Намасте всем читателям канала!) Сегодня я расскажу Вам о празднике Триссур Пурам, известном среди иностранцев как праздник слонов. Как отмечают этот красочный фестиваль, о его происхождении и связанных с этим традициях, читайте в этой статье.
Триссур Пурам - это праздник, знаменитый красочным шествием тридцати украшенных слонов к храму Вадакуннатхан. Он пользуется большой популярностью, собирая тысячи туристов.
Дата праздника каждый год различна. Он отмечается в месяце Медам малаяламского календаря, в день, когда восход Луны совпадает со звездой Пурам. Отсюда и название праздника. Обычно он приходится на апрель-май по григорианскому календарю. В этом году праздник отмечают с 05 мая по 07 мая.
Как следует из названия, праздник проходит в городе Триссур, что находится в штате Керала. Этот город - один из культурных центров штата, где жили раджи Кералы. В Индии существует не один храмовый праздник под названием Пурам, связанный с во ходом этой звезды, однако Пурам в городе Триссур является самым масштабным.
Триссур Пурам - один из крупнейших праздников не только в Индии, но и во всей Азии, который ежегодно посещают более одного миллиона человек. Не смотря на то, что праздник связан с религией индуизмом, на него приезжают и принимают участие люди разных вероисповеданий. Это тот момент, который объединяет всю Индию в едином порыве.
Легенды и история праздника Триссур Пурам
Согласно легенде город Триссур, как и вся Керала, был создан Парашурамой, аватаром (воплощением) Бога Вишну. Подробнее о Парашураме читайте тут:
Гуру Парашурамы был Шива, поэтому Парашурама на этом самом месте основал храм в честь своего любимого учителя. Согласно Писаниям Парашурама хотел освятить созданную им землю и направился на Кайлаш к своему почитаемому Богу Шиве и попросил его поселиться в Керале и тем самым благословить регион. Шива в сопровождении своей жены Парвати, сыновей Картикейи и Ганеши, ганов и претов отправился на новую землю и остановился в месте, которое сейчас называется Триссур, избрав его для своего местопребывания. Парашурама увидел яркий и сияющий Лингам (символ Шивы) у подножия огромного баньянового дерева. Это место, где Шива проявил свое присутствие в виде лингама, известно на санскрите как Шри Мула Стхана. Здесь Парашурама основал храм Шивы. Затем правители Кералы перенесли лингам в построенный ими новый храм, где он находится до сих пор.
Город стал расти возле этого храма Шивы, который здесь стал известен под именем Вадаккуннатхан. Вокруг храма были созданы главные храмовые объекты Триссура, в частности храм Кришны и храм Богини Бхагавати, воплощения Богини Шакти, супруги Шивы.
В день Триссура Пурам мурти (скульптурные храмовые изображения) Бога Кришны и Богини Бхагавати едут на встречу с Богом Шивой, а по окончании праздника возвращаются в свои святилища. Таким образом, Триссур Пурам - это праздник встречи Богов.
До существования праздника Триссур Пурам главный праздник Пурам проводился в городе Араттупуже. В 1796 году дороги во время его проведения сильно залило продолжительными дождями. Из-за этих обстоятельств процессия из Триссура во главе с раджой Рама Вармой, направлявшаяся в Араттупужу, пришла с опозданием. Поскольку процессия не успела на начало религиозной церемонии, то она не была допущена к её участию.
Тогда разгневанный раджа Рама Варма объединил 10 храмов, расположенных вокруг храма Вадакуннатхан, и организовал празднование Триссур Пурама. Все храмы города теперь выражали почтение Вадакуннатхану-Шиве.
Красочный марш слонов — это возможность выразить свое почтение и уважение Богу Шиве. Так, праздник имеет и духовный подтекст. Это форма поклонения Богу Шиве в надежде обрести его благословения. Ритмичные звуки барабанов, раздающиеся на празднике, по поверьям, помогают войти в медитативное состояние.
Традиции празднования Триссур Пурам
Триссур Пурам — праздник, на котором можно прочувствовать энергию и ритм жизни Индии, один из самых красочных, шумных и ярких праздников этой солнечной страны.
Все вещи, которые используются непосредственными участниками церемоний во время праздника Триссур Пурам, только новые, они каждый год изготавливаются заранее в храмах Тирувамбади Кришны и Парамеккаву Бхагавати. К таким вещам, приготовляемым к праздникам, относятся: золотая слоновья попона (неттипаттам), экипировка и украшения слонов (чамаям), декоративные веера из павлиньих перьев (аалаваттом), королевский веер (венчамаром), колокольчики и декоративные зонтики.
Триссур Пурам начинается с церемонии поднятия флага за семь дней до праздника и часового фейерверка, который называют Шампле Ведикетту. На церемонии присутствуют представители всех десяти храмов, участвующих в церемонии.
Затем проводится церемония Пурам Виламбарам — это обычай, когда слон в 12 часов дня открывает южные входные ворота храма Вадакуннатхан. Для этого ежегодно выбирается один из самых лучших слонов Кералы. В последние годы, как и в этом году, таким слоном стал Эрнакулам Шива Кумар.
На шестой день начинаются праздничные мероприятия во всех десяти храмах, обьединенных для праздника Триссур Пурам. Главные завершающие события проходят у храма Вадакуннатхан.
Главный день празднования начинается с утреннего шествия группы из 15 слонов от Храма Тирувамбади до Вадаккуннатхана. На спине главного слона стоит мурти (скульптурное изображение) бога Кришны (Вишну). Другая группа из 15 слонов начинает двигаться от Храма Парамекаву Бхагавати к Вадаккуннатхану. На спине у лидера этой группы находится изображение Богини Бхагавати. Каждому храму позволено привести по 15 слонов, которые будут представлять их на самом главном празднике города.
Обе эти группы встречаются около храма Вадакуннатхан и встают друг напротив друга. Все это сопровождается музыкой в исполнении оркестра национальных инструментов.
Главной изюминкой праздника являются празднично украшенные слоны, шествующие под непрерывно звучащую гипнотическую музыку дудок, барабанов, кимбал. На слонах надеты красивые попоны из дорогих тканей, расшитые золотом и драгоценными камнями. Они носят название неттипаттам. На их теле рисуют изящные коламы. Слонов украшают колокольчиками и другими украшениями. Слоны шествуют по улицам и двигают ушами под ритмы оркестра.
На спине каждого слона сидит три человека, один индийский мужчина, ритмично вращает разноцветным и переливающимся зонтиком из натурального шелка, отделанного золотом, под звуки оркестра. Через короткие промежутки времени музыка становится напряженней и другой мужчина на слоне вдруг выпрямляется во весь рост и начинает трясти белыми помпонами. Позади каждого слона стоит человек с круглым щитом, окрашенным в яркие тона. Цвет зонтов каждый год разный, а цвет их дужек каждый раз держится в строгом секрете.
Самый грандиозный момент Триссур Пурама носит название Кудаматтам, когда две реки из слонов встречаются и встают друг напротив друга.
Наездники слонов начинают делать ритмичные движения зонтиками и обмениваться ими друг с другом. Этот ритуал и называется Кудаматтам, от слова "куда" - зонтик.
Наездники встают во весь рост на спины слонов и по очереди поднимают предметы, которые держат в руках. Одна сторона начинает, другая «отвечает», и каждый раз движения мужчин становятся все более изобретательными. Этот ритуал продолжается два часа.
Одним из главных ритуалов праздника является Мадатил вараву - концерт, в котором принимает участие множество приглашённых артистов. Они играют на национальных музыкальных инструментах и поют внутри храма Вадаккуннатхана.
Следующий этап - выступление слонов. Каждый храм может показать свой номер со слонами. При этом идёт негласное соревнование, чья программа будет более зрелищной, встретит больше оваций и одобрения зрителей.
Пение мантр - ещё одна неотъемлемая часть праздника. В ходе шествия верующие поют мантры и гимны Богу, чтобы призвать благословения.
В завершении праздника снова проводится фейерверк, и небо окрашивается разноцветными вспышками. Большинство любителей Пурама не спят всю ночь, чтобы лучше рассмотреть фейерверк. Люди приезжают издалека, чтобы посмотреть на это удивительное пиротехническое шоу.
Во время Триссур Пурам проводится четыре основных фейерверка: фейерверк начала Пурама, красочные бенгальские огни, которые освещают небо с обеих сторон вечером Пурама после Южного спуска, фейерверк, который отмечает пик празднования Пурама в ранние утренние часы, и финальный фейерверк в следующий полдень после прощания Богов друг с другом, знаменующий окончание Пурама.
Всю ночь жители Триссура не спят. Они поют, танцуют и радуются проходящему празднику, бьют в свои барабаны.
Седьмой день праздника носит название Пакал Пурам. Божества Кришны и Богини Бхагавати, встречашиеся с Вадакуннатханом-Шивой, возвращаются в свои храмы по главной кольцевой дороге Триссура - Сварадж. После окончания возвращения Богов в храм участников праздника ждёт прощальный фейерверк, который называется Пакал Ведиккетту.
Праздник длится 36 часов нон-стоп, не прекращаясь ни на минуту. Все это время в Триссуре шумно, ярко и многолюдно.
Для того, чтобы обеспечить безопасность на праздник, в 2025 году привлекут 4000 полицейских и 350 камер наружного наблюдения.
В городе Триссур будет представлена выставка украшений и декора храма, которая также является прекрасной достопримечательностью праздника.
Весь праздник будет транслироваться в прямом эфире. Так что, каждый может стать очевидцем данного действа и присоединиться к нему.
Счастливого Триссур Пурам!