Думаете, что 6 мая — обычный день? Тогда узнайте, почему в этот день россияне издавна отправляли коров на пастбище и ждали перемен в судьбе? Что общего у прекрасного всадника на белом коне и российской столицы?.. Зимние холода отступают, а впереди ждут зелёные луга и буйство цветения. Открывается новая страница в жизни природы и человека — наступает день Егория...
Георгий Победоносец, Егорьев день, Юрьев день, Егорий весенний, Егорий вешний, Егорий храбрый.
6 мая по новому стилю, 23 апреля – по старому.
Кто такой св. Георгий
Георгий Победоносец является одним из наиболее почитаемых святых христианской православной церкви. Его память отмечается ежегодно 6 мая (23 апреля по старому стилю), когда Русская Православная Церковь чествует защитника слабых и символ мужества и стойкости духа.
Георгий Победоносец — христианский святой, живший на рубеже III–IV веков и состоявший на военной службе у римского императора Диоклетиана. Когда Диоклетиан санкционировал гонения на христиан, Георгий раздал все свое имущество нищим, объявив открыто, что он является христианином. За это он подвергся мучениям и был казнен.
Значение Георгия Победоносца в русской истории и культуре
Образ христианского святого Георгия ярко дополнен и народными преданиями. Так, на Руси этот день называется Юрьевым днем, поскольку Георгия традиционно называли Юрием. Праздник получил широкое распространение в народе и стал частью повседневной культуры многих регионов России.
Георгий Победоносец — один из четырех главных защитников Руси наряду с Ильёй Муромцем, Николаем Чудотворцем и Александром Невским. Именно Георгий считается небесным защитником русских земель и воинства.
Согласно легенде, жители одного ближневосточного города страдали от огромного огнедышащего дракона, обитавшего неподалёку от городских стен. Для умилостивления чудовища местные жители вынуждены были приносить ему человеческие жертвоприношения, пока однажды не настала очередь царской дочери. В критический момент, когда прекрасная девушка уже должна была погибнуть, появился Святой Георгий на белом коне и победил дракона, освободив население от страха и смерти.
Однако победа не была простой физической схваткой. Важнейшим моментом легенды стало обращение населения к христианству, ведь именно сила божественной поддержки Георгию и его веры сделали возможным чудо избавления. Сам Георгий, победив дракона, призвал горожан поклоняться единому Богу, отвергнув прежних своих идолов. Здесь заложено глубокое послание о необходимости внутреннего обновления, духовного перерождения и благодарности Творцу за дарованную победу.
Поэтому в иконографии Святой Георгий изображается верхом на белом коне, поражающим копьем змея-дракона. Образ Георгия Победоносца прочно закрепился в русской традиции, он символизирует победу Добра над Злом, Свободы над рабством, Любви над ненавистью и страхом, Истины над обманом, борьбу с опасностью ради общественного блага.
Роль Святого Георгия в русской культуре и его влияние на национальную ментальность трудно переоценить. Благодаря таким мифическим образам мы имеем представление о высоких нравственных ценностях, характеризующих русский дух и мировосприятие.
Символика Георгия Победоносца
Символика Георгия широко используется в русской культуре и истории, подчёркивая связь поколений и историческую преемственность культурных ценностей.
1. Государственный герб и символы власти. Самым ярким проявлением влияния образа святого Георгия на российскую государственность является изображение всадника, поражающего дракона, на гербе Москвы и всей России. Этот знак олицетворяет силу, храбрость и победу добра над злом. Первоначально Юрий Долгорукий поместил изображение своего небесного покровителя на княжескую печать. Затем подобная эмблема появилась на печати великого князя Ивана III Васильевича в конце XV века и впоследствии перешла на государственный герб Российской империи и современной России.
2. Военная символика и награды. Имя Георгия тесно связано с российским воинством. Орден Святого Георгия, учрежденный Екатериной II в XVIII веке, являлся высшей наградой Российской империи за военные заслуги. Затем аналог ордена известен как орден Славы, сохранивший традиционные цвета Георгиевской ленты (черно-желтые полосы). Теперь в Росси вновь присутствует орден св. Георгия. С 2000 года указом президента РФ статус ордена утверждён как награда, вручаемая за участие в боевых действиях и проявленные при этом доблесть и отвагу.
3. Народный фольклор, культура. Предания и сказки, связанные с победой над драконом, всегда были популярны в народной среде. Они сохранялись вплоть до начала XX века и частично сохраняются в настоящее время.Святой Георгий почитался крестьянами как защитник полей и домашний покровитель скота.
Нашел образ Георгия Победоносца отражение в живописи и архитектуре. Иконы с изображением Георгия украшают большинство храмов и монастырей России. Художники, такие как Андрей Рублёв, Симон Ушаков Дионисий, создавали шедевры, отображавшие подвиг святого. Многочисленные храмы, монастыри и часовни носят имя Георгия, служа памятниками почитания святого.
4. Копейка. Наименьшая денежная единица России — копейка — происходит от слова «копье», то самое, которым Георгий убил змея. Первоначально Георгий изображался без дракона, и лишь со времен Петра I на копейке появляется также дракон, повергаемый Георгием.
Традиции и обычаи Юрьева дня
Важно помнить, что русские народные традиции складывались веками и могли отличаться в зависимости от региона и местных обычаев.
«На Руси два Егорья: один холодный (9 декабря), другой голодный (6 мая)», говорили в народе. Действительно, к началу мая многие запасы в крестьянской семье были съедены, особенно в бедных семьях: «Богатый сыт и в Юрьев день, а бедный терпит до Спаса (14 августа)».
Георгия Победоносца в народе считали покровителем не только воинов, но также скота и плодородия.
Большое значение для жизни деревни имело начало выпаса скота с Юрьева дня (день святого Георгия), что являлось важнейшим этапом сельскохозяйственного цикла на Руси. До наступления этого дня скот держали в закрытых помещениях. Лишь с приходом теплых солнечных дней позволяли животным выйти на луг и наслаждаться зеленью трав.
Часто в этот день совершали специальный молебен в поле.
В народе сложилось много обычаев, связанных в этим днем. Так, на Егория принято было выгонять скотину через ворота, соблюдая определенный обряд (в Московской губернии заставляли скотину переступить через клюшку, в Архангельской — через пояс хозяйки). Часто скотину выгоняли вербой, срезанной в вербное воскресенье. Во всех случаях принято было проговаривать специальные слова (заговоры). Были и другие обряды: накрошить, например, скотине хлеба на печной заслон и дать съесть (Архангельская губ.)
Поскольку Егорьев день связан был с выпасом скота, то, естественно, особо в этот день почитали пастухов. Их одаривали специальным караваем, кормили в поле мирской яичницей, ведь от их заботы зависело благополучие деревни. Во многих местностях принято было пастуха окатить водой в этот день, чтобы не задремал во время выпаса и не просмотрел скотину.
Традиционно в Юрьев день особой популярностью пользовались блюда, приготовленные с использованием продуктов первой свежести и урожая текущего сезона. Например, молодые овощи, зелень, яйца и молочные продукты часто использовались для приготовления праздничных блюд. Однако связывать определённые блюда исключительно с праздником Юрия довольно сложно, так как подобные кулинарные предпочтения были распространены повсеместно весной и летом, и вовсе не ограничивались лишь днём Святого Георгия. Но известно, например, что в день выгона скота пекли обрядовое печенье в виде «коровок», «лошадок», «козуль».
Есть свидетельства, что На Юрьев день ребятишки обходили с все дома древни или села, часто с приговорами и песнями, ожидая, что им дадут гостинцев. Часто хозяйки давали яиц или монетку. Тем же, кто ругался и прогонял ребят с пустыми руками, могли спеть недобрую шуточную песенку:
Неспасибо тебе, тетка,
На плохом подаянье!
Дай тебе бог
Подольше пожить
Да побольше нажить —
Вшей да мышей,
Тараканов из ушей!
(А.Ф. Некрылова)
Начиная с весеннего Егория активизировались экономические отношения между землевладельцами и крестьянами, что существенно влияло на хозяйственную жизнь села. Так, совершался найм работников. Владельцы поместий и зажиточные крестьяне искали батраков и временных рабочих для обработки полей, ухода за животными и строительства домов.
Осуществлялась продажа товаров, совершались различные сделки: купцы и ремесленники приезжали в деревню, продавая необходимые товары и материалы для предстоящего сельскохозяйственного сезона.
Интересно также, что с Егорья во многих местностях начинался сезон хороводов: «С Егорья хороводы, с Дмитрия (8 ноября) посиделки». Хотя, как мы писали, хороводы были уже и радуницкие.
Именины 6 мая
Не забудьте их поздравить: Александра, Анатолий, Георгий, Иоанн (Иван), София.
Приметы
Погоду внимательно наблюдали: Юрьев день считался поворотным для весны — после него тепло уже не отступало: «Пришел Егорий, и весне не уйти».
Коли весенний Егорий с кормом, то осенний Никола (19 декабря) будет с мостом (т . е. зима установится, будет хороший санный путь).
Егорий с теплом, а Никола (22 мая) с кормом.
Егорий с водой, а Никола с травой.
На Егорья мороз — будет просо и овес.
На Юрья снег — урожай на гречу, на Юрья дождь — гречи нерод.
Коли на Егорья березовый лист с полушку, то к успенью (20 июля) клади хлеб в кадушку.
Сей рассаду до Еговья — капусты будет доволе.
На Юрья прилет ласточек, а отлет в три Спаса (август).
Много было примет, связанных с кукушкой в этот день:
Кукушка на Егория – к неурожаю.
Кукушка кукует до Егория — скот падёт (северн.).
Если кукушка кукует, когда еще не оделся лес, будет голодный год (Тамбовская губ.).
Были и приметы, записанные исследователями в конкретных губерниях.
Так, в Тамбовской губернии говорили:
На Егорья мороз —гречи хороши.
Когда на Георгия будет мороз и повторится через неделы, то должно ожидать теплой осени.
В Новгородской губернии:
Яровое сей до Егория.
Ясное утро на Юрья — ранний сев, ясный вечер — поздний.
Особые приметы были и в Воронежской губернии:
Ранний посев ярового — с Юрья.
С Георгия начинают садить свеклу, сеять морковь и рассаду.
Сей рассаду на Георгия, будет щей вдоволь.
В других губерниях замечали:
Как в Егорьевску ночь заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет (т.е. еще надо ожидать сорок дней с утренними морозами (Пинежье). В других губерниях подмечали, что не 40, а 12 утренников еще предстоит.
На Егорья роса —будут добрые проса (Орловская губ.).
Ранний яровой посев с Егорья, поздний —с Еремея (14 мая; Ярославская губ.). Ранний горох сей до Георгия поздний после Георгия (Нижегородская губ.).
Пословицы и поговорки
Юрий на порог весну приволок.
Егорий землю отмыкает.
Юрьева роса от сглазу, от семи недугов.
Егорий храбрый зиме ворог лютый.
Заегорит весна, так и зябкий мужик шубу с плеч долой.
Егорий из-под спуда зелену травку выгоняет.
Зеленая травка — молока прибавка.
Загадки
Промеж гор лежит бугор, пришел Егор, унес бугор. (Снег)
Вам также может быть интересно:
И подписывайтесь на наш канал Полезное про сегодня
Мы всегда Вам рады!