Договариваться со мной о встрече в центре города – дело неблагодарное. С Ольгой мы не виделись полгода – наконец-то графики состыковались, назначили время и место.
Бежала к ней в бар по Кирочной – немного не успевала, минуты на две опаздывала, но это не критично – мы знакомы с 2015 года. Думаю, Оля и не ждала, что буду вовремя.
И когда между нами оставалось два квартала и 5 минут – увидела ее. Открытую дверь в парадную напротив. Кто-то подложил кирпич – видимо, что-то заносили в квартиру или выносили.
Исследователи парадных дуреют с этой прикормки…
Мое сердце остановилось, мое сердце замерло – где-то в моей голове пропел Александр Васильев. В этом доме еще не была. Надо было обязательно заглянуть.
И как чарами меня потащило к этой двери.
Заглядываю в проем – вижу лепнину. Так, опоздание будет не на 5 минут…
Куда я попала?
Парадной раздора оказался дом Михаила Рянгина на пересечении Кирочной и Маяковского улиц. Это не единственный его дом в Петербурге, но, видимо, знакомство с этим купцом начнем именно отсюда (ни в одном другом его здании еще не была).
Купцом Михаил Михайлович был не всегда. Он был родом из крестьян Холмогорского уезда Архангельской губернии.
В Петербурге сначала занимался отхожим промыслом — был кровельщиком. Когда ему удалось скопить небольшой капитал – занялся перестройкой деревянных домов. Рянгин ремонтировал их, надстраивал при необходимости. У него появилась своя команда.
Позже он стал брать в аренду землю или выкупать под строительство. И постепенно перешел к самому прибыльному бизнесу – возведением доходных домов, покупкой и продажей недвижимости.
Как стать почетным гражданином и что это дает?
Дом на Кирочной улице у него появился в 1882 году. Его Рянгин заказал технику Михаилу Андрееву. Цели селить здесь людей с большим достатком, вероятно, у хозяина не было. Поэтому декор здесь есть, но довольно скромный.
Сам Рянгин в этом доме не был. Его можно было найти неподалеку – в доме в Виленском переулке (номер 5).
Так, обычный крестьянин стал купцом первой гильдии, кавалером ордена Святого Станислава 3-й степени и потомственным почетным гражданином.
Мы, кстати, не первый раз сталкиваемся с почетным гражданином. Однажды уже объясняла, что такое звание давали за заслуги перед городом. Но кем были эти почетные граждане?
Сословие почетных граждан Санкт-Петербурга было промежуточным между купечеством и дворянством. С 1832 года по 1889-й через департамент герольдии прошли дела о пожаловании потомственным почетным гражданством практически всех петербургских купцов. А это 663 человека.
Число почетных граждан увеличивалось – смысл и привилегии этого звания становились все более ясными. Все больше купцов осознавали свою социальную миссию. Они все чаще занимались благотворительностью. Она сосредоточилась на трех основных направлениях: помощь церкви, помощь больным и бедным, финансирование образовательных учреждений.
С каждым десятилетием росло число предпринимателей, которые благодаря почетному гражданству переводили своих детей с домашнего обучения в гимназии, училища и высшую школу. Например, как пишет издание «Правда Севера», внуки Михаила Рянгина – Иван и Серафима – благодаря привилегиям потомственного почетного гражданства смогли поступить в Петербургскую академию художеств и успешно окончить её.
Кстати, о семье
Михаил Михайлович был женат дважды. От второго брака у него было четверо детей: сын Василий и дочери Александра, Ольга и Елизавета.
Василий, как и отец, был кровельных дел подрядчиком. Он участвовал в строительстве Морского собора в Кронштадте. Это его дети поступили в Академию художеств. Иван стал архитектором. После революции его направили в Оренбург. Там он работал в должности губернского архитектора, а еще чуть позже – главного инженера губисполкома, ответственного за все строительные дела Оренбурга.
А Серафима стала художницей. Она состояла в Ассоциации художников революционной России, которой руководил ее супруг – Степан Карпов. 1955 году, незадолго до ее смерти, Серафиме Васильевне было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Ее работы находятся в Третьяковской галерее в Москве, в Оренбургском музее изобразительных искусств и в зарубежных коллекциях.
Но не только Рянгиными известен дом
В доме на пересечении Кирочной и Маяковского улиц 16 лет прожил (с 1900 года и до смерти) первый русский аэролог Михаил Поморцев.
Как сообщает сайт «Роскосмоса», Поморцев окончил Михайловское артиллерийское училище в Петербурге и Академию Генерального штаба. С 1885 года он организовал подъемы на аэростатах для изучения атмосферных явлений. Им были обработаны результаты нескольких десятков таких полетов.
С целью увеличения дальности полета и кучности падения ракет в 1902-1905 годах Поморцев предложил и испытал около 20 типов несущих и стабилизирующих поверхностей (стабилизаторы, крылья и другие). В 1908 году его стабилизатор увеличил дальность полета ракеты массой 10-12 кг до 8-9 км.
Именем Михаила Поморцева назван кратер на Луне. А на нашем доме есть мемориальная табличка в его честь.
А чем закончилась моя история?
Опоздала на встречу неслабо – минут на 15. Влетела в бар и, снимая на ходу пальто, объявила:
– Оля, я почти успевала, но встретила ее…
– Кого ее?
– Парадную! Ты посмотри, как она хороша – протягиваю телефон и листаю новые фотографии.
– Тьфу на тебя! Садись, выбирай, что будешь пить и есть.
Оля знала, с кем имела дело. Договариваться со мной – дело неблагодарное...
📍Адрес: улица Маяковского, 54-56
Спасибо за ваше время и внимание! Подписывайтесь на канал, чтобы познакомиться с историями Петербурга и его жителей через парадные!
Напротив дома Рянгина на Кирочной улице стоит дом Алексея Мещерского. Некогда его владельца называли «русским Генри Фордом». Почему? Рассказываю здесь!