Найти в Дзене

Загадка Даниила Хармса или Логический парадокс

Часто в интернете вы можете встретить, так называемую, загадку Даниила Хармса о разделе 17 лошадей, опубликованную в журнале «Мурзилка» в 1928 году. Хотя её часто приписывают Даниилу Хармсу, известному своей любовью к парадоксам и чёрному юмору, на самом деле её корни уходят в древнюю арабскую математическую традицию. У нас в деревне умер один человек и оставил своим сыновьям такое завещание. Старшему сыну оставляю 1/2 своего наследства, среднему сыну оставляю 1/3 своего наследства, а младшему сыну оставляю 1/9 своего наследства. Когда этот человек умер, то после его смерти осталось всего только 17 лошадей и больше ничего. Стали сыновья 17 лошадей между собой делить. - Я, — сказал старший, — беру 1/2 всех лошадей. Значит 17:2 это будет 8 1/2. — «Как же ты 8 1/2 лошадей возьмешь? — спросил средний брат. — Не станешь же ты лошадь на куски резать?» — Это верно, — согласился с ним старший брат, — только и вам своей части не взять. Ведь 17 ни на 2, ни на 3, ни на 9 не делится! — Так, как ж
Оглавление
Источник: Интернет, открытый доступ
Источник: Интернет, открытый доступ

Часто в интернете вы можете встретить, так называемую, загадку Даниила Хармса о разделе 17 лошадей, опубликованную в журнале «Мурзилка» в 1928 году. Хотя её часто приписывают Даниилу Хармсу, известному своей любовью к парадоксам и чёрному юмору, на самом деле её корни уходят в древнюю арабскую математическую традицию.

Загадка про 17 лошадей

У нас в деревне умер один человек и оставил своим сыновьям такое завещание. Старшему сыну оставляю 1/2 своего наследства, среднему сыну оставляю 1/3 своего наследства, а младшему сыну оставляю 1/9 своего наследства. Когда этот человек умер, то после его смерти осталось всего только 17 лошадей и больше ничего. Стали сыновья 17 лошадей между собой делить.

- Я, — сказал старший, — беру 1/2 всех лошадей. Значит 17:2 это будет 8 1/2.

— «Как же ты 8 1/2 лошадей возьмешь? — спросил средний брат. — Не станешь же ты лошадь на куски резать?»

— Это верно, — согласился с ним старший брат, — только и вам своей части не взять. Ведь 17 ни на 2, ни на 3, ни на 9 не делится!

— Так, как же быть?

— Вот что, — сказал младший брат, — я знаю одного очень умного человека, зовут его Иван Петрович Рассудилов, он-то нам сумеет помочь.

— Ну что ж, зови его, — согласились два другие брата.

Младший брат ушел куда-то и скоро вернулся с человеком, который ехал на лошади и курил коротенькую трубочку.

- Вот, — сказал младший брат, — это и есть Иван Петрович Рассудилов.

Рассказали братья Рассудилову свое горе. Тот выслушал и говорит: «Возьмите вы мою лошадь, тогда у вас будет 18 лошадей и делите спокойно». Стали братья 18 лошадей делить. Старший взял 1/2 — 9 лошадей, средний взял 1/3 — 6 лошадей, а младший взял 1/9 — 2 лошади. Сложили братья своих лошадей вместе. 9+6+2, получилось 17 лошадей. А Иван Петрович сел на свою 18-ю лошадь и закурил свою трубочку. «Ну что, довольны?» — спросил он удивленных братьев и уехал.

Почему ее приписывают Хармсу?

Это математическая головоломка балансируют на грани абсурда и гениальности, а решение требует нестандартного подхода, что типично для «хармсовского» мышления. Хармс мог бы оценить иронию задачки: она кажется нерешаемой, пока вы не обнаруживаете хитрый «трюк» — необходимость мысленно добавить ещё одну лошадь.

Как на самом деле появилась Загадка о лошадях?

Прототип задачи встречается ещё в средневековых трактатах по математике, например, в трудах персидского учёного Аль-Хорезми. Её классический вариант звучит так: «Отец оставил троим сыновьям 17 лошадей и завещал разделить их как ½, ⅓ и ⅙. Как исполнить волю усопшего?» Парадокс в том, что 17 не делится ни на 2, ни на 3, ни на 6.

Почему публикация в «Мурзилке» 1928 года - это миф?

1. Журнал «Мурзилка» в те годы был ещё очень молодым изданием (основан в 1924-м) и публиковал в основном стихи, рассказы и простые ребусы для малышей. Сложные логические задачи в таком формате тогда не были типичны.

2. Нет архивных данных или исследований, связывающих эту загадку с ранними номерами «Мурзилки». Впервые в СССР она стала широко известна благодаря книгам Якова Перельмана «Занимательная арифметика», а позднее — публикациям Мартина Гарднера.

3. Даниил Хармс действительно сотрудничал с детскими журналами (например, «Ёж» и «Чиж»), но его тексты были скорее абсурдистскими, чем математическими. Приписывание ему этой задачи — поздняя интернет-легенда.