Недавно я разбирала свои бумажные архивы и среди разных фотоальбомов и папок с документами нашла и достала старую-престарую тетрадь моей бабы Зои, Карнаковой Зои Александровны. Она вела записи в этой тетради, начиная с пятидесятых годов. Впрочем, она мало похожа на тетрадь, скорее - на толстую книгу с переплётом.
Слова песен и стихов, кое-где комментарии к ним, где- то бегло, неразборчиво, быстро - успеть бы записать нужное. А где-то аккуратно, старательно и ровно выведены буквы, слова, предложения…
Эту тетрадь своими руками смастерил ей её муж, мой дедушка Григорий (родился 1909- умер 1969 в г.Енисейск), который был участником войны. Пришёл с фронта с простреленной ногой, она была короче другой на несколько сантиметров... Поженились они в 1945 году, сразу после войны...
В те времена у простых, небогатых людей не было различных гаджетов, способных нажатием кнопки остановить песню, перемотать, вернуть прослушать заново для того, чтобы записать услышанное на бумагу. Не было ничего, кроме радио. И книг.
Сегодня, в преддверии празднования Дня Великой Победы, любимейшего и самого главного праздника моей бабушки, который она свято отмечала, в память о ней и всех моих родных, я публикую несколько страниц из её тетради с песнями о войне.
Моя бабушка переписывала на слух песни, которые она слушала по радио, поэтому в тетради много исправлений и неточностей. Иногда туда вкладывались обрывки каких-то тетрадок с наспех записанным текстом. Но это так интересно и ценно!
В основном песни про войну. Про любовь и разлуку…
Частушки. Бабуля была очень позитивным и весёлым человеком. Очень любила петь, на пенсии позволила себе большую роскошь, купила «игрушку», настоящую балалайку, играла на ней, частушки пела - просто огонь! Часто мы с бабушкой вместе пели разные песни.
Любила и украинские песни. Записывала их на слух, как пели по радио.
Очень любила Анну Герман.
Песни про Красноярск и Красноярочку.
Зоя родилась 25 декабря в 1921 году. Но самое прекрасное время для молодости, любви, радости, у неё отняла война.
В двадцать лет, молодой девчонкой, вслед за своими родными братьями, рвалась на фронт, мечтала как они воевать на передовой.
Вместе с подружками она была призвана на фронт. Но уже, когда они добрались до пересыльного пункта, в Красноярск, в военкомате выяснили, что дома остались её пожилые родители с младшей сестрёнкой, а четверо их старших сыновей уже воевали. Зою вернули назад, к родителям.
Пришлось ей очень много работать на полях в колхозе, в лесу на заготовках ягод и трав для фронта.
Через несколько лет, когда девчонки вернулись живыми, с наградами, Зое было очень обидно...
Через пару лет она уехала в г.Енисейск, там пошла работать почтальоном.
Часто потом рассказывала, как страшно ей было заходить к людям в дом с похоронкой...
Зато, если в письме были хорошие вести, люди обязательно звали её в дом, угощали чем могли, радовались.
Показывала бабушка и нам, бывая в Енисейске, те дома, куда приводила её работа во время войны. Помнила каждый дом, куда она когда-то заходила. Иногда плакала...
Очень, очень много читала моя баба Зоя книг. Любимые у неё, конечно же, были про фронтовиков, про войну, про Победу.
На стене у неё всегда висели портреты Ленина, Гагарина и Есенина. Человек, рождённый в годы революции, живший при советской власти, свято и безоговорочно верил в её идеи.
Но при этом, ею обязательно праздновались все большие церковные праздники, бабушка знала все приметы и обычаи, с ними связанные.
Ведь родилась она в сибирской деревеньке Усть-Тунгуска, в родовом поместье, которое когда-то в 1634 году основал её далёкий прадед. Сельцо, где жили Накрохины, расположено было на самом берегу Енисея, а по нему в те времена шел путь в енисейский острог.
Бабушка моя, в девичестве Зоя Накрохина, рассказывала нам, что был у них большой двухэтажный дом, с постоялым двором. Помнила она, как была девчонкой и у них во дворе, и в конюшне всегда было много лошадей, потому что у них останавливалось много заезжего люда, торговцев, золотарей. И помнила она, как на всю округу пахло хлебом и пирогами, которые пекла её мама из теста, выстаивавшегося в огромных кастрюлях. Ведь надо было накормить всех постояльцев и всю свою огромную семью. И даже в голодные тридцатые, и сороковые, когда им самим почти нечего было есть, ее мама- Агриппина- отдавала последние крохи нищим, бесконечно бредущим мимо их дома по Енисейскому тракту...
Она помнила имена всех своих дядек и тетушек.
Любила красный цвет. Всё, что она мастерила, вязала или шила обязательно украшалось кусочком красной ткани. Простая, деревенская женщина, она никогда не гналась за модой, у неё были свои понятия о красоте. Красный, значит - красивый!
Однажды я написала её портрет за работой. Она сидит в ярком цветастом платье, в красной жилетке и платке. На кровати, застеленной ярким покрывалом, подушками с красными наволочками. Рядом лежат, связанные ею крючком «кружки», цветастые яркие коврики. На рынке эти коврики очень ценились хозяйками, многие вставали в очередь и ждали, когда бабушка свяжет очередной коврик и они смогут его забрать себе домой. Помню, как приносили мы ей ненужные наши платья и она огромными портновскими ножницами разрезала их на ленты, потом сшивала и "сучила" из них грубые нити, чтобы потом связать толстым крючком всю эту красоту. Помню, она часто жаловалась, как болят её натруженные руки.
В 1996 году картину эту взяли на городскую выставку. И в один день, когда бабушка пришла в выставочный зал, чтобы посмотреть на свой портрет, как раз в это время, там проводилась экскурсия для школьников. И дети, увидав портрет «Баба Зоя» заметили и узнали её. Какая же в тот день моя бабуля была счастливая и довольная тем, что её портрет зрителям нравится! Гордилась: "Внучка нарисовала!" Сейчас эта картина хранится в городском музее.
Ещё неё была прялка. Прялкой она называла сколоченные под углом 90 градусов две доски. Одна доска служила «донцем» для сиденья, вторая была вместо стояка, на котором закреплялась кудель. Вся семья носила вязаные носки и варежки из спряденных ею ниток. Веретено досталось по наследству мне. Берегу его.
Она научила меня прихлебывать чай из блюдечка, если он горячий, прямо как та знаменитая купчиха! Она учила нас бережно относиться к хлебу - крошки от него примакивала пальцем и - в рот. Давал знать о себе голод тех далёких лет - бабушка жила в тяжёлые голодные годы и знала цену каждому куску хлеба. Вместе с ней, смеясь, собирали до единой крошечки со стола.
Баба Зоя была ветераном- тружеником тыла. Дважды награждалась памятными юбилейными медалями в честь Дня Победы, 50- летия и 60- летия. В 1995 и 2005 году.
Война помешала моей бабушке выучить грамоту, поэтому ей приходилось всю жизнь работать на тяжёлых, малооплачиваемых работах. Родила троих детей. И она одна без мужа, с которым они разошлись, без посторонней помощи поднимала их, переехав в п.Маклаково. Трудно, тяжело им было… Зое приходилось браться за любую работу. Работала на Маклаковском деревообрабатывающем комбинате, на бревнотаске. Затем- в котельной. На кирпичном заводе. Мама моя вспоминает, как её мама с женщинами грузили кирпич-сырец на вагонетки и закатывали их в огромную печь. Позже пришлось поработать на вахте в ВОХР. Перед пенсией- контролёром в кинотеатре «Октябрь».
Каждый год на праздничный парад мы ходили вместе всей семьёй, с нашей бабушкой. Обязательно приносили ей цветы, праздничные открытки и подарки.
Когда были живы ветераны, ещё в девяностые годы - для них на набережной, недалеко от памятника героям Великой Отечественной войны,ответственные за праздник накрывали столы с фронтовыми ста граммами и вкусными закусками-бутербродами. Бабушка скромно подходила к такому столу, поминала своих близких, погибших на войне и после неё. Встречалась с другими фронтовиками, живо общалась с ними. И это было для неё настоящей радостью - она чувствовала, что их, ветеранов, оставшихся так немного, ещё помнят и уважают. Горевала, когда узнавала об ушедших в мир иной стариках...
Обязательно потом мы шли к ней в гости, пили чай, смотрели по телевизору праздничный парад и концерт. И всегда моя бабушка пела вместе с артистами, она знала все песни о войне. Её голос звучал искренне и тепло, наполняя нашу жизнь особым смыслом и чувством благодарности к поколению победителей.
Теперь её нет рядом — её не стало десятого июня 2005 года… Но память о ней живёт в наших сердцах. Мы бережно храним воспоминания о тех днях, когда бабушка рассказывала нам истории своей молодости, пережитых испытаний и радости победы. Она научила нас ценить мир, трудолюбие и уважение к старшему поколению.
Светлая память моей бабе Зое! Пусть её пример мужества и стойкости вдохновляет нас любить свою Родину, помнить историю и передавать её следующим поколениям.