Найти в Дзене

Управление изменениями в компании с точки зрения процесса управления

Продолжим разбираться с тем, как происходят изменения в компании и можно ли ими управлять. В моей статье «Непрерывные изменения и жизненный цикл компании», опубликованной в ВК и в Дзен в апреле 2025 г., отмечалось, что в рамках жизненного цикла компании при прохождении всех этапов в ней происходят те или иные изменения, осуществляемые руководителем (владельцем) компании вместе с задействованными сотрудниками и вызванные различными причинами, которые касаются ее деятельности. Прежде всего давайте определимся с понятием, что такое «управление изменениями», что в него входит и для чего служит.

Посмотрим, что такое «управления изменениями» по мнению некоторых авторов:

Андрей Сидоренко, ведущий эксперт и пионер использования методологии OKR в России, в блоге https://neogenda.com/blog/upravlenie-izmeneniyami дает следующее определение:

Управление изменениями — системный подход к подготовке, внедрению и фиксированию изменений в компании. Его цель — минимизировать возможные риски, обеспечить плавный переход и сделать так, чтобы сотрудники приняли изменения и активно помогали их реализовывать.

Этот процесс охватывает внедрение новых технологий либо перестройку бизнес-процессов, работу с корпоративной культурой, мотивацией сотрудников и внутренними коммуникациями. Без продуманного подхода любое изменение на предприятии может привести к сопротивлению, неэффективности и даже провалу.

В Википедии на сайте: https://en.wikipedia.org/wiki/Change_management приводится следующее определение:

Управление изменениями (УИ) — это дисциплина, которая фокусируется на управлении изменениями в организации. Управление изменениями включает в себя реализацию подходов, направленных на подготовку и поддержку отдельных лиц, команд и руководителей в процессе организационных изменений. Управление изменениями полезно, когда организации рассматривают возможность крупных изменений, таких как реструктуризация, перенаправление или перераспределение ресурсов, обновление или совершенствование бизнес-процессов и систем, а также внедрение или обновление цифровых технологий.

В статье «Управление изменениями» от 13.12.2022 г., размещенной на сайте: https://projecto.pro/blog/theory/upravlenie-izmeneniyami/ приводится следующее определение:

Управление изменениями – это контролируемый и хорошо структурированный бизнес-процесс, в рамках которого команда, проект или любая другая организация будет переходить из одного (текущего) состояния в другое (будущее, планируемое).

На сайте: https://vsetreningi.ru/schools/upravlenie_izmeneniyami/ дается следующее определение:

Управление изменениями — это технология, которая позволяет осуществить переход из текущего состояния в желаемое, при этом объектами управления могут выступать индивиды, команды, организации.

В статье «Что такое управление изменениями? Шесть шагов для построения успешного процесса управления изменениями», автор Julia Martins от 27.01.2025 г., размещенной на сайте: https://asana.com/ru/resources/change-management-process дается следующее определение:

Управление изменениями представляет собой процесс пошаговой реализации масштабных преобразований, например, при развёртывании нового программного решения во всей организации или при назначении новых руководителей подразделений.

Управление изменениями — это процесс подготовки к реализации новых решений на уровне организации и контроля этой работы.

Управление изменениями — это и процесс, и методология.

На сайте «Словари и энциклопедии на Академике» в разделе «Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации», размещенной на: https://normative_reference_dictionary.academic.ru/82261/управление_изменениями приводятся следующие определения:

3.1 управление изменениями (change control): Действия по управлению продукцией после формального одобрения данных о конфигурации продукции (см. 3.9).

Источник: ГОСТ Р ИСО 10007-2007: Менеджмент организации. Руководящие указания по управлению конфигурацией оригинал документа

3.6.17 управление изменениями: Деятельность по управлению продукцией после официального утверждения информации по конфигурации продукции.

Источник: ГОСТ Р 54147-2010: Стратегический и инновационный менеджмент. Термины и определения оригинал документа

управление изменениями (в информационных технологиях) — (ITIL Service Transition) Процесс, отвечающий за управление жизненным циклом всех изменений, способствующий реализации полезных изменений с минимальным прерыванием ИТ услуг. [Словарь терминов ITIL версия 1.0, 29 июля 2011 г.] EN change management …

Источник: Справочник технического переводчика

Управление — 2 Управление Совокупность целенаправленных действий, включающая оценку ситуации и состояние объекта управления Выбор управляющих воздействий и их реализация (ГОСТ 34.003 90). Применительно к персоналу (как объекту управления) под управлением… …

Источник: Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

На сайте «Фаворит. Международное кадровое агентство»: https://favorit.pro/hr-slovari/u/upravlenie-izmeneniyami/ приводится следующее определение:

Управление изменениями – это процесс планирования, реализации и контроля изменений в организации с целью повышения ее эффективности, адаптации к новым условиям и улучшения работы сотрудников.

Процесс управления изменениями включает несколько ключевых этапов: определение необходимости изменений, планирование, информирование сотрудников, реализация изменений и оценка результатов.

В Словаре реформатора: термины менеджмента роста и управления изменениями, размещенным на сайте: https://dzen.ru/a/Z_ezSZAiNiEm4Jnd приводится следующее определение:

Управление изменениями (импрувмент) в качестве субъекта рассматривает профессионального директора по развитию организации, в качестве объекта – организацию.

Логические уровни: 1. общий менеджмент —> 2. стратегический менеджмент —> 3. общее управление изменениями —> 3.1. импрувмент.

Объектом для системного управления изменениями является организация и порождаемый ею континуум процессов и оргкультуры. Объектом психологического управления изменениями является человек и порождаемая людьми культура. Таким образом упоминание термина «управление изменениями» без уточнения какое именно является абстракцией и несёт риски неверной трактовки.

На основании вышеприведенных примеров можно выделить, что понимают разные авторы под словосочетанием «управление изменениями». Это:

- системный подход;

- дисциплина;

- бизнес-процесс/процесс;

- технология;

- методология;

- совокупность целенаправленных действий;

- действия/деятельность по управлению продукцией.

Как видно, у авторов имеется большое разнообразие в определении, что такое «управление изменениями». Но в любом случае – это выполнение ряда мероприятий, связанных с проведением и внедрением в компании изменений.

Как и каким способом предлагают некоторые авторы реализовать «управление изменениями» в компании?

В статье «Управление изменениями» от 13.12.2022 г., размещенной на сайте: https://projecto.pro/blog/theory/upravlenie-izmeneniyami/ приведены модели, которые применяются для «управления изменениями»:

- Теория Коттера – предполагает, что в основе всех кардинальных изменений внутри компании лежат человеческие ресурсы. Показывает, через какие этапы нужно пройти, чтобы добиться нужных успехов (всего 8 основных ступеней).

- ADKAR-Prosci – указывает на то, что трансформации нужно начинать с умов персонала, для чего предусмотрены 5 основных этапов: осознание, помощь в осознании другим, получение необходимых знаний, реализация, закрепление успеха.

- Nudge (теория подталкивания) – прямые директивы и указания нужно заменять на рекомендации и подталкивания в нужном направлении.

- 7С Маккинзи – системный подход, который учитывает большое количество факторов. Модель разработана одноимённым консалтинговым агентством.

- Теория Курта Левина – последовательная модель изменений с подготовкой, практическим внедрением и замораживанием (фиксированием) изменений.

- Цикл PDCA (модель Деминга) – работает по аналогии с теорией Курта Левина, но вместо 3 основных фаз использует четыре: планирование, действие, проверка, документирование.

- Модель Бриджеса – описывает три этапа изменений, которые сменяют друг друга с определённой цикличностью: проигрыш/высвобождение, нейтральная зона и новый этап (непосредственно преобразования).

Имеются и другие модели. На усмотрение руководителя (владельца) компании может вообще не быть никаких моделей. Но, полагаю, что в любом случае следует добавить методику, указанную Андреем Сидоренко в блоге https://neogenda.com/blog/upravlenie-izmeneniyami:

- OKR — методика постановки целей в компании или в коллективе. Аббревиатура OKR расшифровывается как objectives and key results и переводится как «цели и ключевые результаты».

Почему с этого следует начинать? Потому, что происходит не только постановка цели и метрик, но также и ознакомление причастных сотрудников с планируемыми изменениями, разъяснения необходимости их проведения и получения их одобрения. Это позволит в дальнейшем при проведении в компании изменений избавиться от внутреннего сопротивления сотрудников в результате понимания и принятия ими результатов совместной работы.

Если основываться на определении, что такое «процесс управления», сформулированному в книге «Процесс управления как система», Таран С,А., издательство «Наш круг», 2024 г., то «управлять изменениями» в прямом понимании этого словосочетания никак не получается, так как:

«Процесс управленияэто целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления при помощи специальных инструментов и ресурсов управления, необходимое для достижения определенной цели путем решения ими поставленной задачи». Субъектами и объектами процесса управления являются только сотрудники, а не изменения, процессы и др. Таким образом, приведенные выше модели и методики не могут «управлять изменениями». При выполнении в компании мероприятий по изменениям осуществляется воздействие на сотрудников, которые их выполняют, путем утвержденного плана работ, поставленных задач, соответствующих регламентов, приказов, распоряжений и т.п.

Указанные выше модели (методики) – это всего лишь один из инструментов управления, который может использоваться для выполнения поставленной задачи «Осуществить изменения в компании». Любая модель/методика может быть принята в компании для осуществления изменений и тогда она становится регламентом, то есть документом, в соответствии с которым сотрудники выполняют эту задачу.

Инструменты управления – это комплекс мер воздействия как на субъект, так и на объект управления, представленные в документальном или электронном виде (то, что указывает, что и как надо делать и стимулирует их деятельность), куда входят

- нормативно-правовые акты (НПА);

- система планирования и отчетов;

- организационная структура;

- распределение прав и обязанностей;

- регламенты (ЛНА), утвержденные и используемые в компании (НМД, ОРД);

- система мотивации.

Посмотрим, какое место и какую роль выполняет процесс управления в рамках модели бизнес-процесса, который включает в себя как операционный процесс, так и процесс управления (см. Рис. 1).

Рис. 1
Рис. 1

Задачей процесса управления является воздействие субъекта управления на объект управления для получения продукта с заданными параметрами, в заданном количестве и в установленный срок (определение автора).

Изменения могут касаться разных аспектов деятельности компании. Предположим, что из-за внедрения новаций (оборудования, программ и др.) будет меняться и технология работы. Таким образом, продуктом при выполнении операционного процесса «Осуществление изменений в компании» будет:

Входящий продукт– это существующая технология работы в какой-либо части или во всей деятельности компании до внедрения новаций.

Исходящий продукт– это измененная технология работы в какой-либо части или во всей деятельности компании после внедрения новаций.

Описание алгоритма мероприятий при выполнении операционного процесса «Осуществление изменений в компании» приведено на Рис. 2.

Рис. 2
Рис. 2

Ответственным за изменением в зависимости от величины компании может быть начальник Отдела развития, директор по развитию и др., который участвует, организовывает и осуществляет выполнение задач по развитию с момента появления такой идеи до завершения работы и получения результата.

Задействованными сотрудниками могут быть руководители и сотрудники функциональных подразделений, сотрудники подразделения по развитию, приглашенные консультанты, которые непосредственно участвуют в выполнении мероприятий по развитию.

Посмотрим, какие задачи выполняются участниками при реализации основной задачи верхнего уровня «Осуществить изменения в компании» (см. Таблицу 1).

Таблица 1
Таблица 1

Теперь опишем примерный процесс управления при выполнении задачи «Осуществить изменения в компании» (см. Рис. 3).

Рис. 3
Рис. 3

На Рис. 3 видно, что при выполнении задачи «Осуществить изменение в компании» целенаправленное воздействие, т.е. непосредственно управление осуществляется причастными к этому объектами управления (сотрудниками), а не какими-то изменениями. Если необходимо внести изменения в уже утвержденный порядок работы по изменениям, то руководитель ставит соответствующую задачу и затем контролирует ее выполнение сотрудником.

Изменения, например, в технологии работы, возникают после выполнения причастными сотрудниками своих задач. Поэтому, когда говорят об «управлении изменениями», надеюсь имеют ввиду управление сотрудниками, которые участвуют в выполнении такой задачи. Если это не так, то хотелось бы получить примеры такого «управления изменениями».

Комментарии:

1. Внесение изменений в деятельность компании является ответственным шагом и влияет на ее будущее. Механизм выполнения такой задачи ничем не отличается от выполнения других задач (проектов). А так как эта задача носит стратегический для компании характер, то необходимость участия в ее реализации руководителя (владельца) компании не вызывает сомнения.

2. Управление выполнением задачи по изменению осуществляется через сотрудников, участвующих в ее реализации, путем применения различных форм воздействия (от прямого распоряжения субъекта управления объекту управления до утвержденных регламентов, которые должны выполнять субъекты и объекты управления).

Вы можете принять участие в обсуждении различных вопросов, касающихся управления в организации, на моем ТГ-канале Управление – Новый подход: https://t.me/upravlenie_novyj_podhod/5