Найти в Дзене

Как метод Шелхав (Фельденкрайз) может влиять на миелинизацию. Ч.2

В прошлой части моей заметки на эту довольно сложную и обширную тему я упомянула три основные проблемы, связанные с миелинизацией. Это задержки процесса образования оболочки, дефекты (например, произошедшие вследствие инсульта, гипоксии) и разрушение миелина (аутоиммунные и генетические дегенеративные заболевания). Конечно, это всё очень разные состояния со своими особенностями и тяжестью проявлений. Поэтому и эффект от занятий нужно разделять и исследовать отдельно. ✏ Также нужно понимать, что на механизм образования миелина (или ускорение его образования) учёные пока не научились влиять однозначно и гарантированно – ни при помощи фармы, ни при помощи генного редактирования (но работы в этих направлениях активно ведутся). Сегодняшняя терапия – это скорее борьба с последствиями разрушения миелина или его недостаточного образования и нутритивная поддержка. Миелин примерно на 70% состоит из липидов, на 30% – из белков. Плюс некоторые генетические заболевания приводят к нарушению метаболи

В прошлой части моей заметки на эту довольно сложную и обширную тему я упомянула три основные проблемы, связанные с миелинизацией. Это задержки процесса образования оболочки, дефекты (например, произошедшие вследствие инсульта, гипоксии) и разрушение миелина (аутоиммунные и генетические дегенеративные заболевания). Конечно, это всё очень разные состояния со своими особенностями и тяжестью проявлений. Поэтому и эффект от занятий нужно разделять и исследовать отдельно. ✏

Также нужно понимать, что на механизм образования миелина (или ускорение его образования) учёные пока не научились влиять однозначно и гарантированно – ни при помощи фармы, ни при помощи генного редактирования (но работы в этих направлениях активно ведутся). Сегодняшняя терапия – это скорее борьба с последствиями разрушения миелина или его недостаточного образования и нутритивная поддержка. Миелин примерно на 70% состоит из липидов, на 30% – из белков. Плюс некоторые генетические заболевания приводят к нарушению метаболизма жиров, которые нужны для образования миелина. Из этого может последовать простой вывод: просто добавьте побольше жиров в рацион ребёнка. Но тут масса своих нюансов. Поддержка в виде питания может помочь, но в каждой ситуации это должна быть индивидуальная программа, даже больше похожая на персональное научное исследование… 🐊

Давайте о главном – какой эффект можно получить от занятий, если есть повреждение или недостаточное образование белого вещества головного мозга. 💡

Рассмотрим состояния, при которых происходит задержка миелинизации. Возможно, она обусловлена генетическими заболеваниями? Быть может, малыш родился сильно раньше срока, а затем первые месяцы жизни много времени провёл в больнице? Чем мы можем помочь?

Научные исследования (например pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/29197166/) показали, что на миелинизацию в младенческом возрасте влияет тактильная стимуляция, то есть прикосновения. Важно, чтобы это были приятные прикосновения, в результате которых выделяются гормоны счастья, нейромедиаторы. Вот почему так важно обнимать ребёнка, трогать, гладить – буквально с первых секунд жизни, тем более если он находится не в материнских объятиях. И вот почему вся тактильная стимуляция должна доставлять радость, а не боль или страх (это работает и для нормотипичных детей – но для детей с особенностями развития тем более). 💯

Весь метод Шелхав строится на особых прикосновениях, как и метод Фельденкрайза. В этих методиках прикосновения похожие, но всё-таки разные. И я обожаю использовать в различных ситуациях эти разные способы прикоснуться к ребёнку. Философия одна – всегда это должно быть легко, приятно, при этом должно служить определённой цели. 👍

Иногда со стороны может показаться, что во время занятий мы с ребёнком постоянно совершаем какое-то движение. Однако всегда есть важные паузы – паузы интеграции новых ощущений, – которые я часто заполняю прикосновениями. Например, к грудной клетке, области плеч, ключиц и так далее. Я делаю это сознательно, а не потому, что забыла, чем мне ещё заняться с ребёнком)) Особенно если вижу, что ему очень нужны прикосновения (а бывает по-разному, для кого-то и взять руку двумя пальцами уже ту мач, поверьте). И если я вижу, что ребёнок стал глубже дышать, стал спокойнее, расслабленнее, в какие-то моменты замирает и перестаёт заниматься тем, чем занимался – я на верном пути. Вряд ли это прямо сейчас образуется миелин – этот процесс намного сложнее. А вот нужные нам нейромедиаторы, возможно, выделились и запустили ту самую цепочку реакций. ↗

О дополнительных профитах метода расскажу в следующей части