Давно мне хотелось побывать в этом доме на экскурсии, а тут удалось записаться на экскурсию во время «Дней исторического и культурного наследия Москвы», акцию проводят уже в 25-й раз в этом году.
Речь сегодня пойдёт о жилом доме для сотрудников Министерства финансов РСФСР, известном сейчас как Дом Наркомфина. Этот дом как был уникален в годы постройки, так и его новая жизнь не менее уникальна, но обо всём по порядку.
📌История здания:
В СССР идеи конструктивизма в архитектуре воплощали такие архитекторы, как Константин Мельников, Лазарь Лисицкий, братья Александр, Виктор и Леонид Веснины, Иван Николаев и Моисей Гинзбург. Именно Моисей Гинзбург и спроектировал Дом Наркомфина.
История создания дома тесно связана с социальными процессами в первые десятилетия существования СССР. Перед представителями разных профессий была поставлена задача воспитания нового советского человека, который говорит на новом языке, живет по заветам коммунизма и в итоге станет настоящим проводником его идей. В архитектуре это привело к созданию как домов-коммун, так и проектов «переходного типа», каким и является Дом Наркомфина. Стирка, воспитание детей и даже досуг жителей — все это должно было осуществляться в общих пространствах, как и питание в общественной столовой.
Дом построен всего за два года (1928–1930) для работников Народного комиссариата финансов РСФСР, заказчиком выступал комиссариат в лице его главы Николая Милютина, отсюда и название — дом Наркомфина. Кстати, сам Николай Милютин мечтал стать архитектором и тоже принимал участие в проектировании здания. Милютин закончил с отличием Московский архитектурный институт в 1940 году, а руководителем его диплома был Моисей Гинзбург.
Здание стоит на трех рядах бетонных опор, которые проходят через все этажи. Эти опоры поддерживают перекрытия, на которых возведены ненесущие стены. Такое инженерное решение позволило создать фасад с непрерывным ленточным остеклением. Этот дом стал первым в стране жилым зданием с каркасом из железобетона. Наружные и внутренние стены выполнены из бентонитовых пустотелых камней (блок типа «Крестьянин» и блоки инженера Прохорова), стены и перегородки — из фибролита, для утепления использовался камышит (при реставрации оставили небольшой его фрагмент, видно на втором коллаже на последнем фото).
В доме есть несколько типов жилых ячеек: просторные квартиры типа К для больших семей (таких всего 8, площадь у них 90 квадратных метров, есть коридор, кухонный уголок, гостиная на первом ярусе, две спальни и санузел — на втором), малогабаритные квартиры типа F, а в обоих концах здания — двухкомнатные квартиры 2F с отдельной столовой, прихожей, ванной, туалетом и кухней.
Ячейки типа F площадью 35 и 37 квадратных метров с гостиной на первом уровне и спальней и санузлом на втором. Для такой ячейки была разработана типовая мебель, но она осталась только на этапе разработки.
Стены в ячейках были окрашены в разные цвета. Типовой дизайн разработал профессор Хиннерк Шепер, который приехал в СССР и ранее руководил малярными мастерскими Баухауса. Для жилых комнат выбрали две палитры — теплую и холодную. Теплое цветовое решение зрительно ограничивало пространство, потолок был цвета светлой охры, а стены — лимонные. Холодное визуально расширяло помещение, потолок был голубой, а стены — сероватый или зеленоватый цвет.
Для отдыха на открытом воздухе использовалась плоская кровля, там же предполагалось, что люди будут загорать в природном солярии. К жилому корпусу примыкает коммунальный блок, в которой находились столовая и детский сад, изначально планировался спортзал, библиотека и столовая, а детский сад должен был быть отдельным зданием. Также по изначальному плану должно было быть 2 жилых дома, но денег хватило лишь на один.
В 1970-х годах многие квартиры жилого корпуса превратились в коммуналки, даже пустое пространство между колоннами на первом этаже заложили и устроили там квартиры, и выглядел дом примерно вот так:
В разное время в Доме Наркомфина помимо архитектора здания Моисея Гинзбурга и самого Николая Милютина жили Николай Крыленко — нарком юстиции СССР; Владимир Антонов-Овсеенко — нарком юстиции РСФСР; Николай Соколов — председатель Правления Госбанка СССР; Сергей Карп — председатель Госплана РСФСР; Николай Лисицын — нарком земледелия РСФСР; Даниил Сулимов — председатель СНК РСФСР, и его заместитель Турар Рыскулов; Николай Семашко — бывший нарком здравоохранения РСФСР с семьей; советский живописец Александр Дейнека; солистка Большого театра Ольга Инсарова (Окорокова); актриса Ольга Бган; главный хирург Советской армии Александр Вишневский и др. В 1930-х годах жильцов дома не избежала судьба всей страны — многие из них были подвергнуты репрессиям.
📌Судьба дома: от 1990-х до наших дней:
Детальные обследования Дома Наркомфина были проведены под эгидой Московского архитектурного института в 1990 году. Дом находился в аварийном состоянии. В 2017 году был утвержден план реставрации под руководством Алексея Гинзбурга, внука Моисея Гинзбурга. Алексей Гинзбург пытался добиться реставрации и раньше, но сложность была в том, что у здания было очень много разных собственников, в 2016 году дом полностью выкупил застройщик ООО «Лига прав». Реставрация завершилась в 2020 году, это была первая реставрация за всё время существования дома, ведь в здании ни разу не было капитального ремонта. Зданию вернули первоначальный облик, все перестройки 1940–1970-х ликвидированы, кроме лифта, построенного в 1960-х. Когда ещё во время проведения реставрационных работ в доме начали продавать квартиры, их раскупили всего за 10 дней.
Сейчас попасть в дом можно с экскурсией, даже посетить кафе просто так нельзя, только если есть карта GARAGE (программа лояльности Музея современного искусства «Гараж», который управляет коммунальным блоком Дома Наркомфина). Для всех желающих открыт книжный магазин на первом этаже жилого корпуса с 11:00 до 22:00 ежедневно, ну и прогуляться вокруг дома вам никто не запретит.
В продаже я там сейчас ничего не нашла, но вот одна из квартир сдаётся всего за 550.000 рублей в месяц, берём?
📍Адрес: Москва, Новинский бульвар, 25, корп. 1.