Доброго, соратники, в третьей части «НИ» я пару раз упомянул фоносемантику и её знание как полезность для агентов по недвижимости, даже привел фоносемантический разбор одной части сделанный ИИ (Deepseek). Была пара вопросов и решил более подробно разобрать оный вопрос.
Итак: фоносемантический рисунок разговора. Вот что я сейчас непонятного сказал? Всего лишь фоносемантический рисунок разговора - все просто: семантическое дифференцирование модальностей раздражителей в следствии которой принудительная синестезия...
Нет, что-то не то, сложновато получается. Попробую иначе.
Вводные данные, или что есть фоносемантический узор:
Любое слово обладает двумя смыслами. Первый - слово как символ, обозначающий какой-нибудь объект или процесс, второй - слово как набор звуков, который сам по себе вызывает у человека реакцию. Во время разговора сознание человека занято аудиальным восприятием слов - анализом их символьной нагрузки, в то время как подсознание переваривает звуковой фон разговора вовсе не уделяя внимания его смысловой нагрузке. И, что замечательно, вывод «хорошо или плохо» делает именно воспринятый подсознанием звуковой фон! То есть, утрирую: можно постоянно говорить человеку гадости, но он все равно будет вас помнить и рад слышать, как милого и приятного собеседника.
Интересно? - Еще бы! Тогда продолжаю:
Каждый звук человеческой речи обладает определённым подсознательным значением. Впервые эти значения с помощью опроса большой аудитории стал устанавливать американец Чарльз Осгуд.
Ча́рльз О́сгуд (20 ноября 1916 - 15 сентября 1991 года) - американский психолог, разработчик методики семантического дифференциала.
А для русского языка фоносемантическое значение каждого звука определил советский учёный, доктор филологических наук Александр Павлович Журавлёв.
Более детально с работой А.П. Журавлева можно ознакомиться прочитав его книгу «Звук и смысл».
Он провел опрос многотысячной аудитории определил качественные характеристики каждого звука русской речи, а именно каким он является по следующим 25 шкалам: хороший - плохой, красивый - отталкивающий, радостный - печальный, светлый - темный, легкий - тяжелый, безопасный - страшный, добрый - злой, простой - сложный, гладкий - шероховатый, округлый - угловатый, большой - маленький, грубый - нежный, мужественный - женственный, сильный - слабый, холодный - горячий, величественный - низменный, громкий - тихий, могучий - хилый, веселый - грустный, яркий - тусклый, подвижный - медлительный, быстрый - медленный, активный - пассивный.
«Шкала», это не просто название, а действительно шкала со множеством числовых, вполне осязаемо измеряемых параметров - коэффициентов. Если коэффициент шкалы меньше 2,5 - выражен первый признак шкалы. Больше 3,5 - выражен второй признак шкалы. А если он находится в промежутке от 2,5 до 3,5 - по этой шкале выраженности нет.
Есть специальные таблицы позволяющие самостоятельно строить и, соответственно, осознавать, как нашу речь собеседник воспринимает подсознательно, приятна ли она ему. Но не буду вам ими голову забивать, при желании сами в вездесущем интернете найдете и изучите. Лучше, для большего понимания «о чем это он?» и прочувствования полезности оперирования данным знанием, приведу пример: три фоносемантических рисунка трех обычно используемых нами в начале разговора приветствий:
1 - мужественное, шероховатое, сильное.
2 - тихое, шероховатое, быстрое, короткое, угловатое.
3 - мужественное, храброе, большое, громкое, грубое, яркое, холодное, сильное, подвижное, могучее.
Теперь, еще не зная какие приветствия скрываются под номерами, подумайте, проанализируйте, какое из них произвело бы на вас большее впечатление, лучше запомнилось, было приятней? Примечание: слова и звуки не обязательно соответствуют всем 25 шкалам, есть параметры которые из них просто выпадают, но: чем больше шкал присутствует в фоносемантическом рисунке - тем лучше, тем богаче и эмоционально насыщенней слово или выражение. Соответственно, информационно насыщенную речь с куцым фоносемантическим узором клиент плохо воспримет и быстро забудет, и вас вместе с ней. И наоборот: короткий разговор, даже не содержащий полезной информации, но с ярким, богатым фоносеманическим рисунком, он запомнит, причем вместе с вами и, что самое замечательно, будет подсознательно стремиться его повторить.
Ладно - ладно, больше не тяну: под цифрой «один» скрывалось банальное «Здравствуйте». Следующее за ним - фамильярное «Привет», понятно неприменимое не только к клиентам, но и к коллегам, если они близкими друзьями не являются. И последнее, так сказать - чемпион, очень короткое, но суперемкое - «Доброе». Просто «доброе», без уточнения времени суток. Кстати, в комплекте с уточнением времени суток, оно хуже не становится, например «доброе утро», в разборе - мужественное, храброе, большое, величественное, хорошее, громкое, грубое, яркое, холодное, сильное, активное, подвижное, могучее.
Доходчиво разжевал? - Ну и замечательно. Теперь немножко усложню: вы работаете в агентстве недвижимости и «корпоративные правила» вам приписывают в начале разговора представляться по всем регалиям: «Здравствуйте, меня зовут Николай Иванович, я беспокою вас из агентства недвижимости Тарарах Проперти….» - и так далее - жуть! Подсознание вашего собеседника уже позеленело и сдерживает рвотные позыввы. Фоносемантический узор навязываемых корпоративными правилами алгоритмов приветствия, а их словно под копирку писали, воспринимается подсознанием клиентов как купание в шубе. Причем купание в болоте, промозглой осенью. Трезвым. Хотите поспорить? - Прекрасно! Но сперва эксперимент: возьмите механические часы и положите их около себя, прислушайтесь - вы должны услышать как они тикают. Расположитесь поудобней, комфортно, закройте глаза и запомните их тиканье. Расслабьтесь: тиканье часов должно восприниматься вами как неотъемлемый фон окружающей обстановки.
Здесь приведена сильно упрощенная модель экспериментов П.В. Симонова. П́авел Васильевич Симонов (20 апреля 1026 - 6 июня 2002) - советский, российский психофизиолог, биофизик и психолог. Академик РАН (с 1991 года), академик АН СССР (с 1987 года), доктор медицинских наук, профессор, Лауреат Государственной премии СССР, удостоен многочисленных иных наград и премий.
Теперь возьмите телефон и позвоните в любое агентство недвижимости. Попробуйте отследить тот момент, когда вы перестали воспринимать тиканье часов, то есть ваша окружающая, комфортная обстановка, лишилась одной из своих составляющих. Это и есть тот самый момент, с которого общение начинает вас раздражать, еще на подсознательном уровне, но и до внешних признаков раздражения не долго осталось. При желании можете повторить эксперимент любое количество раз, это не вредно для здоровья. Уверяю, результат вас удивит и даст множество информации для размышления.
В идеале вы должны «слышать часы» на протяжении всего разговора, что показывает на НЕ вторжение собеседника в вашу личную «зону комфорта», а на практике, в 99% случаев, можно использовать даже не часы, а вполне себе громкую музыку - и ее воспринимать перестанете, если и не вследствие навязчивого фоносемантического рисунка речи вашего собеседника, то от длительности его витиевато изысканных, но корпоративно правильных словоблудий - точно.
Замечу: идеал недостижим, но можно существенно сократить длительность «раздражения» за счет краткости и информационной насыщенности общения. Проанализируйте свои разговоры, уберите из них все не содержащее полезной для собеседника информации словоблудие и, уверяю вас, удивитесь насколько проще и приятней станет общаться с клиентами каждый из которых всегда рад вас слышать.
Всем добра.