После Тамбова с его архивом мне была одна дорога – в Москву, в Российский Государственный Архив Древних Актов! И вот 10 марта 2015 года я оказался там!
Перешагнув порог читального зала, вдруг почувствовал необычайную ауру этого места. На душе стало легко и радостно, казалось, что и тело приобрело при этом необычайную лёгкость. Нечто подобное однажды уже пришлось испытать. Осенью 2000 года довелось вновь, через три десятка лет, перешагнуть порог здания начальных классов школы № 15 (бывшей 49) станицы Роговской, здания, где в 20-х годах располагалась коммуна «Всемирная дружба», а в начале 70-х я учился во 2 классе.
Само здание архива старинное, и, как гласит мемориальная доска, «памятник истории и культуры. Московский архив министерства юстиции. 1886 г. Архитектор А. И. Тихобразов. Здесь работали ученые Н. И. Калачёв, Д. Я. Самоквасов, Д. В. Цветаев и другие деятели русской культуры». Правда, то был, видимо, не тот Калачов Н. В., знакомый мне по «Писцовым книгам VI века» и осветивший местности Ярославской, Тверской, Витебской, Смоленской, Калужской, Орловской, Тульской губерний, но всё равно приятно. Жаль только, что ни один из деятелей русской историографии так и не издал писцовых книг интересующего меня Мценского уезда! Ну что ж, нет худа без добра, стану первопроходцем!
Сотрудники читального зала тоже оказались людьми весьма приятными. Настроение было приподнятым, и я приступил к своим изысканиям. Умудрённый тамбовским опытом, теперь я пошёл правильным направлением поиска: решил «оттолкнуться» от Федоса Кривенцова, узнать, кто же его отец.
Где искать? В «Книге переписной однодворцев, государственных черношосных, монастырских и помещичьих крестьян станов по рр. Вороне и Саволе Тамбовского уезда»[1].
Вот и знакомое село Коростелёво. Книга была составлена «по сказкам 1745 году марта 14 дня».
Первые находки не заставили себя долго ждать: «Автомон Макаров сын Глотов 106(!) лет. (Ничего себе возраст! Наверное, ошибка.) У него у Автомона сын Прокофей 29 лет, у него Автомона зять Лазарь Спиридонов сын Толмачёв 43 лет. У него Лазаря после переписи родились дети: Василий 18 лет, Герасим 9 лет.
Написанных в прежней переписи взятых в ландцмилицию Никиты и Герасима Глотовых после переписи рождённые дети: у Аникиты сын Мирон 4 лет, у Герасима сын Родион 4 лет»[2].
«Написанного в прежней переписи умершего Пафома Григорьева сына Репина рождёные дети: Фёдор 19 лет, Афиноген 13 лет»[3].
Внимательнейшим образом просматриваю все другие страницы книги, надеясь увидеть «главную», свою, фамилию! Тщетно – самого главного не находилось! Вопросы: где Кривенцовы и кто родил Федоса, повисли в воздухе. Ответа не было. Разочарованный, принялся я за дальнейшие поиски.
И вот, в «Книге переписной однодворцев, помещичьих крестьян Тамбовского уезда»[4] читаю: «Той же деревни Коростелёвой однодворцы…
719 году: Микифор Понамарёв 35 лет (в 1719 году), к 1722 г. сшёл безвестно. У него во дворе Антамон Макаров сын Глотов 80 лет (Значит то была не ошибка, и 26 лет спустя, в 1745 г., ему стукнет 106!), у него сын Прокофей 3 лет, у него зять Иван Акимов сын Набережин 60 лет (к 1722 г. оной Иван умре), у него брат Леонтей 90 лет (к 1722 оной Леонтей умре).
722 году: по доношению ево Антамона Глотова объявлено у него дети: Никита 20 лет, Герасим 3 лет. Зять однодворческой сын Лазарь Спиридонов сын Толмачёв 20 лет, да зятя ево Ивана Акимова сына Набережнева сын Иван 18 лет, да внук родной Филат Ефимов 9 лет, да племянники родные Ананя 20 лет, Федот 6 лет, Леонтей 17 лет.
По сказке объявлено у Автамона Глотова новорождёной племянник Матвеей Анафибин сын 10 недель. Оного Матвея по указу в оклад числить не велено»[5].
Крепкого здоровья оказался, однако, этот мой предок Антамон! В восемьдесят лет родить сына (Герасима) не каждому по силам! От чего и куда «сшёл безвестно» хозяин двора Микифор теперь, пожалуй, и не узнать!
Затем объявляется первый Репин, тоже не в собственном дворе: «719 году: Лаврентий Неудахин 70 лет, у него брат Давыд 50 лет.
722 году: По доношению ево Неудахина объвлено: у него дети: Александр 14 лет, Лукьян 12 лет, да племянник родной Едоким Давыдов 11 лет, двоюродной племянник Пафом Григорьев сын Репин 28 лет»[6].
Далее: «По доношению Ефремовского уезду села Мешнянского городовой службы Бориса Денисова сына Кривенцова с товарищи которые по поданным сказкам писаны в селе Саюкине и из того села выключены. А имянно:
719 году: Борис Денисов сын Кривенцов 60 лет, у него сын Савелей 10 лет, приёмыш Аврам Лукьянов сын Щуров 45 лет.
722 году: По доношению объявлено у него у Бориса сын Семион 6 лет, у Аврама Щурова сын Семён 6 лет.
Лукьян Акимов сын Шеталов 52, у него сын Парфён 2.
Степан Фёдоров сын Гриднев 60, у него дети: Аврам 12, Ефрем 10»[7].
Опять приёмыш! Это начинало утомлять. Как сто лет – так сюрприз. Гадай теперь, не Щуров ли ты на самом деле? И кто такие товарищи? Лукьян Акимов сын Шеталов да Степан Фёдоров сын Гриднев, и только? Неясно. Ясно пока одно: предок мой Борис Денисов сын Кривенцов городовой службы солдат и прибыл он (со товарищи) в начале ХVIII в. в деревню Коростелёво из села Мешнянского Ефремовского уезду через село Саюкино Тамбовского уезда. Мои предположения относительно «Ефремовского следа» своих предков пока подтверждались!
Некоторые жители села Мучкап имели звание «городовой службы солдат скитающих безземельных и безродных» (некто Кузнецов, например), у иных прежним местом жительства были Малые, Средние и Большие Пупки Козловского уезда (некто Ненашев).
«Итого в показанном селе Коростелёве мужеска полу … положено в подушной оклад – 355»[8].
В «Переписной книге Стрелецкой, Пушкарской и Полковой слобод г. Тамбова, сёл и деревень Тамбовского уезда переписи стольника и воеводы Ф. Дурново»[9] за 1704 год в «деревне Коростелёво, что на реке Вороне», насчитывалось всего 11 дворов полковых казаков: Коростелёва, Максимова, Любимова, Кирилова, Кузнецова, Ефремова, Пишкова и др. Интересующих меня фамилий не наблюдалось.
Итак, в 1719 году предок мой Борис Денисов сын Кривенцов находился уже в Коростелёве, в 1704 году там его ещё не было. Поищим его в том же году в селе Саюкине.
«Село Саюкино, Архангельское тож. В нём цёрковь Архангела Михаила. Священник Трифон Афонасьев. Священник Мина Сергеев, у него сын Артемий 6 лет»[10].
Дьячки: Попов, Звягин, Пономарев, Попов…
Дворяне: Корвунов (?), Медведев, Курбатов, Копылов, Селехов, Селехов, Тарасов, Черкашенин, Бурцов, Филатов, Подколзин, Моняхин, Коротеев, Чеховской (?), Хадаев, Афанасьев, Авсянников, Моняхин, Моняхин, Моняхин, Харланов, Абъетков, Триалтынов (?), Криволапов, Попов, Кузнецов, Чернецов, Судоплатов, Носов, Подонский (?), Клазмин (?), Репинский, Чернецов, Дьяков, Пелперин (?), Чеснаков (?), Михайлов, Коротеев, Сафонов, Кашенцов, Картавый, Филатов, Гриднев, Морев (?), Жиров, Вепринцев,
«Двор Дарафея Артемьева сына Кривенцова, служит с 702 году. У него брат Игнат … земли по 40 чети. У них дворовые крепостные люди Федот Васильев, Иван Власов, Павел Власов, Григорей Кузьмин, Лазарь Кузьмин, Сава и Марка Кузьмины, двое Ермаковых»[11].
Толстов, Козлов, Самойлов, Пешков, Арчаков (?), Каменев, Толстой, Должиков, Лепшин (?), Поляков, Осипов, Стрепков, Толстов, Толстов, Толстов, Григорьев, Субочев,
«Двор Касьяна Кондратьева сына Кривенцова (Ба! Да это же мой старый знакомый по «Докладам и приговорам Правительствующего Сената»). Служит с 703 году, у него сын Матвей ...да племянник Ларион Иванов сшёл с Елецкого уезду села Сторожевой был рейтарской помещик, земли 40 четь»[12].
Роспопов, Григорьев.
«Двор Исая Миронова сына Кривенцова. Служит с 703 году. У него отец Мирон стар. Земли 40 четь»[13].
Ермаков, Анненков, Фарафонов, Мухортов, Картавой, Анненков, Пьяной, Анненков.
«Двор Ивана Петрова сына Кривенцова… у него брат Антон 7 лет, земли 40 четей»[14].
Дерябин, Нефёдов.
«Двор Михайлы Дементьева сына Кривенцова, у него зять Леонтей Семёнов сын Левцов, земли 40 четей»[15].
Ханин, Анцыпов, Рощупкин, Харланов, Пепершин (?), Дьяков, Кузнецов, Щукин, Пенин (?), Минаев, Черкашенин, Толмачёв, Гриднев, Микишин(?), Еротин (?), Топорков (?), Добовщиков (?), Копылов, Шитов, Анненков, Моняхин, Шеин (?).
«Двор Павла Фотеева сына Кривенцова, у него племянник Савелей 11 лет, у него зять Иван Трифонов сын Руднев, земли за ними 40 четвертей»[16].
Маняхин, Ханин, Субочев, Шеталов, Руднев, Боков.
Шесть дворов Кривенцовых, и ни в одном Бориса Денисова сына не обнаружено.
[1] РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Ч. 2. Д. 3504.
[2] Там же. Л. 405.
[3] Там же. Л. 410.
[4] РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Ч. 2. Д. 3496.
[5] Там же. Л. 515, 516 об.
[6] Там же. Л. 517-518.
[7] Там же. Л. 526 об.-527.
[8] РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Ч. 2. Д. 3496. Л. 530 об.
[9] РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Ч. 1. Д. 1142. Л. 869 об.
[10] Там же. Л. 898.
[11] Там же. Л. 902.
[12] Там же. Л. 903 об.
[13] Там же. Л. 904.
[14] Там же. Л. 904 об.
[15] Там же. Л. 905.
[16] Там же. Л. 907.
В том же Саюкине, Михайловском приходе, в 1714 году в «Книге переписной начальных людей, дворян, пушкарей, стрельцов, полковых казаков, солдат Пушкарской, Стрелецкой, Полковой и Покровской слобод г. Тамбова, дворян и детей боярских, солдат, казаков, станичников и др. служилых людей, бобылей сёл и деревень за «Тамбовским Ценским большим заповедным лесом» Тамбовского уезда»[1] отыскались следующие Кривенцовы:
«Пётр Кондратьев сын Кривенцов шти десят пяти, вдов, у него внучата Мина восьми, Фома семи да у него Петра сын Антон двадцати шти лет. С того двора после переписи 713 убыло: ево Петра сын Иван взят в драгуны. В 706 и дети Ивановы Филип, Кондратей, Семён померли тому другой год»[2].
«Афонасей Назаров сын Кривенцов тридцати лет, у него сын Борис… Ис того двора после переписи 713 году убыло: Афонасьев дядя Павел взят в драгуны, а племянник Афонасьев Сава послан на Осеред в работу в нынешнем году, а Афонасьев сын Иван умер в 706 году»[3].
«Мирон Герасимов сын Кривенцов девяносто лет, у него внук Артём двадцати лет, у него Артемья брат Анисим двенадцати. Ис того двора после переписи 713 года убыло: сын его Епифан взят в драгуны в 706 году, а свойственник Иван послан на Осеред в работу в нынешнем 714 году»[4].
Что за Осеред такой? До 1711 года так называлась крепость на левом берегу Дона, при впадении реки Осередь, ныне город Павловск Воронежской обасти. Именно в Павловск (небольшой городок на большой реке) планировал перебраться с семьей (в том числе уже и со мной) в конце 60-х из г. Сыктывкара мой отец, Николай Павлович Кривенцов, даже не подозревая, что более двух с половиной веков назад родственники Кривенцовых («племянник Афонасия Сава и свойственник Мирона Иван») уже успели там свои «руки приложить»! Планам не суждено было сбыться, судьба вновь закинула на Кубань, в станицу Роговскую, но Павловск с тех пор стал почти родным.
Неким образом Павловск коснулся и автора этих строк. Из стен Павловского педагогического училища вышло много талантливых людей, которыми город вправе гордиться. К ним относится и прекраснейший человек, герой (о чём свидетельствуют его награды: два ордена Отечественной войны 2-й степени и два 1-й, орден Славы 3-й степени, медаль «За взятие Кенигсберга» и др.) Великой Отечественной войны Литвинков Степан Сергеевич, преподававший высшую математику студентам группы ТМ-793 Воронежского технологического института в начале 80-х, запавший в душу одного (по крайней мере) из них.
«Касьян Кондратьев сын Кривенцов пятидесяти пяти лет, у него сын Яков двадцати трёх лет. После переписи 713 года Касьянов сын Матвей в 706 г. взят в драгуны»[5].
«Итого в селе Саютине Архангельского приходу по переписи 714 году на лицо (дворов) дворянских сто двадцать один (из них четыре – Кривенцовых), вдовьих драгунских и салдацких жён шесть, бобыльских один. В них людей дворянских мужеска полу тысяча двести двадцать три»[6].
И вновь мой предок Борис Денисов сын Кривенцов не обнаружил следов своих в селе Саюкино[7]! Что мне оставалось делать?
Оставалось связать его с Федосом Федосовым сыном Кривенцовым и решить вновь возникшие опасения на счёт Щуровых.
Ещё раз, во второй уже, вновь перечитываю с бо́льшим вниманием в «Книге переписной однодворцев, государственных черносошных, монастырских и помещичьих крестьян станов по рр. Вороне и Саволе Тамбовского уезда» страницы, относящиеся к селу Коростелёву – нет Кривенцовых! Где же они бродят эти Борискины дети и внуки?
[1] РГАДА. Ф. 350. Оп. 1. Д. 404. Л. 146–161.
[2] Там же. Л. 146-146 об.
[3] Там же. Л. 151-151 об.
[4] Там же. Л. 155.
[5] Там же. Л. 155 об.-156.
[6] Там же. Л. 161.
[7] А ведь он там был! На л.157, во дворе своего шурина Ивана Семёнова сына Золотарёва. Судя по указанному возрасту (45 лет), в 1704 году Б. Д. Кривенцов пребывал уже в Саюкине.