Было время, когда подворье золотоордынских послов размещалось прямо в Кремле, на Ивановской площади. Оттуда ханский наместник наблюдал за сбором налогов и пытался контролировать политику московских князей. Так было, пока бабушка Ивана Грозного, великая княгиня Софья Палеолог не возмутилась сим фактом и не добилась того, чтобы подворье перенесли на окраину Земляного города, в Болвановскую слободу, куда татары привозили своих «болванов» – деревянные или войлочные изображения хана для поклонения.
Там же посланцам передавали собранную дань, там же получали от хана грамоты и подписывали важные бумаги.
О храме Николая Чудотворца на Болвановке, возле станции метро Таганская Кольцевая, знают многие. Но каково мое удивление было, когда я обнаружил…
…Церковь Спаса Преображения на Болвановке около Новокузнецкой улицы
Она сейчас находится на ремонте фасадов и частично застроена лесами. Но храм действует, в нем совершаются богослужения и в него можно войти. Я вошел – и не пожалел!
Об этом храме я упоминал во вчерашней своей заметке:
Уже сама его территория располагает к тому, чтобы здесь задержаться. В углу церковного двора расположена деревянная колоколенка, ее-то я и приметил, когда рассматривал деревянный флигель усадьбы Тумановых – Волковых.
(9 фото)
Храм, как и колоколенка, надежно укрыт зеленью, и заметить его с улицы не так просто. Москва вообще очень зеленый город.
(9 фото)
История же храма замечательна.
Летопись рассказывает, что когда Ивану Третьему вручили ханскую басму – пластину с изображением хана и нанесенной на нее грамотой, он разбил ее в гневе и втоптал обломки в землю:
«прием же басму лица его (хана) и, поплевав на ню, низлома (разломал, разорвал) ея, и на землю поверже, и топта ногами своима, и гордых послов всех изымати (схватить, арестовать, а затем и казнить) повеле, а единого отпусти живе»
На этом самом месте, в память того знаменательного события, было велено основать церковь в честь Преображения Господня. Здесь, где было…
…«Свергнуто постыдное иго: Россия перестала платить дань монголам»
В клировских ведомостях Преображенской церкви дата основания храма возносится к 1465 году. На южных вратах его имелась памятная надпись, сделанная на цинковом листе и гласящая:
«Сей храм Спасов первоначально был построен деревянный в 1465 году Иоанном III Васильевичем, сыном Темного, а дедом Грозного, по сокрушении им басмы-болвана, изображения царя татарского»
Владевшая этими землями инокиня Марфа, мать Михаила Федоровича, первого из Романовых, перестроила храм, увеличив его в размерах, но пока еще также из дерева.
В семнадцатом веке у храма имелось два престола: главный во имя Преображения Господня и придел Георгия Победоносца.
А время возводить новую, каменную церковь вместо деревянной пришло в восемнадцатом столетии, когда в 1708 году подьячий Григорий Руднев от лица всех прихожан написал прошение:
«Державнейший царь, государь милостивейший! Приходская у нас, государь, церковь Преображения Господня, что за Москвою-рекою на Болвановке гораздо ветха. В дождевое время стоять не возможно, полы в церкви сгнили и обвалились. Всемилостивейший государь, просим вашего величества, вели, Государь, нам церковь построить вновь тож во имя Преображения Господня, да в приделе мученицы Евдокии, по обещанию нашему»
В том же году царь Петр Первый и митрополит Рязанский и Муромский Стефан подали в Синодальное Казначейство повеление начать строительство каменного храма.
К слову сказать, первая жена Петра Первого, печально известная царица Евдокия Федоровна, урожденная Прасковья Илларионовна Лопухина, в конце семнадцатого века владела «Красной царицыной и великой княгини слободой» возле Преображенского храма на Болвановке.
Вот, правда, источники расходятся, когда же в действительности осуществили исполнение того указа и приступили к строительству. Одни говорят, что в 1722 году, другие утверждают, что…
…Каменный храм Преображения построили в 1749-1755 годах
Впрочем, и стояние на реке Угре имело место позднее, чем 1465 год, да и Иван Третий, согласно истории, окончательно отказался платить дань татаро-монголам лишь в 1476 году. История она такая история…
Однако неясностям с датами постройки церкви объяснение простое. В 1722 году старое, обветшавшее и пришедшее в полную негодность здание и правда перестроили, но… снова из дерева. А уже в сороковых годах восемнадцатого века приступили к каменному строительству тщанием купцов Дмитрия Родионовича Оленева и Кузьмы Матвеевича Матвеева. Они же подарили храму специально для него приобретенную древнюю икону Божией Матери Страстной.
Факт этот был описан в церковных документах за 1914 год с припиской, мол, построен, но «неизвестно когда». Позднее эту фразу зачеркнули, а сверху уточнили: «в 1755 г.»
Предположительно постройкой каменного храма заведовал архитектор Василий Саввич Обухов.
(7 фото)
Согласно церковным книгам, за четверть века, с 1777 по 1800 год приход вырос с 380 до 600 человек. Среди прихожан имелись и знатные фамилии: Нарышкины, Сухотины, Голохвостовы, Леонтьевы, Бахметовы. Прочими же прихожанами храма были местные купцы, мещане и городские обыватели.
В 1812 году…
…Храм разорили и сожгли огнем
После победы над Наполеоном пришлось восстанавливать кровлю и заново освящать престолы. В 1813-м храм приписали к Воскресенской, что в Монетчиках, церкви. Но уже в 1814-м пришло распоряжение храм восстановить, а
«утварь в церковь отдать, и что в ней нужно, исправить»
Оказалось, что большая часть церковного имущества была спасена и где-то сберегалась во время французского нашествия.
(12 фото)
Все это было исполнено, а в клировых ведомостях от 1823 года появилась коротенькая запись:
«утварью достаточна»
Внешне скромный, храм поражал красотой изнутри – плодом работ, исполненных при его восстановлении в 1820-х. За церковной оградой стояли дома клира, а в глубине двора слева был устроен погост.
Правда, росписи на стенах тогда были пока еще нанесены просто на голый, неоштукатуренный кирпич.
(7 фото)
Теперь в храме существовало уже три престола: главный во имя Преображения и два придела – Скорбященский и в честь преподобномученицы Евдокии.
Но в 1839 году придел «Всех скорбящих Радость» переосвятили в честь святой мученицы Татианы. Татьянами звали жену старосты и ктитора храма, купца и благотворителя, церковного деятеля и коллекционера старинных рукописных церковных книг Адриана Ивановича Озерского и к тому времени уже покойную супругу храмоздателя, титулярного советника Ивана Васильевича Путилова, по большей части на средства которого были выстроены колокольня и трапезная храма.
Разрешение на смену посвящения выдал митрополит Филарет, он же лично и освятил новый престол.
Еще раз убранство храма обновили в 1860-1870 годы по проекту архитектора Михаила Петровича Степанова. Иконы для иконостаса, все на новых липовых досках, писал иконописец Рогожин, исправили тогда заодно и храмовую Страстную икону. Интерьеры трапезной обновил архитектор Николай Николаевич Васильев – также служивший старостой церкви.
(9 фото)
Еще дважды храм обновили в 1897 и в 1910 годах.
А революционные дни поначалу прошли для Болвановки относительно спокойно. На Остоженке и Пречистенке стреляли, здесь же…
…Революция себя проявила не сразу
Как говорят, когда большевики брали власть в свои руки, им было попросту не до Замоскворечья с его церквями.
Первое время богослужения здесь велись невозбранно. Правда, в 1919-м за бедностью прихода пришлось упразднить дьяконскую должность, да в том же году забрали на военную службу церковного псаломщика Александра Сергеевича Митропольского, выпускника Московской духовной семинарии. Вести все дела остались только настоятель храма, протоиерей Владимир Васильевич Воронцов и помогавшая ему просфорница, пятидесятивосьмилетняя Анна Кузьминична Скворцова.
Осенью 1929 года, под праздник Покрова, изъяли церковную утварь. А в сам праздник, на всенощной, священник вышел поздравить прихожан, но, успев сказать только приветственные слова:
«Матерь Божия благословила меня в храм 40 лет назад…»
побледнел, покачнулся и упал замертво головой в алтарь. Сердце не выдержало полученного накануне известия о том, что власти решили закрыть и разорить храм.
Вскоре храм действительно закрыли. В церковном здании разместили клуб фабрики «Рот-Фронт», а позднее церковную территорию использовал в качестве склада Метрострой при строительстве близлежащих станций.
Поразительно, но все разрушения, постигшие храм, осуществили не в двадцатые-тридцатые годы, самые тяжкие для христиан, а в 1950-х, во времена хрущевской так называемой «оттепели». И не городские власти, а сотрудники «Рот-Фронта» в 1956 году сломали колокольню и трапезную с приделами.
Уцелеть смогли лишь четверик и алтарь.
Возродили храм, заново благоустроив и освятив, в 1991 году. Работы, правда, еще продолжаются, и сделать предстоит очень много.
Как таковых, приделов сейчас в храме нет, но память о престоле в честь Святителя Николая (5 фото)
и приделах Татианы и Евдокии (5 фото)
сохраняется.
Около десяти лет назад с южной стороны к храму добавили небольшую деревянную пристройку (12 фото).
Тогда же, кстати, появилась и деревянная колоколенка во дворе, с упоминания которой я начал свой рассказ о храме.
Сейчас здесь ведется духовно-просветительская работа, проводятся творческие и спортивные мероприятия, работает молодежная организация.
- Значительная часть истории храма почерпнута из книги «Храм Спаса Преображения на Болвановке», которую любезно порекомендовала мне одна из служительниц церкви, с которой мы очень приятно побеседовали в мое первое здесь появление. За что огромная ей от меня благодарность.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца.
Если статья вам понравилась и вы хотите отблагодарить автора делом, это можно сделать, нажав на кнопку «Поддержать» ниже.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!