Триллер/детектив “88 минут” – это режиссёрский проект продюсера Джона Эвнета (Jon Avnet). Проекты “Жареные зеленые помидоры” (1991) и “Право на убийство” (2008), в котором он второй раз поработал с Алем Пачино и первый с Робертом Де Ниро, тоже являются его режиссёрско-продюсерскими работами. В число самых заметных проектов, где он выступил только как продюсер, входят “Три мушкетера” (1993), “Когда мужчина любит женщину” (1994), “Чёрный лебедь” (2010) и “Четыре хороших дня” (2020). Очень даже неплохой список, по которому можно представить, что фильм будет интересным. Хотя всегда есть нюанс.
Триллер “88 минут” – это один из многочисленных фильмов в карьере Аль Пачино, в нём он исполнил главную роль судебного психолога Джека Грэма. В этом фильме Пачино – это и плюс, и минус одновременно. Его имя на афише даст надежду, но сама история способна вызвать разочарование.
Вообще история карьеры Пачино – это захватывающий калейдоскоп взлётов и падений, не только его собственных, но и самой киноиндустрии, ведь его кинокарьера началась в 1970-х с расцвета движения "Новый Голливуд", а потом это движение закончилось, и в силу вступил коммерческий мейнстрим, а затем киноиндустрия превратилась в нечто, ориентированное на блокбастеры (один из фильмов с Пачино – “Жизнь взаймы” (Bobby Deerfield) – вышел, когда Голливуд был взят штурмом “Звёздными войнами”).
Аль Пачино, произведя впечатление в роли Майкла Корлеоне, упрочил свою позицию в Голливуде, он превратился в прибыльную звезду, изюминкой любого каста. В начале 70-х он был никому не известен в Голливуде, а в 73-ом уже получил первую номинацию на Oscar за лучшую роль второго плана, а к концу 70-х (в 1976 – за роль в “Собачьем полдне”) у него было уже четыре номинации. Действительно, стремительный взлёт.
И в 90-х он даже получил от коллег прозвище “Дьявол” – так они характеризовали его способность перевоплощаться в любой образ и сыграть кого угодно. Период 90-х в карьере Пачино богат набором таких фильмов, как "Дик Трейси" (1990), "Путь Карлито" (1993), “Запах женщины” (1992), “Схватка” (1995), "Адвокат дьявола" (1997), “Каждое воскресенье” (1999). В этот период как раз он получает свой первый и единственный Oscar – за роль слепого полковника разведки Фрэнка Слэйда.
Сюжет “88 минут”
Джек Грэм (в исполнении Аль Пачино) – эксперт судебной психологии и профессор в университете, он на примере реальных дел учит будущих специалистов составлять психологические портреты преступников.
В 1998 году Джек составил портрет преступника Джона Форстера (в исполнении Нила Макдоны) и по месту преступления разработал сценарий его действий. Согласно данным Джека, Форстер был приговорён к смертной казни. Приговор должен быть приведён в действие в 2007 году, то есть спустя девять лет после его оглашения.
Но спустя девять лет, когда Форстер был в тюрьме и в нескольких часах от казни, была убита девушка – студентка Джека Грэма, и тем же способом, как убивал Форстер. Специальная комиссия ФБР приняла решение о пересмотре дела, допустив, что Джек Грэм мог допустить ошибку.
Сам Джек получил угрожающий звонок – ему сообщили, что он умрёт через 88 минут, ведь он знает, как это долго…88 минут…
Каким получился триллер – в целом непримечательным, но с неплохим рассуждением о времени и манипуляциях сознанием
В 1993 году Аль Пачино получил свой первый и единственный Oscar. Ему было всего 52 года, ион уже считался культовым представителем Голливуда. Он был тем человеком, кто готов на риск. Пачино не просто играл свои роли, он воплощал их в жизнь. Его яркие образы (если говорить о 90-х) в драме "Запах женщины" и боевике "Схватка" соответствовали масштабу его репутации.
Один критик охарактеризовал качества актёра так: "Игра Пачино – грубая и нежная, по-взрослому театральная, и это мастерский трюк шоумена".
Только к концу тысячелетия этот “трюк” многим надоел. Пачино был не только изюминкой, но и иконой, его начали в равной степени прославлять и высмеивать. Большая часть его работ, начиная с 2000 года, подвергалась серьёзному осмеянию.
Триллер “88 минут” как раз входит в этот период. На Rotten Tomatoes его рейтинг крайне унылый: от критиков – 5%, от зрителей – 44%. А общий вывод вызывает отчаяние: “Это шокирующе бездарный психологический триллер, в котором умело растрачивается имеющийся талант”.
Я думаю, что главная причина такого низкого рейтинга и такой строжайшей оценки, кроется как раз в присутствии Аль Пачино, кто взял на себя главную роль. Возможно, если бы он появился в истории в какой-нибудь микроскопической роли (в качестве поддержки), а вся нагрузка легла бы на новичков, то фильм был бы воспринят иначе. Присутствие Пачино, как говорится, обязывает.
Имея в портфолио эмоциональные, в хорошем смысле сбивающие с ног работы – и режиссёрские, и актёрские, некоторые из которых пронизаны театральной эстетикой, – принятие такой необязательной роли психолога не вызывает восторга, учитывая его успехи в воплощении таких интересных героев, как Винсент Ханна, Фрэнк Келлер, Фрэнк Слэйд, Тони Д’Амато, как минимум. Для такого актёра, как Аль Пачино, роль судебного психолога Джека Грэма, выглядит как заполнение пустоты. В его случае лучшим решением было бы отказаться от роли, а не принимать её.
Его Джек – это одинокий мужчина, у которого нет семьи, нет и желания её создать. После рабочего дня он предпочтёт выпить, чем пойти домой. Его жильё не выглядит уютным, скорее, это укреплённая крепость, куда он периодически приводит молоденькую любовницу. Или вынужден отбиваться от влюблённой в него студентки Ким (в исполнении Алисии Уитт), которая усердно служит его ассистенткой в университете и ждёт взаимности. Но Джек предпочёл бы жениться на своей ЛГБТ-секретарше Шелли (в исполнении Эми Бреннеман) как раз потому, что она не будет требовать от него внимания и взаимности.
Чем только интересен этот образ? Как бы я ни уважала Пачино, но таких людей он уже играл в предыдущих фильмах. И у Джека Грэма нет чего-то, принципиально отличающего его от предыдущих ролей этого актёра. Я имею в виду тех героев в его исполнении, кто одинок и предпочитает таковым оставаться или испытывает сложности в построении романтических отношений.
Но, если отбросить придирки, у фильма всё же есть плюсы. Он рассуждает о психологических манипуляциях и понятии времени (а именно о том, что оно относительно – постоянный акцент на часы и их тиканье вызывает тревогу). Психолог Джек Грэм, будучи специалистом в поведении преступников, сам оказывается внутри преступной игры. Его непоколебимая уверенность после угрожающего звонка подверглась сомнению со стороны его окружения (да и сам Форстер сделал решительный шаг против него на телевидении). Джек стал подозревать каждого в своём окружении – ведь понятно, что заключённый Джон Форстер работает с чьей-то помощью, кто находится на свободе. Похоже, Джеку нужно разгадать двойную игру – кем управляет преступник, чтобы дискредитировать судебного психолога.