«Выполнила пятилетку за три дня». Так называлась моя статья, которая вышла год назад. И главная идея там была в том, что из-за странностей маября (май был холодный как ноябрь), из-за холода и дождей, мне пришлось кучу дел переделать за короткое время.
Я сорвалась тогда как с цепи — с места в карьер. Вжжжжих! И показала своим читателям множество фотографий проделанной мной в тот раз работы.
И в заголовок вынесла старый шуточный мем, что пятилетку можно не за 3 года, а за 3 дня выполнить. Впервые это использовала в огородной тематике.
Один раз — не считается. Два раза — совпадение. Три раза — система постоянного плагиата.
Стала замечать, что многие авторы у меня откровенно копируют. В первую очередь стиль, во вторую — идеи.
Очень много раз я себя убеждала, что это лишь случайные совпадения. Что просто мы все в чем-то сильно похожи, а у многих и вовсе, как говорится, «мысли сходятся».
Но сколько себя не убеждай — правда все равно выпирает. И уши постоянно торчат. Хотя многие авторы тщательно замаскировались. Давно меня читают, давно им нравится прочитанное у меня... И постепенно они и сами начинают верить в то, что сами придумали все эти шутки-прибаутки.
Не подсмотрели, а просто у них это в голове «родилось».
Ну например. Семь лет назад я написала о том, что все любители цветов делятся на три забавные группы:
- На тех, кто уже хапнул шикарный редкий цветок.
- На тех, кому только предстоит хапнуть.
- И на тех, кто уже перехапал всего так много, что начал избавляться от того, что прежде с таким удовольствием хапнул.
И я говорила: это как «пруха и непруха», то есть кому как повезет. Ведь всё относительно. И в ситуации с цветами — самые счастливые люди — те, которые во второй группе. Поскольку ожидание праздника — всегда лучше, чем сам праздник и его послевкусие.
Мои слова, словечки, шуточки — разлетелись как птички из клетки... Но почему-то их стали повторять, словно сами придумали...
Это давно началось.
Я обречена на то, чтобы меня повторяли и копировали. Когда-то давным-давно в средней школе я это заметила.
У меня была подружка, с которой мы жили на соседних улицах. И я часто ходила к ней в гости после школы. Мы развлекались, обсуждали разные темы... И я постоянно шутила, много раз находя какие-то веселые фразы.
Подружке очень нравилось: «С тобой так здорово и весело! Ты такая необычная и так всегда интересно...», — говорила она мне.
И я с ней общалась открыто и свободно. Как с родной сестрой (у меня ведь нет сестры)... Даже поделилась с ней секретом, что мне нравится один мальчик.
Ну и? Нужно ли вам рассказывать, что было дальше? Или вы сами догадались?
Вы правильно угадали. Подружка стала флиртовать с этим мальчиком, используя все мои шутки, смешные идеи, темы и улыбочки...
И он ей при мне сказал: «С тобой так здорово и весело! Ты такая необычная и так всегда интересно...» А я... Я просто не знала, что так оказывается можно!
Можно украсть даже удачную шутку и улыбку?!
Как у меня украли первую статью. И как сотрудник ТП меня утешала...
У меня очень много раз переписывали идеи и целые статьи. Но первый раз запомнился ответом из поддержки. Ниже его приведу, но сначала...
В принципе, уж коль у меня такая склонность к систематизации всего и вся... Я бы тоже хотела тут вспомнить, как Высоцкий (Владимир Семенович) однажды поделил людей на 4 категории. В песне про марафонский забег от 1974 года. Обожаю эту песню...
Но... Это же деление можно отнести практически к любой сфере.
Начало:
На дистанции — четверка первачей,
Каждый думает, что он-то побойчей,
Каждый думает, что меньше всех устал,
Каждый хочет на высокий пьедестал.
То есть, среди тех, кто вырвался вперед в забеге — поэт разложил по полочкам первую четверку.
Первый:
Номер первый — рвет подметки как герой,
Как под гору катит, хочет под горой.
Он в победном ореоле и в пылу
Твердой поступью приблизится к котлу.
Почему высоких мыслей не имел? —
Потому что в детстве мало каши ел,
Голодал он в этом детстве, не дерзал,
Успевал переодеться — и в спортзал.
То есть, первый старается изо всех сил. Трудится. (Пишет статью сам, о том что знает на отлично).
Второй:
Номер два — далек от плотских тех утех,
Он из сытых, он из этих, он из тех,
Он надеется на славу, на успех —
И уж ноги задирает выше всех.
Четок, собран, напряжен И не лезет на рожон,
Этот — будет выступать на Салониках,
И детишек поучать в кинохрониках.
То есть, второму достанется слава и почести. Поскольку он хитер, он изучил стратегию и ошибки первого... Использовал лучшее, хоть и чужое.
Третий:
Номер третий — убелен и умудрен,
Он всегда — второй надежный эшелон,
Вероятно, кто-то в первом заболел,
Но, а может, его тренер пожалел.
Третий хочет любой ценой использовать свой последний шанс, но своих ни мыслей, ни новых идей нет.
Четвертый:
А четвертый — тот, что крайний, боковой,
Так бежит — ни для чего, ни для кого:
То приблизится — мол, пятки оттопчу,
То отстанет, постоит — мол, так хочу.
Четвертый и вовсе делает что хочет, ему неважен результат. Но он часто выигрывает лишь потому, что ему разрешено больше остальных. Это категория блатных и журналистов.
Найди свои слова! Не повторяй чужие!
Нас же всех в школе учили писать не только сочинение, но и изложение. Разницу все понимаем?
Мда... Уметь шутить как и уметь ценить чужие шутки — это отдельный талант. Но знаете, чему учат в институтах журналистики?
Там учат пересказывать и использовать чужое. По сути, все журналисты — ретрансляторы, если говорить современным языком. Знаете, что это такое?
Они берут информацию в одном месте — и передают в другое. Иногда с усилением, иногда на той же частоте звука.
И сам по себе ретранслятор ничего не придумывает, не создает. Он просто пересказывает и повторяет то, что услышал, увидел, прочитал.
А потом всем говорит, что просто ему тоже в голову пришла такая же идея. Ха-ха... Некоторые «ретрансляторы» имеют нахальство говорить даже больше: «Это была моя идея! А вы с дуба рухнули, если что-то вам показалось не так!»
Но вернусь к первому случаю воровства статьи в моей практике...
Некий садово-огородный канал (не буду называть, чтобы не делать ему лишнюю рекламу) в наглую переписал мою статью. Каждое предложение меняя на синонимы. В целом моя статья узнавалась, она проступала очевидным образом сквозь переписанный текст.
Но... Некоторые места стали выглядеть очень коряво в новом варианте.
Например, у меня было так: «Самая ароматная часть укропа — это зонтики». У плагиатора получилось так: «Наиболее пахучее место зелени — это шляпки»...
Какие ещё шляпки?!
Короче говоря, я написала в тот первый раз в поддержку: «Примите меры, пожалуйста!» И мне пришел гениальный ответ. От реального человека по имени Ариадна.
Напомню, что это был 2018-год и тогда авторов было на площадке мало. Поэтому мне прислали целое вдохновляющее письмо.
Суть ответа была в том, что любое гениальное произведение (живописи, музыки, литературы...) — всё копируется. Если это понравилось некоторой части аудитории — значит это скопируют, чтобы показать другой части аудитории.
И мне советовали: «Радуйтесь! Значит вы хорошо придумали и написали. Вы же у себя „очеловечили“ лук, когда написали, что он „разлёгся“ на грядке перед уборкой. Решил „полежать и отдохнуть“ напоследок. Этот прием понравился другим авторам.
Поэтому и появились статьи с похожими названиями и фразами. Но это не запрещено. Просто гордитесь и придумайте что-то ещё...»
Я должна каждый раз придумать что-то ещё... И у меня снова украдут это самое «что-то ещё»...
С тех пор я поняла, что искать справедливости в этом деле в принципе нет смысла.
А вы хорошо устроились, авторы-ретрансляторы...
Читайте также:
«Пятилетку за 3 дня»: фототчёт огородника о проделанной работе. (д).
Огурцы «убежали» под забор к соседям. Чьи они теперь? (с)
© 2025, Елена Соловьева. Все права защищены.