно щёлкает: «Ага, ясно». Причём не в смысле «ясно, как интересно», а в смысле «ясно, что лучше держаться подальше». Мелочь, а осадок остаётся. И не потому что человек плохой – скорее, потому что он даже не замечает, как сам себе роет репутационную яму.

Кто-то скажет: «Ну, давайте не будем судить строго, у каждого – свои тараканы».

Конечно, у каждого. Но есть такие словечки и речевые ужимки, после которых хочется посочувствовать тараканам – что им там в голове делать, беднягам? Они-то, может, и умные. А вот речь человека создаёт впечатление противоположное.

Итак, без пафоса, но с рассуждением – пять речевых штампов, которые выдают не глупость даже, а некоторую… простодушную наивность, замешанную на амбициях и неуверенности. Иногда всё вместе.

1. «Ну, короче, типа, как бы, вот...» – каша из слов и отсутствие повара

Когда в разговоре больше слов-паразитов, чем смысла, начинаешь чувствовать себя на беговой дорожке: вроде двигаешься, а вперёд не идёшь. Есть в этом что-то мучительно знакомое: собеседник вроде бы говорит, но ни за что не ухватиться. И главное – ты видишь, что он старается, заполняет каждую паузу хоть чем-то. Лишь бы не замолчать. Лишь бы не выглядеть растерянным.

А ведь именно в молчании рождается сила.

Об этом говорил даже Платон: «Мудр тот, кто говорит мало, но по делу».

Слова-паразиты – не преступление, конечно. Но они, как сорняки, заглушают смысл. И если человек не в состоянии вычистить свою речь хотя бы для собеседника, что говорить о глубине мысли?

-2

2. Эмоциональный взрыв: «Да вы просто не понимаете!»

Вот сидишь ты, слушаешь. Тема вроде спокойная – какой-то рабочий момент, обсуждение фильма или путешествия. И вдруг – бац! – человек вспыхивает, глаза расширены, голос повышается, руки летают по воздуху, будто дирижируют апокалипсисом. А ты думаешь: «Зачем? Ради чего этот спектакль?»

Эмоции – это хорошо. Но когда они берут верх над мыслью, диалог заканчивается. Начинается монолог в духе Шекспира, но без смысла.

Говорят же: «Холодная голова и горячее сердце – хорошая комбинация. Вот только температуру нужно уметь регулировать».

Психологически за этим часто стоит страх быть непонятым. Желание доказать, что ты прав, любой ценой. Но чем громче ты кричишь, тем хуже тебя слышат.

-3

3. «У меня знакомый – вообще, не последний человек...» – и понеслась

Если кто-то начинает подкреплять свою позицию фразами про «знакомого в мэрии» или «дядю, который близко общается с депутатом», становится не по себе. Почему? Потому что возникает ощущение, что человек ничем, кроме чужих достижений, похвастать не может. Он словно цепляется за якорь, чтобы не утонуть в беседе.

Как говорил Стив Джобс: «Работы других – это не костыли, на которых ты должен стоять».

Связи – это хорошо, когда они работают на дело, а не на тщеславие. А когда ими просто размахивают, как медалью с "Киндер-сюрприза", становится немного неловко. Особенно за собеседника.

4. Наигранность: «Ну, это... как бы сказать, типа кринж, да?»

Ловите знакомую ситуацию: взрослый человек, вполне себе серьёзный, вдруг начинает щеголять сленгом подростков. Или наоборот – усложняет свою речь, вставляя слова, которых сам толком не понимает. А всё почему? Хочется быть своим. Вписаться. Показать, что «не лыком шит».

Но правда такова: любой фальшивый акцент, будь то на «интеллектуальность» или «современность», всегда слышен. Это как плохо сыгранная роль – на уровне интонаций, пауз, неестественных улыбок.

Ничто так не выдает человека, как стремление казаться, а не быть.

Умные люди не разыгрывают роль. Они просто живут, говорят, думают – так, как умеют. И этим притягивают.

-4

5. Хвастовство: «А вот у меня...» (и занавес)

Есть особая порода – люди, которые в любой теме находят способ перевести разговор на себя. Причём делают это с остервенением, словно боятся исчезнуть, если вдруг не расскажут, сколько зарабатывают, где отдыхали, какие гениальные дети у них и как начальник просит вернуться на работу хоть на час.

С одной стороны – ну молодец, гордится собой. А с другой – утомительно. Потому что истинная уверенность не требует подтверждения. А уж тем более – не требует его от всех сразу и в любой ситуации.

Никогда не хвались счастьем. Оно любит тишину.

Вот и уважение к человеку рождается в тишине – между строк, в деталях, в умении искренне интересоваться другим, не выставляя себя на витрину.

Эрих Фромм сказал: «Сегодня мы имеем дело с индивидуумом, ведущим себя подобно автомату, который не знает и не понимает самого себя. Знает от лишь того человека, которого ожидают в нём видеть — человека, который язык общения заменил бессмысленным лепетом, живой смех — синтетической улыбкой, чья истинная боль сменилась чувством тупого отчаяния».

Умный человек не обязательно тот, кто много знает. Скорее, тот, кто умеет слушать, чувствовать границы и бережно обращаться со словами. Потому что речь – это не просто средство общения. Это портрет. И если в нём слишком много самодовольства, неуверенности, фальши – зритель не задержится. Он уйдёт искать живое.

А ведь всё, что действительно цепляет – всегда живое. Неловкое, смешное, местами уязвимое, но настоящее. И это, пожалуй, самый точный показатель ума – умение быть собой, не боясь, что кто-то подумает что-то не то.

Что думаете по этому поводу? Делитесь в комментариях!

Буду очень признательна, если вы поставите лайк, потому что это помогает каналу развиваться. Подписывайтесь на канал, здесь много полезного.