Найти в Дзене
Пропеллер Фест

Гидроудар в подвесном моторе – часть первая

Что такое гидроудар. «Гидроудар» — это явление, при котором вода по какой-то причине попадает в цилиндр (в камеру сгорания), а возвратно-поступательное движение поршня пытается сжать эту жидкость. Это может повредить различные части двигателя (особенно, двигателя подвесного мотора). Как известно, обычно цилиндр вбирает газообразную воздушно-топливную смесь. Она сжимается возвратно-поступательным движением поршня, а затем воспламеняется и взрывается. Поскольку воздушно-топливная смесь является газом, она может быть сжата поршнем. Однако вода не может быть сжата таким же образом (вода – несжимаемая жидкость), и поэтому она оказывается под давлением, что повреждает двигатель. В случае проникновения очень небольшого количества воды она выбрасывается вместе с выхлопными газами, что означает, что нормальная работа возможна без каких-либо проблем. Это не оказывает никакого влияния на двигатель, и немедленный запуск двигателя будет означать мало проблем. Однако, если оставить двигатель как ест

Что такое гидроудар.

«Гидроудар» — это явление, при котором вода по какой-то причине попадает в цилиндр (в камеру сгорания), а возвратно-поступательное движение поршня пытается сжать эту жидкость. Это может повредить различные части двигателя (особенно, двигателя подвесного мотора).

Как известно, обычно цилиндр вбирает газообразную воздушно-топливную смесь. Она сжимается возвратно-поступательным движением поршня, а затем воспламеняется и взрывается. Поскольку воздушно-топливная смесь является газом, она может быть сжата поршнем. Однако вода не может быть сжата таким же образом (вода – несжимаемая жидкость), и поэтому она оказывается под давлением, что повреждает двигатель.

В случае проникновения очень небольшого количества воды она выбрасывается вместе с выхлопными газами, что означает, что нормальная работа возможна без каких-либо проблем. Это не оказывает никакого влияния на двигатель, и немедленный запуск двигателя будет означать мало проблем. Однако, если оставить двигатель как есть (с малым количеством воды в цилиндрах) - это может привести к ржавчине внутри цилиндра и вызовет заклинивание поршней в цилиндрах, залеганию поршневых колец и отказу двигателя.

Если воды мало в цилиндрах, это может вызвать такие проблемы, как изгиб шатунов, что приведет к сбоям в работе двигателя или шуму (стуку в двигателе). Это может в конечном итоге быть причиной усталостных трещин в шатунах, и, как итог, поломка и повреждение двигателя.

Вода в цилиндре. Гидроудар. Вращение коленвала по часовой стрелке. Шатун изгибается влево.
Вода в цилиндре. Гидроудар. Вращение коленвала по часовой стрелке. Шатун изгибается влево.

Попадание большого количества воды в цилиндры, может привести к немедленному повреждению двигателя. Как правило – изгиб или поломка шатуна.

По какой причине вода попадает в двигатель подвесного мотора?

В данном случае, относительно гидроудара, это касается 4-х тактных подвесных моторов. Для 2-х тактных подвесных моторов, данный случай не так важен…

Перекрытие фаз газораспределения в 4-х тактном двигателе
Перекрытие фаз газораспределения в 4-х тактном двигателе

Поскольку подвесные моторы используют систему выхлопа через ступицу винта (подводный выхлоп), выхлопное отверстие обычно погружено в воду. Из-за этой конструкции и в зависимости от углов открытия клапанов впускной коллектор (глушитель впуска) может сообщаться с выпускным коллектором (ступица гребного винта).

Причины попадания воды через ступицу гребного винта

Существуют три основные причины, которые приводят к попаданию воды в двигатель через выхлопное отверстие (через ступицу гребного винта).

Причина первая - При спуске лодки со слипа (съезда) в воду.

Причина вторая - При остановке двигателя на воде, во время движения катера.

Причина третья - Жесткое переключение на заднюю передачу во время глиссирования лодки.

Разберем сейчас Первую причину – Попадание воды в выхлопную систему мотора и в цилиндры при спуске катера на воду.

При спуске лодки со слипа (съезда) в воду.

-4

При спуске лодки на воду, если ее с силой толкают со слипа (съезда) в воду, когда открыты и впускной и выпускной клапаны, вода может попасть в выпускной коллектор и попасть в цилиндры двигателя через выхлопной коллектор (в зависимости от того, какие выпускные клапана находятся в открытом положении на данный момент, на заглушенном моторе). Это возможно, если катер спускается на воду с опущенным мотором. Кроме того, если катер спускается с большой скоростью.

-5

Вода проникает в выхлопной коллектор через ступицу гребного винта. Большая скорость спуска катера, с опущенным вниз мотором, способствует усилению напора воды и поднятию ее уровня до выпускных клапанов. Такой вариант спуска на воду катеров, с прицепа, я неоднократно наблюдал в прошедшие годы. Клиенты на скорости спускают катер на прицепе по слипу, чтобы катер имел ускорение во время схода с прицепа в воду. Конечно, это упрощает процедуру схождения с прицепа катера в воду. Но, как Вы понимаете, к каким последствиям это может привести…

По этой причине, рекомендация при спуске катера с мотором на воду – обязательно спускать катер, установив подвесной мотор в транспортное положение и на минимальной скорости аккуратно и осторожно опуская катер в воду..

-6

После того, как катер сойдет с прицепа и окажется наплаву, мотор можно опустить тримом вниз и произвести запуск.

Вы можете не обращать внимание на эту информацию. Но, возможно, соблюдение таких рекомендаций сможет уберечь Ваш подвесной мотор от самой фатальной поломки – гидроудара…

В следующих статьях я расскажу о других причинах, которые вызывают гидроудар в подвесном моторе.

Большое спасибо за внимание. Надеюсь, данная информация будет полезна Вам.