Найти в Дзене

Казанка рождается здесь, а деревня — уходит в тень: Апайкина Гарь сегодня

Житель деревни Апайкина Гарь Арского района Миннихан бабай рассказал о жизни в родном селе. Удивительно, но когда-то здесь планировали построить крупный спиртзавод, многоквартирные дома для рабочих, свинокомплекс, фермы и гаражи. Разрабатывался проект небольшого поселка. Всё разобрали… Пенсионер считает, что вернуть жизнь в деревню уже невозможно: «Не надо было разваливать». Места здесь по-прежнему прекрасные — красивые леса, рядом начинается река Казанка. В деревне живут добрые и светлые люди. В день Пасхи у каждого дома стояли по 2–3 автомобиля — бывшие жители не забывают свои корни. Но жить здесь сегодня могут позволить себе только пенсионеры — работы нет. Когда в деревне остаётся мало жителей, появляются и неизбежные проблемы. Закрылась школа, нет магазина. Пустующий дом скупили мигранты... Кто-то выбросил собаку, когда та стала не нужна... Поля не обрабатываются. У бывшего работника колхоза сердце болит от вида заросших бурьяном угодий и развалин ферм. А что поделаешь? Ничего. «М

Житель деревни Апайкина Гарь Арского района Миннихан бабай рассказал о жизни в родном селе. Удивительно, но когда-то здесь планировали построить крупный спиртзавод, многоквартирные дома для рабочих, свинокомплекс, фермы и гаражи. Разрабатывался проект небольшого поселка. Всё разобрали…

Пенсионер считает, что вернуть жизнь в деревню уже невозможно: «Не надо было разваливать».

Места здесь по-прежнему прекрасные — красивые леса, рядом начинается река Казанка. В деревне живут добрые и светлые люди. В день Пасхи у каждого дома стояли по 2–3 автомобиля — бывшие жители не забывают свои корни. Но жить здесь сегодня могут позволить себе только пенсионеры — работы нет.

Когда в деревне остаётся мало жителей, появляются и неизбежные проблемы. Закрылась школа, нет магазина. Пустующий дом скупили мигранты... Кто-то выбросил собаку, когда та стала не нужна... Поля не обрабатываются. У бывшего работника колхоза сердце болит от вида заросших бурьяном угодий и развалин ферм. А что поделаешь? Ничего. «Мы свой век доживаем», — говорит с грустной улыбкой Миннихан бабай.

Рядом с его домом пустуют три дома. Хорошо, что сельсовет чистит дороги зимой и следит за светом и водой. В 90-х успели провести газ — без него совсем тяжело было бы. В соседней деревне Бимери уже никто не живёт, хотя раньше она была в полтора раза больше: в 1938 году там проживало 430 человек.

История деревни Апайкина Гарь интересна. В конце XVIII века здесь, в 90 км от Казани, были густые леса. По преданию, жену местного лесника татары называли «апай» — то есть «тетя». Видимо, она была заметной фигурой в округе, и не лесник, а она решала многие вопросы. Потом и русские стали звать её «Апайка». Считается, что однажды Апайка по неосторожности устроила лесной пожар. Выгоревшую территорию назвали «Апайкина гарь». Год основания деревни — 1819-й. Сюда переселили ссыльных крестьян из разных мест: Чепчугов, Царицыно. Здесь жили русские, чуваши, марийцы, татары и евреи — позже все обрусели.

В XIX веке Апайкина Гарь была крупной деревней: в 1859 году — 232 жителя; 1908 — 323; 2000 — 130; 2020 —79, в основном пенсионеры.