Найти в Дзене

Снижение нефти: борьба за рынок на фоне торговых войн и ожиданий рецессии

Оглавление

Нефьтекачалка в Татарстане Егор Алеев/ТАСС
Нефьтекачалка в Татарстане Егор Алеев/ТАСС

На нефтяном рынке наблюдается усиление негативных настроений из-за опасений более медленного роста спроса на нефть, а также действий ОПЕК+ по увеличению объемов добычи.

С начала 2025 года биржевые котировки нефти марки WTI снизились на 19,9%, котировки сорта Brent упали на 19,3%. Нефтяные цены стоят на пороге "медвежьего" рынка и в ближайшей перспективе могут перешагнуть эту грань с общим падением более чем на 20%.

Котировки нефти марок BRENT и WTI, 2016-2025 Источник: worldmarketstudies.ru
Котировки нефти марок BRENT и WTI, 2016-2025 Источник: worldmarketstudies.ru

В течение первых месяцев года снижение котировок было постепенным, но в начале апреля заметно ускорилось после "дня освобождения", когда администрация Трампа объявила о резком повышении импортных пошлин в отношении практически всех стран мира.

Финансовые компании уже начали моделировать различные сценарии ценовой динамики нефти на ближайшие годы с учетом фактора повышенной напряженности в торговых отношениях стран в течение следующих нескольких лет. Согласно отдельным оценкам, котировки нефти могут продолжить свое падение в 2025–2027 годах до более низких уровней. В клиентской записке банка Goldman Sachs в начале апреля были обозначены несколько возможных сценариев дальнейшей ценовой динамики нефти. В зависимости от степени замедления мировой экономики нефть марки Brent, по оценкам экспертов, может упасть до уровней в $54–58 за баррель или еще ниже к концу 2025 года и до уровней в $40–45 за баррель – к концу 2026 года.

Среди прогнозов российских банков также присутствуют подобные оценки, но в более отдаленной перспективе – 2027–2028 годов, при этом эксперты допускают падение нефти Brent до уровне в $40–45 за баррель только при наиболее негативных сценариях, которые, помимо резкого ослабления мирового спроса на нефть также включают полное отсутствие слаженности в действиях ОПЕК+.

Негативным ценовым ожиданиям по нефти в ближайшей перспективе способствует изменившаяся за последние месяцы позиция самой организации стран-экспортеров нефти. В декабре 2024 года участники организации-стран экспортеров нефти договорились о том, чтобы повысить квоты до сентября 2026 года в рамках постепенного сворачивания прежнего соглашения по сокращению добычи. При этом Россия, Саудовская Аравия и еще 6 стран – Алжир Ирак, Кувейт, Казахстан, Оман и ОАЭ – взяли на себя обязательства по добровольному ограничению показателей добычи нефти в дополнение к официальным квотам.

Согласно планам ОПЕК+ повышение добычи должно было начаться в апреле 2025 года и в среднем составить около 138 тысяч баррелей в сутки.

Разворот ОПЕК+ в сторону ускоренного повышения добычи

Однако в начале апреля организация объявила о решении ускорить процесс сворачивания ранее принятых ограничений, отметив, что в мае квоты по добыче нефти увеличатся на 411 тыс. б/с. Данное решение вкупе с объявлением президента Трампа о резком повышении импортных пошлин США привело к заметному снижению нефтяных котировок.

В начале мая в ОПЕК+ сообщили о новом решении повысить добычу, которое также застало рынки врасплох: в июне квоты по добыче Алжира, Ирака, Кувейта, Казахстана, Омана, ОАЭ, России и Саудовской Аравии будут повышены еще на 411 тыс. б/с по сравнению с установленными параметрами добычи в мае.

Тем самым, в ОПЕК+ приняли решение увеличить квоты в мае и июне в общей сложности на 822 б/с. При сохранении прежних договоренностей подобное увеличение было бы растянуто на 6 месяцев.

Чем может быть вызвана подобная, более агрессивная позиция ОПЕК+ по увеличению добычи? Аргументы о том, что страны решили повысить добычу, "а там куда кривая выведет" или "все отрегулирует рынок" скорее соответствуют вере в некое мифическое laissez-faire из учебников, чего никогда не было в мировой экономике. Страны и компании стремятся манипулировать и контролировать рынки, навязывать конкурентам свои правила, в том числе за счет совместных усилий.

Безубыточная стоимость нефти для сланцевых компаний США Источник: worldmarketstudies.ru
Безубыточная стоимость нефти для сланцевых компаний США Источник: worldmarketstudies.ru

Действия ОПЕК на повышение добычи на падающем рынке можно расценивать как более жесткую попытку добиться соблюдения квот со стороны стран, неоднократно нарушавших договоренности. Увеличение добычи в организации стран-экспортеров нефти также могут рассматриваться в качестве оказания давления конкурентов на фоне ожиданий рецессии в мировой экономике.

Одной из дополнительных деталей апрельской встречи, на которой было объявлено о начале более резкого повышения квот, стало решение ОПЕК+ проводить ежемесячные встречи с участием Алжира, Ирака, Кувейта, Казахстана, Омана, ОАЭ, России и Саудовской Аравии "для оценки рыночных условий, соблюдения квот и компенсации отклонений [по квотам]".

Фактор Казахстана и Ирака

Повышение квот отчасти нивелирует конфликтную ситуацию в ОПЕК+, которая возникла из-за действий Казахстана. Объем добычи нефти Казахстана уже на протяжении более года – с января 2024 года – постоянно превышает установленные квоты в организации стран-экспортеров нефти. В период с февраля по март 2025 года показатели нефтедобычи страны в среднем составляли около 1,88 млн б/с. Установленные на этот период квоты для Казахстана равнялись 1,468 млн б/с.

Коммуникация намерений со стороны руководства Казахстана при этом до сих пор была довольно противоречивой. В Астане регулярно говорили о том, что придерживаются договоренностей ОПЕК+ и в дальнейшем компенсируют допущенное превышение по квотам. Но, согласно многим оценкам, власти Казахстана не могут каким-либо образом повлиять на деятельность иностранных компаний, которые ведут разработку основных крупных месторождений страны и добиваются увеличения добычи нефти после осуществленных ранее инвестиций.

Двойственность позиции Казахстана в плане взятых на себя обязательств в рамках ОПЕК+ и фактической добычи нефти стало еще более явной после комментариев министра энергетики страны Ерлана Аккенжанов. В интервью агентству Reuters в апреле 2025 года чиновник заявил о том, что "наше участие в ОПЕК+ является важным инструментом для обеспечения глобальной стабильности". Но при этом министр заявил, что Казахстан "будет действовать только в соответствии с национальными интересами".

В данном случае можно отметить, что национальные интересы Казахстана совпали с интересами транснациональных корпораций в лице Chevron, Exxon Mobil и ряда других иностранных компаний по увеличению объемов добычи вне зависимости от обязательств Казахстана в ОПЕК+.

Пока что, в ОПЕК, в определенном смысле начали ценовую войну с повышением добычи на падающем рынке и, тем самым, посылают определенный сигнал Казахстану и другим странам, не соблюдающим квоты по добыче. Смысл этого сигнала вполне очевидный: увеличение объемов добычи не приведет к повышению доходов страны при падении нефтяных цен. При этом в СМИ также начали поступать сигналы о том, что ускоренное повышение добычи в ОПЕК+ продолжится в ближайшие месяцы, если страны не вернутся к соблюдению квот. В начале мае в Reuters со ссылкой на неназванные источники в ОПЕК сообщили о планах организации продолжать повышение добычи нефти каждый месяц вплоть до ноября 2025 года в случае, "если Ирак, Казахстан и другие страны продолжат нарушать договоренности".

Казахстан не обладает какими-либо ценовыми преимуществами в плане себестоимости добычи нефти среди стран ОПЕК и ОПЕК+. Более того, по оценкам МВФ, опубликованным в сентябре 2024 года, для сбалансированного бюджета Казахстану требуются цены на нефть марки Brent на уровне в $109,29 за баррель. Это намного более высокий уровень по сравнению с оценками безубыточной стоимости нефти для бюджетов Саудовской Аравии, Кувейта, ОАЭ и Омана.

В истории ОПЕК уже были прецеденты, когда несогласные с решениями руководства организации выходили из ее состава, в частности, это касается прекращения участия в организации таких стран как Ангола, Индонезия, Катар и Эквадор. При систематическом невыполнении договоренностей по добыче Казахстан в дальнейшем может последовать их примеру.

Помимо Казахстан определенные нарушения квот по добыче в 2024 году также допускал Ирак. Весной 2025 года в Ираке вновь начали существенно превышать ранее установленные параметры ОПЕК+. На фоне увеличения показателей добычи Румалии, одного из крупнейших месторождений нефти страны, в марте нефтедобыча страны превысила квоты более чем 200 тыс. б/с. В апреле превышение квот со стороны Ирака стало еще более заметным: по предварительным оценкам, превышение достигло около 300 тыс. б/с. При этом ранее власти Ирака заявляли о планах по увеличению добычи нефти до более чем 6 млн б/с к 2029 году. За последние месяцы объемы нефтедобычи Ирака колеблются на уровне в 4–4,2 млн б/с.

Одной из дополнительных целей ОПЕК+ в текущей борьбе за нефтяной рынок на фоне опасений спада мировой экономики также, скорее всего, являются американские сланцевые компании.

Давление на США

На фоне резкого снижения нефтяных цен в начале апреля в США стали появляться оценки о том, что американские сланцевые компании начнут сокращать планы по производству нефти при котировках в $60 за баррель.

Безубыточная стоимость нефти для сланцевых компаний США Источник: worldmarketstudies.ru
Безубыточная стоимость нефти для сланцевых компаний США Источник: worldmarketstudies.ru

В консалтинговой компании Rystad Energy оценили уровень безубыточной стоимости нефти для компаний США в $62,5 за баррель, отметив, что данные оценки включают в себя различные расходы, в том числе, обслуживание долговой нагрузки и выплату дивидендов компаниями.

В Wood McKenzie в конце апреля отметили, что в случае, "если цены [по WTI] будут оставаться ниже уровня в $60 за баррель в течение месяца или больше, компании начнут испытывать серьезные финансовые последствия". При сценарии падения цен до $50 за баррель, "под угрозой окажется добыча нефти [США] в объеме до 1,2 млн б/с в 2026 году", при этом компании, которые ведут разработку месторождений нефти в Пермском бассейне и других сланцевых формациях "начнут быстро урезать инвестиционные бюджеты для защиты интересов акционеров".

Негативных последствий от снижения нефтяных котировок также не удастся избежать и российскому бюджету. На фоне коррекции цен в конце апреля минфин РФ скорректировал прогнозы по динамике нефтяных котировок и дефициту бюджета. Правительство РФ одобрило законопроект с повышением прогноза по инфляции – с 4,5% до 7,6%; более низкими прогнозными оценками по стоимости нефти Urals – c $69,7 до $56 за баррель и более высоким дефицитом бюджета в 2025 году – с 0,5% до 1,7% от ВВП РФ.