Современная европейская (и не только европейская) цивилизация во многом обязана своим развитием Древней Греции. Это сравнительно небольшое государство внесло огромный вклад в мировую культуру: медицину, политику, искусство, литературу и театр. И по сей день древнегреческие мифы служат источником вдохновения для многих людей, изучаются и пересказываются. А знаменитый древнегреческий театр, ставший прообразом современного, сейчас реконструируется вновь — люди хотят оживить частичку античной Греции.
Одним из самых ярких государств древней истории является Античная Греция. Однако эллины (как называли себя греки) не имели единого государства. Это был ряд независимых государств – полисов, каждое из которых имело свой политический и экономический уклад.
В этническом и языковом отношении древние греки принадлежали к группе индоевропейских народов, чьей прародиной предположительно считается район Центрально-Европейского плато, верхнее и среднее течение Дуная. Самоназвание древних и современных греков – эллины, откуда и происходит название страны – Эллада.
В основе эллинской цивилизации лежал полис как уникальная форма государственного и общественного устройства. Полис представлял собой гражданскую общину со своими религиозными культами, территорией, органами власти и вооруженными силами в виде гражданского ополчения. Жители нескольких полисов могли объединиться в один, а слабый полис мог быть поглощен более сильным. Полисы возникали повсюду, где обосновывались эллины. В ходе Великой греческой колонизации выходцы из Эллады основали сотни общин по всему Средиземноморью, а также вокруг Черного моря.
Древняя Греция — это не одна, а сразу несколько цивилизаций, которые развивались и трансформировались на протяжении веков. Среди них можно выделить:
– Минойскую цивилизацию, существовавшую в ранний период развития Древней Греции. С ней связана знаменитая легенда о Тесее и Минотавре, которая, вероятно, имеет под собой реальную историческую основу.
– Ахейскую цивилизацию — именно о ней пишет Гомер в своих эпических поэмах «Илиада» и «Одиссея»
– Эллинскую цивилизацию — период наивысшего расцвета Древней Греции.
Территорию Греции принято условно разделять на три части: Северную, Среднюю и Южную. В Южной находилась воинственная и суровая Спарта, в Средней располагалось сердце античной Греции — Афины, на Севере — Фессалия (Фивы) и Македония.
Афины были центром древнегреческой демократии. Само слово «демократия» происходит от греческих слов «демос» (народ) и «кратос» (власть). Именно здесь жили многие выдающиеся философы, учёные и поэты. Любой свободный гражданин имел не только права, но и обязанность участвовать в народных собраниях. Однако рабы и женщины не могли принимать участия в голосовании и общественной жизни (до появления феминизма было ещё далеко).
Предметом национальной гордости афинян в Классическую эпоху был тот факт, что они считались коренным населением Аттики, в отличие от спартанцев, аргосцев и коринфян, которые пришли и захватили свои земли в ходе переселения дорийцев.
Согласно греческому мифу, город получил свое название после спора богини мудрости Афины с владыкой морей Посейдоном. Первый легендарный царь Афин Кекроп должен был решить, кто станет покровителем города. Два бога – Афина и Посейдон – должны были преподнести подарок, и тот, чей дар окажется ценнее, становился покровителем.
Первым ударил своим трезубцем Посейдон, и тотчас из земли забил источник. Однако вода оказалась морской и соленой. После удара Афины из земли выросло маленькое оливковое дерево. Жители признали дар Афины лучшим.
Расположенные в Южной Европе, Афины стали одним из ведущих городов Древней Греции. В VIII веке до нашей эры в Афинах была ликвидирована царская власть. В конце VI века до нашей эры законодатель Афин Клисфен провел масштабные реформы, заложившие основы демократии. Полностью демократическая система сложилась к середине V века до нашей эры.
Спарта была военным государством, где ни о какой демократии не могло быть и речи. Управление в ней осуществлялось двумя царями: один командовал армией и возглавлял военные походы, а другой ведал хозяйственными делами в его отсутствие. Каждый мужчина - Спартанец был профессиональным воином. Подвиг 300 спартанцев, сдерживавших наступление большой персидской армии, не раз прославлялся в искусстве.
Экономика Спарты полностью держалась на труде рабов – илотов, которые часто поднимали восстания против своих господ. Название «Спарта» появилось в Древней Греции и закрепилось в Средневековье. Государство возникло на юге полуострова Пелопоннес в XI веке до нашей эры. Изначально здесь проживали ахейцы, но затем их вытеснили дорийцы. Возможно, Спарта представляла собой союз двух племён, что объясняет спартанскую традицию иметь двух царей – басилевсов.
В процессе завоевания Лаконии и Мессении большая часть местного населения попала в зависимость. Так образовалась большая социальная группа – илоты, которые были государственными рабами. Каждый полноправный гражданин Спарты имел в пользовании около 10 участков земли (клеров), обрабатываемых илотами.
Раз в год Спарта объявляла илотам войну на один день. Это делалось, во-первых, чтобы напомнить им об их подчинённом положении и запугать, а во-вторых, чтобы молодёжь могла практиковаться в военном деле.
Кроме двух царей, власть в стране принадлежала совету старейшин (герусии) в количестве 28 человек (плюс два царя, всего 30), которым могло быть больше 60 лет.
Роскошь и денежное богатство были запрещены, как и ввоз в Спарту чужеземных изделий. Обычные граждане и аристократы жили в простых домах, ходили в простой одежде и обходились скромной пищей.
Деньгами служили железные прутья (оболы). Чтобы что-то купить, нужно было брать с собой несколько килограммов металла, и это – в случае незначительных покупок. А значит, никто не мог тайно копить богатства или воровать деньги.
Главной целью спартанского воспитания было вырастить из каждого мальчика сильного и бесстрашного воина, а из каждой девочки – здоровую мать будущих воинов.
Фессалия – исторический регион на северо-востоке Греции, расположенный между Пиндом (крупнейшей горной системой страны) и Эгейским морем. С севера естественной границей между Фессалией и Македонией служат горы Олимп – обитель древнегреческих богов.
Власть в Фесалии принадлежала группе богатых граждан (олигархов), которые с одной стороны боялись распространения афинской демократии, но с другой стороны суровость спартанского образа жизни ими также была неприемлема.
Лариса была главным городом Фессалии. Этот регион считается родиной мифического героя Ахилла. В Ларисе жил, лечил людей и умер в преклонном возрасте знаменитый древнегреческий врач Гиппократ.
Фессалийцы были одним из двенадцати греческих племён, входивших в Амфиктионийский союз – объединение, образовавшееся для защиты общего святилища Аполлона в Дельфах и организации жертвоприношений.
В Дельфах раз в четыре года устраивались Пифийские игры, включавшие музыкальные, гимнастические и конные состязания. Особое место среди них занимали соревнования поэтов и философов, где участники демонстрировали не только физическое мастерство, но и мудрость.
Впоследствии неизвестный античный поэт выделил семь мудрецов Древней Греции, с которых началась философия. Среди семи мудрецов были:
1. Клеобул из Линда (говорил: "Мера - важнее всего")
2. Хилон из Спарты (проповедовал: "Познай самого себя")
3. Питтак из Митилены (учил: "Сдерживай гнев")
4. Биант из Приены (утверждал: "Не делай ничего слишком")
5. Периандр из Коринфа (говорил: "Всё обдумывай заранее")
6. Солон Афинский (повторял: "Ничего сверх меры")
7. Фалес Милетский (изрёк: "Поручительство принесёт тебе заботы")
Классический период Древней Греции характеризуется развитием культуры, философии и искусства. Важную роль в укреплении афинской демократии сыграли политические деятели Солон, Перикл, а также Фидий - выдающийся скульптор и архитектор, был творцом Парфенона в Афинах и многих других сооружений.
Эсхил, талантливый драматург, считается «отцом драмы». В этот же период жили великие философы — Сократ и Платон. Именно в античной Греции были сформулированы философские понятия, заложившие фундаментальные знания о мироздании.
Греческий историк Геродот стал буквально «отцом истории» — его труды служат образцом для последующих поколений историков.
Греческий врач Гиппократ считается «отцом медицины». Его знаменитая Клятва Гиппократа и по сей день выражает морально-этические принципы поведения врача.
Драматург Эсхил стал основоположником театральной драмы. Огромный вклад в развитие математики внесли Пифагор и Архимед. А философа Аристотеля можно назвать «отцом науки» в широком смысле этого слова, поскольку именно он сформулировал основные принципы познания мира.
Древнегреческие Олимпийские игры, на время которых даже прекращались все войны, стали фундаментом современного спорта и возрожденных Олимпийских игр, актуальных и сегодня.
Религия и мифология Древней Греции, пожалуй, изучены лучше всего. Греки наделяли своих богов вполне человеческими качествами, включая как добродетели, так и пороки: гнев, зависть, мстительность, прелюбодеяние и другие.
Кроме богов, в греческой мифологии существовал культ героев — полубогов. Например, Геракл, сын верховного бога Зевса и смертной женщины. Многие греческие правители утверждали, что ведут свою родословную от того или иного полубожественного героя.
Что интересно, в отличие от последующих религий, древним грекам не был свойственен религиозный фанатизм. Когда Александр Македонский заявил о своем божественном происхождении, спартанцы спокойно заметили: «Если Александр хочет быть богом, пусть будет им». Также греки не проявляли особого преклонения перед богами — они никогда не становились перед ними на колени, а общались с ними, как с равными.
Греки представляли богов похожими на людей — и внешне, и по характеру. Они могли дружить, враждовать, воевать и даже обманывать друг друга. По древнегреческим представлениям, бессмертные боги жили одной большой семьёй на горе Олимп. Верховным богом был Зевс — повелитель грома и молний, даровавший людям законы. У него было два брата: Посейдон — бог морей и океанов, и Аид — владыка царства мёртвых. Состав Олимпийских богов менялся в зависимости от местных культов, всего их было от 12 до 14.
Греческая религия была в высшей степени общественной религией». Благочестие было важной чертой каждого добропорядочного гражданина полиса. Оно выражалось участием в религиозных процессах, жертвоприношениях и общих трапеза, молитвах в вслух и перенесении торжественных обетов. Все это в значительной степени определяло включенность человека в жизнь общины. Тех же, кто уклонялся от исполнения обязанностей, обвиняли в пренебрежении религией, безнравственном поведении и безбожии. Жертвой подобных обвинений был в свое время даже великий Сократ.
Мистериальные культы, являются важной частью религии Древней Эллады и, говоря шире, всего греко-римского мира.
Египет попал под власть Рима в 30 году до н. э. после смерти царицы Клеопатры VII и Марка Антония. В Египте правила династия Птолемеев, которая происходила от греков, пришедших к власти благодаря завоеванию Египта Александром Македонским.
Согласно многим легендам и повествованиям, основателем египетской цивилизации считается Гермес Трисмегист (трижды великий) — правитель, жрец, учёный и философ, который, по преданию, привёл на территорию Египта уцелевших после катастрофы атлантов. Ему приписывают авторство как минимум 42 книг, которые, к сожалению, были утрачены при пожаре Александрийской библиотеки (47 г. до н. э.) основанной в Александрии (3 в. до н.э.) фараоном Пталомеем I.
Среди трудов, приписываемых Гермесу, особое место занимает «Изумрудная скрижаль», якобы написанная на пластине из изумруда в египетском храме. Согласно преданию, этот текст, своего рода завет, датируется возрастом 36 000 лет.
Гермес Трисмегист, по легенде, оставил своим последователям священную Книгу Тота (Тот в древнеегипетской религии — бог мудрости и знаний), в которой содержатся тайны возрождения человечества.
Книга написана иероглифами, и прочесть её мог только высший мастер Мистерий. В ней описывается секрет стимуляции определённых участков мозга с помощью тайных ритуалов Мистерий, вследствие чего происходит расширение сознания человека.
Большая часть греческой философии имеет источник в египетских мистериях. Геродот говорил о мистериях с огромным уважением: «Я храню глубокое молчание, – писал он об этих мистериях, большинство которых мне неизвестно». Им присуща характерная черта: «Посвящению должен предшествовать особый образ жизни, приспособленный к приведению чувственности под власть духа».
Жрецы Египта тщательно охраняли эзотерические знания о возможностях человеческого организма и психики. Они считали, что человек — многомерное существо, обладающее семью оболочками, каждая из которых проходит свой путь развития:
1. Сах – физическое тело, видимая часть.
2. Ка – жизненная энергия, эфирное тело (биополе), энергетический двойник. Это совокупность психических ощущений живого человека.
3. Ба – сущность человека, его жизненная сила. Оболочка подсознания, астральное тело, формируемая чувствами, желаниями и эмоциями.
4. Эб (душа, сердце) – вместилище сознания. Ментальное тело, состоящее из мыслей и мыслеобразов. Это бессмертная часть души.
5. Эб (причинная душа) – кармическое тело, передающее информацию в следующие воплощения в виде неосознанных устремлений. Оно определяет время и место рождения, врождённые склонности и болезни.
6. Эб (смысловая душа) – осознание. Благодаря ей человек может наблюдать за своими мыслями, осознавать существование и постигать смысл жизни. Если она загрязнена негативными мыслеформами, это препятствует самосознанию.
7. Ах (дух) – часть всеобщей энергетической основы Вселенной. Ах вездесущ и защищает от зла, блокируя его источник через кармические механизмы.
Только уровень души Эб – уровень смысла и сознания – даёт возможность сформировать уровень духа Ах. В мире нет случайностей: всё закономерно подчинено законам эволюционного развития человека.
Смысл раскаяния или осознания своих пороков, а также значение «принесённой жертвы», ведущей к прощению, можно сравнить с горением топлива, в пламени которого высвобождается энергия. «Сгоревший» в огне осознания порок или неблаговидный поступок исчезает не только из всех оболочек человека в момент раскаяния, но и из всех пространственно-временных измерений.
«Путь человека будет отмечен умом, и он познает себя. Мощью своего разума он отделит себя от "не-себя" и станет слугой реальности».
В христианской религии Высший суд является прототипом суда Осириса, как суд собственной совести. Неправедный поступок, совершённый против другого человека, посягательство на его свободу или собственность ложится тяжким грузом на душу. Освободиться от этого бремени можно лишь уравновесив весы – совершив поступок, равновеликий по значимости не только для пострадавшего, но и для самого «грешника».
Параллельно с общественными ритуалами народной религии существовали тайные культы, участвовать в которых можно было лишь посвящённым. Эти тайные культы назывались «мистерии» (с греч. «таинство»). Смысл мистерий был в поиске человеком победы над смертью и в обретении вечной жизни. Культы как бы вводят в религию идею личного спасения с целью преобразовать природу человека независимо от общественного уклада, осуществить как бы его второе рождение, которое вырывает его из обыденной жизни и переводит в сферу жизни иного плана.
1000 лет назад жрецы разрабатывали методы, вводящие человека в четвёртое состояние. Они знали, что путь к таинственным резервным возможностям и сверхвозможностям человека лежит через особые изменённые состояния сознания, поскольку критерием четвёртого состояния была возможность общения с Богом. Основная задача человеческого развития — освобождение от уз материалистического мира.
Древнеегипетская религия оказалась впоследствии основой духовного развития многих религий — их фундаментом. Конечно, не сама языческая религия Египта, а именно её эзотерический монотеизм, который никогда не выходил за пределы узкого круга избранных.
Особенное влияние оказал Египет на становление и развитие мистерий Греции – мистерии Диониса или Орфея. Дельфийские мистерии Пифагора, Элевсинские мистерии Платона, которые никогда не выходили за пределы святилищ и храмов. Одним из преемников был и Моисей, египетский и посвящённый жрец Осириса. Подвиг, который совершил Моисей, повинуясь указаниям свыше, это подвиг бога Гора, способного воплотить божественный замысел по спасению народа Израиля. Пятикнижие Моисея является сегодня для посвящённых одухотворённым источником.
Основное и самое важное в миссии Моисея – создание монотеистической религии, и второе – первоосновы христианской религии. Если рассматривать путь Иисуса Христа на Голгофу и Его распятие через призму египетских мистерий, то Его смерть на кресте становится одним из величайших подвигов среди всех мистерий мира.
То, что совершил Иисус, предав Себя смерти не в уединённом храме под надзором великих посвящённых, а на глазах у всего мира, доказало не только существование жизни после смерти, но и даровало обычным людям надежду на спасение. Он открыл им возможность перехода в иной мир — не со страхом последнего вздоха, а с верой, устремлённой навстречу Всевышнему…
Верный путь к свободе от уз материального мира и бессмертию души «дважды рождённой» – это путь Иисуса Христа, мистерии которого бескорыстны и глубоки в своей любви к человечеству.
Рождение греческой философии связывают с именем Фалеса Милетского (около 640–548/545 гг. до н.э.) — древнегреческого философа и математика. Он считается основоположником античной философской мысли и создателем первой научно-философской школы, с которой начинается история европейской науки: космологии, физики, географии, метеорологии, астрономии, биологии и математики. Главное положение его учения — первоосновой всего сущего является вода. Именно с Фалеса начинается Метафизика Аристотеля. В античной традиции он неизменно открывал список «семи мудрецов», заложивших основы греческой культуры и государственности.
Анаксимандр (около 610–547/540 гг. до н.э.) — представитель милетской школы натурфилософии, автор трактата «О природе». Ему принадлежит одна из первых формулировок закона сохранения материи. Он учил, что части могут изменяться, но целое остаётся неизменным.
По его мнению, Земля покоится в центре мироздания и имеет форму шара. Луна светит не своим светом, а отражает свет Солнца. Само Солнце, по его представлениям, не меньше Земли по величине и представляет собой чистейший огонь. Анаксимандр первым создал небесный глобус и начертал карту мира, изобразив очертания суши и морей.
Анаксимен (около 585–525 гг. до н.э.) продолжил идеи милетской школы. Он утверждал, что:
1. Первоосновой мира является бесконечный и неопределённый по форме воздух, из которого возникает всё остальное.
2. Мир образуется из беспредельного воздуха, а все многообразие вещей — это воздух в разных состояниях. При разрежении (нагревании) из него возникает огонь, при сгущении (охлаждении) — ветер, облака, вода, земля и камни.
3. Земля абсолютно неподвижна, а все небесные тела движутся вокруг неё под воздействием мощных воздушных вихрей.
4. Человек состоит из воздуха: его тело и душа являются его различными проявлениями.
Анаксимен считал, что природа вечна, бесконечна и беспредельна, а её развитие происходит за счёт движущей силы — пневмы (греч. πνεῦμα — «дыхание», «дух»).
Гераклит (около 544–483 гг. до н.э.) прославился своими философскими изречениями: «Всё течёт, всё изменяется» и «В одну реку нельзя войти дважды».
Гераклит изобрёл диалектику. Он был отшельником-самоучкой: наблюдал за природой, записывал свои мысли, не имел учеников и избегал публичных выступлений.
Главная идея его учения — мир нестабилен, он подобен горящему костру. В основе всего сущего лежит огонь. По его мнению, Вселенная периодически погибает в мировом пожаре и затем возрождается вновь. Современная наука придерживается схожей концепции: Большой взрыв создаёт Вселенную, она расширяется, затем схлопывается, после чего появляется новая Вселенная со своими уникальными параметрами.
Гераклит утверждал, что каждый предмет сочетает в себе противоположности, и именно это является основой его существования и развития. Познать предмет можно лишь через его противоположность. Например, мы понимаем, что такое сытость, потому что знаем, что такое голод.
Единство и борьба противоположностей — ключевая идея диалектического материализма.
Гераклит считал, что природа материальна и не имеет творца. Бог, по его представлениям, — это образное понятие, вместилище всех противоположностей, существующих в мире. Он называл его Логосом — законом, по которому управляется Вселенная.
По его мнению, религии могут учить истине не потому, что они правы, а потому, что используют опыт, накопленный многими поколениями людей.
Пифагор (около 570–490 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, математик, теоретик музыки и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.
Школу Пифагора часто сравнивают с прообразом христианских монастырей и масонских лож. Он проповедовал учение о переселении душ, вегетарианство и концепцию «гармонии сфер».
Пифагор верил, что числа могут объяснить устройство Вселенной. В его учении каждому числу придавался сакральный смысл. По мнению Аристотеля, имя «Пифагор» означало «говорящий правду, как Пифия».
Древнегреческая религия и культура
Древние греки создали оригинальную религиозную систему, где основные представления о богах и верованиях передавались через мифы.
То, что на Востоке обычно выполняло жреческое сословие, в Греции смогло сделать искусство. Именно оно создало и сохранило духовное единство греков. Быть греком означало быть образованным, а основой образования служили произведения Гомера. Поэзия Гомера несла не только эстетическую, но и мощную воспитательную функцию.
Для греческого мышления характерно слияние эстетического и этического начал: всё прекрасное — поучительно, а всё поучительное — прекрасно.
Аристотель (384–322 гг. до н. э.) в своей работе «О душе» впервые изложил идею генезиса, развития — перехода от одной формы жизни к другой, а именно от растительного мира к животному и затем к человеку.
Аристотель считал, что разделение души и тела — невозможный и бессмысленный акт. Душа — это форма реализации способного к жизни тела, она не может существовать без него и не является телом. Он предполагал, что разум является результатом психической деятельности и придавал большое значение пониманию психических процессов, происходящих внутри личности, включая работу органов чувств, с помощью которых человек познаёт окружающий мир.
По Аристотелю, существует три вида души:
1. Растительная (способная к размножению и питанию).
2. Животная (помимо вышеуказанных функций обладает стремлением, движением, ощущением и памятью).
3. Разумная (только у человека, обладает способностью к мышлению).
Растительная и животная души смертны, они появляются и исчезают одновременно с телом. Разумная душа нематериальна и бессмертна.
Аристотель ввёл понятие нус (с греч. — мысль, ум, разум; латинский перевод — интеллект) — всеобщего разума. Нус служит хранилищем разумной части души человека после его смерти.
У новорождённого знания не осознаются, но актуализируются в процессе обучения и размышлений. Новое поколение людей добавляет что-то своё, и таким образом знания находятся в вечном развитии.
Аристотель также ввёл понятия чувствилища и ассоциаций. На этапе переработки знаний в общем чувствилище происходит выделение модальных ощущений (цвета, вкуса, осязания, запаха), их хранение и объединение в первичные системы образов и предметов.
Он выделил два типа мышления:
· Логическое
· Интуитивное(актуализация уже имеющихся у человека знаний, по аналогии с воззрениями Платона).
Учёный провёл разграничение между разумом практическим (направленным на руководство поведением) и разумом теоретическим (ориентированным на накопление знаний).
Регуляция поведения, по Аристотелю, может осуществляться как эмоционально, так и разумом.
Изречение «Познай самого себя» было написано на вратах Дельфийского храма.
Сократ (V–IV вв. до н. э.)
Познание, по Сократу, основывалось на обращении к внутреннему миру. Его стремлением было познание самого себя.
Он первым подошёл к душе как к источнику разума и нравственности.
Для Сократа самопознание — это не просто любопытство, а глубокая внутренняя потребность, необходимое условие хорошей и осмысленной жизни.
Сократ считал, что большинство людей живут неосознанно, не задумываясь о том, кто они и чего на самом деле хотят. Они плывут по течению, гонятся за ложными ценностями, принимают чужие мнения за свои собственные.
Но человек, стремящийся к мудрости и добродетели, прежде всего должен разобраться в себе:
· понять свои истинные желания, страхи, ценности;
· отделить подлинную сущность от навязанных обществом масок и ролей.
Только тогда, по его мнению, человек сможет жить в согласии с собой, принимать осознанные решения и быть по-настоящему свободным.
Идеи Сократа удивительно созвучны современной психологии. Он видел ценность не в небесных телах, а в бескрайней вселенной человеческой души. Именно он первым использовал слово «психика» как средоточие разума и характера.
Сократ утверждал, что никто не совершает зла по доброй воле. Люди поступают плохо только по неведению, потому что не понимают, в чём заключается истинное благо. Дайте человеку подлинное знание о добродетели — и он будет поступать правильно, поскольку это в его собственных интересах.
Познавая разницу между добром и злом, человек познаёт самого себя.
Сократ полагал, что существует абсолютное знание, абсолютная истина, которую человек может постигнуть в размышлениях и передать другим.
Он утверждал, что лучший способ познать свой внутренний мир — задавать себе вопросы и осознанно размышлять над ответами.
Сократ одним из первых поднял вопрос о необходимости создания метода, который помогал бы актуализировать знания, уже заложенные в душе человека.
Учёный впервые связал мыслительный процесс со словом в своей сократической беседе, из которой родилась его знаменитая диалектика.
Платон (428–348 гг. до н. э.)
Платон утверждал, что существует Мир Идей, являющийся первичным, истинным, вечным и неизменным, и Мир Вещей, который является вторичным, приходящим и изменяющимся. Душа — посредник между Миром Идей и Миром Вещей.
Платон выделял бытие (душу) и небытие (материю), которая, по его мнению, ничто без души. Идея, или душа, постоянна, неизменна и бессмертна.
Душа — хранительница разума и нравственности, она существует до рождения и после смерти организма. По Платону, душа состоит из трёх частей:
1. Вожделеющая
2. Страстная
3. Разумная
Вожделеющая и страстная части души должны подчиняться разумной, поскольку только она способна направить поведение человека на путь нравственности.
Платон впервые представил душу как структуру и сформулировал положение о внутреннем конфликте души. Он рассматривал несколько стадий формирования знаний, говоря об ощущении, памяти и мышлении.
Платон стал родоначальником дуализма в психологии, разделяя человека на два независимых и противоположных элемента:
· Материальное(несовершенное тело)
· Душу (которая содержит чистое знание)
Знание, по Платону, — это припоминание, осознание того, что уже хранилось в душе. У человека есть возможность проникнуть в истинную суть вещей, и связана она с интуитивным мышлением — с глубинным проникновением в душу, где хранятся истинные знания.
Они открываются человеку мгновенно и целиком, подобно инсайту (озарению), который позже описала гештальтпсихология.
«…Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель, вечно носились они над землёй, незримы оку…»
Гиппократ (460–370 гг. до н. э.)
Выдающийся врач Гиппократ жил раньше Платона и Аристотеля. По преданию, он принадлежал к восемнадцатому поколению династии врачей, которые утверждали, что ведут свой род от Асклепия — бога медицины и врачевания, воспетого Гомером.
Школе Гиппократа приписывается один из классических принципов медицины:
«Лечить не болезнь, а больного».
До настоящего времени все врачи принимают «Клятву Гиппократа».
Кровь имеет сходство с воздухом, лимфа — с водой, жёлтая желчь — с огнём, а чёрная желчь — с землёй. Если в организме человека жидкости смешиваются правильным образом, то человек будет здоров. Если соединение жидкостей неправильное, то происходит отклонение организма от нормы, появляются многие заболевания.
Учёный соединил свойства человека с четырьмя свойствами природы: сухостью и влажностью, теплом и холодом. Каждому свойству соответствовали четыре стороны света: север, юг, запад и восток.
· Сангвиник — восток. Такие люди живут обычно на востоке, в местах с хорошим климатом — тёплым и сухим. Они чаще всего упитанные, спокойные и приветливые.
· Холерик — север. Это люди, которые живут на севере, где преобладает холодный сухой климат. Они отличаются худощавостью, энергичностью и силой. Характер у людей севера упрямый и гордый. Наблюдается склонность к искусству и военному делу.
· Флегматик — юг. На юге мягкий и влажный климат, а воды сточные и затхлые. Поэтому такие люди вялые, сонливые и не очень переносят трудовую деятельность.
· Меланхолик — запад. На западе влажный и холодный климат. Это влияет на характер людей — они более хмурые и отличаются упорством.
Гиппократ в своём учении о темпераменте проводил параллели между преобладанием в организме одной из четырёх жидкостей и особенностями поведения человека.
· Холерик. В организме в большом количестве присутствует жёлтая желчь («холе» — желчь), она делает человека импульсивным и «горячим».
· Флегматик. От слова «флегма» — мокрота. В организме преобладает лимфа, поэтому человек спокойный и медлительный.
· Сангвиник. «Сангвис» — значит кровь. Такие люди подвижные и довольно весёлые.
· Меланхолик. В организме преобладает чёрная желчь («мелэна» — чёрная, «холе» — желчь). Под действием этой жидкости человек становится грустным и боязливым.
Для каждого темперамента характерны как положительные, так и отрицательные качества. Однако каждый человек может проявляться с положительной стороны — в случае хорошего воспитания, контроля и самоконтроля.
Отрицательные свойства:
· Меланхолик — замкнутость и застенчивость.
· Флегматик — безразличие и сухость.
· Сангвиник — непостоянство.
· Холерик — принятие поспешных выводов.
Положительные стороны:
· Меланхолик — впечатлительность, эмоциональность, переживание.
· Флегматик — сдержанность и ответственность, неспешность в принятии решений.
· Сангвиник — гибкость и энергичность, быстрая адаптация к любой работе.
· Холерик — страстность и энтузиазм.
По Гиппократу, основу человеческого организма составляют четыре сока:
· Слизь(вырабатывается в мозгу).
· Кровь(вырабатывается в сердце).
· Жёлтая желчь (из печени).
· Чёрная желчь (из селезёнки).
Как полагал Гиппократ, важным было понятие меры (кразис) в его концепции темперамента.
В определённой степени можно говорить о том, что Гиппократ был первым психологом, заговорившим об индивидуальных различиях и дифференциальной психологии.
Психология Пифагора
Пифагор (около 580 года до н. э.) – выдающийся философ, религиозный и политический деятель, математик, учёный, законодатель, педагог, музыкант, художник и, конечно, великий психолог и психотерапевт, хотя в то время такие термины не употреблялись.
В Древнем Египте искусству жреца обучали только тех, кто был способен выдержать определённую систему испытаний, в том числе психологический отбор.
Выяснялись биографические данные кандидата, уровень его образованности, оценивалась внешность, а также умение вести беседу. Далее следовали испытания огнём, водой, страхом, преодоление в полном одиночестве мрачных подземелий и другие испытания. Есть сведения, что Пифагор успешно прошёл эту суровую систему испытаний.
Более 30 лет Пифагор обучался сначала в Греции, затем в Египте, а потом в Вавилоне. Он был компетентен во всех науках и считал, что у всех людей разные способности. Пифагор пришёл к выводу, что душа не умирает вместе с телом, а развивается по своим законам, её цель – очищение.
Вклад Пифагора (это не имя, а прозвище, означающее «убеждающий словом, прорицатель»), по свидетельству Аристотеля, был настолько велик, что современники говорили: «Есть боги, люди и Пифагор».
Люди обожествляли его, настолько он был совершенен внешне, умен, благороден и всегда спокоен.
Многие его достижения актуальны и сегодня, а до некоторых мы уже никогда не поднимемся, так как они относились к «тайным знаниям».
При высочайшей самодисциплине и моральной принципиальности он всегда оставался мягким, доброжелательным, спокойным человеком.
По словам Диогена Лаэртского:
«Философию „любомудрием“, а себя философом „любомудром“ впервые стал называть Пифагор… Мудрецом же, по его словам, может быть только Бог, а не человек. Философ – это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости».
Он чётко обозначил цель и назначение философии: она должна быть любовью к Богу и взысканием Истины и Премудрости Божией («Семена Бога – Слова»).
Психологические взгляды Пифагора
Пифагор говорил:
«Никогда нельзя избирать ни законодателем, ни начальником того, кто не умеет управлять в собственном доме».
Одним из важнейших психотерапевтических приёмов поддержания здоровья и его совершенствования является ордунг-терапия — это психотерапевтический метод, основанный на приведении порядка в жизни человека. Он предполагает структурирование повседневных дел, пространства и мыслей для снижения стресса, повышения контроля над собой и улучшения психического благополучия.
Пифагор отрицал равенство душ – он считал, что равенства нет в природе вообще, так как у всех людей разные способности. Он настаивал на необходимости поиска одарённых людей и их специального обучения.
У Пифагора акцент образования смещён с овладения знаниями о мире на познание самого себя, без которого невозможно существование человека.
Пифагор говорил о «заботе о себе», которая включала:
· самопознание и рефлексию;
· заботу о своём физическом здоровье (питание, физические упражнения, умеренность);
· заботу о государстве (как правителя о подданных);
· уход за больными и ранеными.
«Иначе говоря, вокруг заботы о себе разворачивалась деятельность, в которой тесно переплетались работа над собой и общение с другими».
Современники воспринимали Пифагора как мага и кудесника. Он, по сути, «обновлял» человека, делая его лучше.
Именно с подачи Пифагора в античной культуре «проблема человеческого Я» превратилась в самостоятельную, самую острую и жгучую:
На что способен человек? Что следует ему ожидать от самого себя?
Пифагор придавал особое значение смеху и походке людей.
«Смех – самое несомненное указание на характер человека, и никакое притворство не может скрыть злобный смех».
Большое внимание пифагорейцы уделяли медицине и психотерапии. Они разрабатывали приёмы улучшения умственных способностей, тренировали умение слушать и наблюдать.
Во время своего пребывания в Вавилоне он творчески перенял ряд идей Заратустры, в первую очередь единобожие, а вавилонские маги посвятили его в тайны чисел.
Наследие Пифагора делится на науку и мистерию.
Мистическая религия предназначалась для души и раскрывалась через озарения.
Пифагор применял и совершенствовал мистерии, вводящие человека в спокойный транс.
Он говорил:
«Всё на свете обязательно гармонично».
«Космос гармоничен, потому что все составляющие его элементы абсолютно согласованы в единое и неделимое целое. Молчание – начало мудрости. Освободись от одержимости суетой, грехами и прислушайся – и ты обязательно найдёшь эту гармонию в себе и вокруг».
Философия (филос – любить, софия – мудрость) – это любомудрие.
Что есть добродетель? – Разумная философия, претворённая в действие.
«Мы бы избежали большинства межличностных недоразумений, если бы точно и в одинаковом смысле употребляли слова».