Найти в Дзене
Гараж №836

Новые правила утильсбора: что пошло не так и чего ждать дальше?

Привет, автолюбители! Наверняка вы уже наслышаны о том переполохе, который наделала новость о повышении утилизационного сбора с 1 мая 2025 года. Что ж, наступил май, но... тишина. Давайте разберемся, что происходит и стоит ли готовить кошельки к удару. Если кратко, то властям не нравится, что многие перевозчики используют лазейку, ввозя машины в Россию через страны ЕАЭС (Казахстан, Киргизия, Армения, Беларусь). Схема простая: растаможил авто в Казахстане или Киргизии, заплатил там меньшую пошлину, а потом — бац! — и уже катаешь его по Москве без дополнительных сборов. Всё благодаря единому таможенному пространству. Государственная казна, конечно, недосчитывается денег, и тут на сцену выходит новая формула расчета утильсбора, которая должна была заработать с 1 мая. По задумке, новый сбор учитывал бы реальную рыночную стоимость машины, а не ту, которую "нарисовали" при первичной растаможке. Как бы считали утильсбор по-новому? Формула выглядит так: Утильсбор = УСед + (Рс – Cз) * 0,5 Где:
Оглавление

Привет, автолюбители! Наверняка вы уже наслышаны о том переполохе, который наделала новость о повышении утилизационного сбора с 1 мая 2025 года. Что ж, наступил май, но... тишина. Давайте разберемся, что происходит и стоит ли готовить кошельки к удару.

Что хотели изменить?

Если кратко, то властям не нравится, что многие перевозчики используют лазейку, ввозя машины в Россию через страны ЕАЭС (Казахстан, Киргизия, Армения, Беларусь). Схема простая: растаможил авто в Казахстане или Киргизии, заплатил там меньшую пошлину, а потом — бац! — и уже катаешь его по Москве без дополнительных сборов. Всё благодаря единому таможенному пространству.

Государственная казна, конечно, недосчитывается денег, и тут на сцену выходит новая формула расчета утильсбора, которая должна была заработать с 1 мая. По задумке, новый сбор учитывал бы реальную рыночную стоимость машины, а не ту, которую "нарисовали" при первичной растаможке.

Математика новой формулы

Как бы считали утильсбор по-новому? Формула выглядит так:

Утильсбор = УСед + (Рс – Cз) * 0,5

Где:

  • УСед — старый фиксированный сбор
  • Рс — средняя стоимость автомобиля по перечню ФТС
  • Сз — ваши документально подтвержденные затраты на покупку

На практике это означало бы, что, например, для нового Geely Monjaro утильсбор мог бы вырасти почти вдвое — с 667,4 тыс. до 1,167 млн рублей! Неслабо, правда?

Почему не заработало?

-2

По информации от инсайдеров, правительство пока не успело принять этот проект. И неизвестно, примут ли его в текущем виде вообще. Многие участники рынка считают, что перечень средних стоимостей автомобилей составлен не совсем корректно: где-то цены завышены, где-то занижены.

Большинство дилеров, работающих с параллельным импортом, заранее почуяли неладное и начали массово ввозить автомобили до 1 мая, чтобы успеть растаможить их по старым ставкам. Сейчас все замерли в ожидании — что же будет дальше?

Что происходит на рынке?

"Все затаились и ждут финального решения," — так описывает ситуацию Елена Лисовская, известный автоблогер и эксперт по параллельному импорту. По её словам, многие продавцы заранее завезли внушительные партии машин из Казахстана и других стран ЕАЭС.

Популярностью пользуются и дилерские автомобили из Казахстана, и китайские модели Toyota, Skoda, Geely, Zeekr, ввезенные через соседние государства.

На рынке всё ещё можно найти немало таких автомобилей. Например:

  • Audi Q7 2018 года с пробегом 112 тыс. км за 3,25 млн рублей (из Беларуси)
  • Kia K5 2020 года с пробегом 147 тыс. км за 2,05 млн рублей (из Киргизии)
  • Новенький Kia Seltos 2024 года за 1,94 млн рублей (тоже киргизская таможня)

Что будет с ценами?

-3

Если новые правила всё-таки утвердят, эксперты ожидают роста цен на машины из ЕАЭС на 20-30%. Некоторые продавцы уже решили не рисковать и переключились на прямой ввоз через российскую таможню.

"На автомобили из Беларуси или Киргизии теперь придется платить повышенный коммерческий утиль, поэтому актуальнее становится прямой ввоз в Россию на физлицо, с льготным утилем всего в 3,4 тыс. рублей," — рассказал один из продавцов, предлагающий новый Geely Monjaro за 3,35 млн рублей.

Кстати, важный момент для тех, кто планирует сам привезти машину: физлицам по-прежнему достаточно будет заплатить всего 3,4 тыс. рублей утилизационного сбора. Главное условие — не продавать автомобиль в течение года, иначе налоговая доначислит полный утильсбор.

Что делать сейчас?

Если вы планировали покупку авто из параллельного импорта, сейчас самое время присмотреться к тем машинам, которые уже растаможены по старым правилам. Их пока достаточно на рынке, но запасы могут быстро таять.

А дальше будем наблюдать за развитием событий. Примет ли правительство новые правила? В каком виде? И когда? Остается только ждать и готовиться к тому, что импортные автомобили, скорее всего, станут еще дороже.

А вы что думаете об этой ситуации? Планируете ли покупку авто в ближайшее время или решили повременить? Делитесь в комментариях!