Найти в Дзене

5 лучших работ Рубенса в деталях из Эрмитажа. Истории с картина

Оглавление

Государственный Эрмитаж хранит не только 22 картины Рубенса, но и более 19 его эскизов, что делает коллекцию одной из самых значительных в мире по фламандскому барокко. Общий фонд музея насчитывает более 3 млн экспонатов, но сегодня остановимся на полотнах Рубенса, находящихся в зале № 247.

Картины Рубенса
Картины Рубенса

«Сусанна и старцы» (до 1611)

«Сусанна и старцы» (до 1611) Питер Пауль Рубенс
«Сусанна и старцы» (до 1611) Питер Пауль Рубенс

Сюжет картины основан на ветхозаветной истории о Сусанне: два пожилых мужчины подглядывают за купающейся женщиной, а затем, получив отказ, угрожают ей лжесвидетельством. Но в дело вступает пророк Даниил и ловит лжецов на несостыковке в показаниях.

Рубенс выбирает момент, когда Сусанна пытается скрыться от назойливых взглядов, передавая её страх и отчаяние. Картина написана в начале 1610-х годов и является одним из ранних произведений художника на эту тему. Интересно, что Рубенс возвращался к этому сюжету несколько раз, каждый раз придавая ему новые оттенки и интерпретации.

Художник, прославившийся изображением пышнотелых красавиц, здесь выступает как защитник женской чести. А ведь его современники обожали аллегории с обнажённой натурой! Возможно, это намёк на двойные стандарты эпохи.

«Портрет камеристки инфанты Изабеллы» (середина 1620‑х)

«Портрет камеристки инфанты Изабеллы» и эскиз к картине Питер Пауль Рубенс
«Портрет камеристки инфанты Изабеллы» и эскиз к картине Питер Пауль Рубенс

В отличие от привычных динамичных сцен Рубенса, здесь царит статичность: девушка в черно-белом платье смотрит на зрителя с таким спокойствием, что среднестатистические 27 секунд, которые тратят посетители на одну картину, превращаются в минуты.

Искусствоведы предполагают, что моделью могла быть Клара Серена, старшая дочь Рубенса, умершая в 12 лет. Подготовительный рисунок с надписью «камеристка инфанты» хранится в Вене.

Возможно, это посмертный портрет: грусть в глазах девушки и лаконичность композиции намекают на утрату.

Рубенс, как истинный мастер барокко, часто использовал деревянные панели вместо холста. Техника требовала ювелирной точности, ведь исправить ошибку на дереве почти невозможно. И сама по себе картина достаточно миниатюрная 64×48 см.

«Снятие с креста» (около 1617–1618)

«Снятие с креста» (около 1617–1618) Питер Пауль Рубенс
«Снятие с креста» (около 1617–1618) Питер Пауль Рубенс

Рубенс неоднократно обращался к теме снятия Христа с креста, но Эрмитажный вариант(датирующийся примерно 1618 г.) самый тихий, самый сдержанный и, возможно, самый пронзительный. Здесь нет привычной барочной роскоши: фон поглощён мраком, лишним деталям нет места, даже терновый венец отсутствует. Всё внимание на теле Спасителя и тех, кто его поддерживает.

Мужские руки крепко держат тяжесть, но лица выдают боль. Иоанн в ярко-красной мантии - почти подросток, ещё не знающий, как держать в себе горе. Мария Магдалина - женщина в розовом, с золотыми волосами, которые мягко контрастируют с холодной бледностью тела Христа. Контраст бледного тела и яркого облачения Иоанна и Марии Магдалины создаёт жизнеутверждающий акцент даже в сцене смерти.

«Персей освобождает Андромеду»

Питер Пауль Рубенс. «Персей освобождает Андромеду», около 1622 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Питер Пауль Рубенс. «Персей освобождает Андромеду», около 1622 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Картина «Персей освобождает Андромеду» (около 1622 года) основана на древнегреческом мифе. Андромеда, прикованная к скале, ожидает своей участи, но в последний момент её спасает герой Персей. Рубенс изображает момент освобождения: Персей снимает с неё цепи, амуры помогают ему, а на заднем плане виден Пегас. Обратите внимание на едва заметный жест, как рука Персея касается Андромеды, а её румянец выдаёт трепет любви.

Интересно, что эта картина была приобретена Эрмитажем в 1769 году из коллекции графа Генриха фон Брюля. Она стала одним из первых произведений Рубенса в собрании музея.

«Союз Земли и Воды (Шельда и Антверпен)» (ок. 1618)

Питер Пауль Рубенс. «Союз Земли и Воды (Шельда и Антверпен)», около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Питер Пауль Рубенс. «Союз Земли и Воды (Шельда и Антверпен)», около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

На первый взгляд, «Союз Земли и Воды» (около 1618 года) - это аллегория плодородия: богиня Кибела и бог Нептун объединяются, чтобы принести изобилие. Однако, в контексте времени создания картины она приобретает политический смысл.

В те годы устье реки Шельды, связывавшей Антверпен с морем, было блокировано, что привело к экономическому упадку города. Рубенс, будучи патриотом, надеялся на возрождение родного Антверпена и выражал это через искусство.

В письме к испанскому послу в 1617 г. Рубенс прямо призывал к снятию блокады, чтобы возродить торговлю Антверпена.

Размер: внушительные 223×181 см, масло на холсте. Картина была приобретена Эрмитажем между 1798 и 1800 годами из коллекции Чиги в Риме.

В Эрмитаже более 500 фламандских шедевров XVII–XVIII веков, около 40 из них - Рубенс. Если будете в Эрмитаже, то обязательно посетите зал № 247 и почувствуйте всю силу барокко.

Спасибо, что провели время со мной! Если понравилась статья, не забудьте поставить лайк❤️ и подписаться