Найти в Дзене

Современные подходы и технологии сопровождения детей с ТНР. Балансировочный комплекс Бильгоу

Авторы: И. П. Верзакова — учитель-дефектолог МАДОУ д/с № 144, г. Златоуст, С. А. Сибирцева — учитель-дефектолог МАДОУ д/с № 144, г. Златоуст В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, недостаточно использовать традиционные технологии. Все чаще возникает необходимость поиска новых подходов, технологий и приемов для устранения недостатков речи, способствующих росту мотивации у дошкольников, обеспечивающих эффективность и качество коррекционной работы. Балансировочный комплекс Бильгоу является одним из наиболее эффективных методов развития мозжечка. Применяя данную методику в комплексе с различными коррекционными методами и приемами, возможно достичь высокого уровня обучаемости ребенка — для детей с ТНР это очень актуально. Формирование новых (резервных) нейронных связей улучшает все виды памяти, восприятие устной и письменной речи, аналитические способности, навык чтения, а при нарушении речевого развития значительно ускоряется процесс коррекции и запуска речи. Что такое мозжечковая

Авторы: И. П. Верзакова — учитель-дефектолог МАДОУ д/с № 144, г. Златоуст, С. А. Сибирцева — учитель-дефектолог МАДОУ д/с № 144, г. Златоуст

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, недостаточно использовать традиционные технологии. Все чаще возникает необходимость поиска новых подходов, технологий и приемов для устранения недостатков речи, способствующих росту мотивации у дошкольников, обеспечивающих эффективность и качество коррекционной работы.

Балансировочный комплекс Бильгоу является одним из наиболее эффективных методов развития мозжечка. Применяя данную методику в комплексе с различными коррекционными методами и приемами, возможно достичь высокого уровня обучаемости ребенка — для детей с ТНР это очень актуально. Формирование новых (резервных) нейронных связей улучшает все виды памяти, восприятие устной и письменной речи, аналитические способности, навык чтения, а при нарушении речевого развития значительно ускоряется процесс коррекции и запуска речи.

Что такое мозжечковая стимуляция?

Мозжечковая стимуляция — это современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии.

Цель мозжечковой стимуляции — синхронизировать работу центров мозга, ответственных за познавательные, речевые и двигательные функции, а также развить зрительно-моторное взаимодействие и координацию.

При ТНР проявляются трудности формирования и развития не только всех компонентов речевой системы, но и двигательной сферы — общей, мимической, мелкой и артикуляционной моторики.

Балансировочный комплекс Бильгоу

При использовании балансировочного комплекса Бильгоу поставлены следующие задачи.

Развивать речедвигательные навыки, связную речь, зрительное внимание, артикуляционную и общую моторику, творческую деятельность, психические процессы, стимулировать деятельность вестибулярного аппарата.

Стимулировать речевую активность детей, обучать навыкам релаксации, способам поднятия настроения.

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Этапы использования доски Бильгоу

  1. Освоение балансира.
  2. Комплекс упражнений с мешочками с крупой.
  3. Комплекс упражнений с мячом-маятником.
  4. Комплекс упражнений с цветной рейкой.
  5. Комплекс упражнений с набором мячей.
  6. Комплекс упражнений с мишенью обратной связи.
  7. Комплекс упражнений с телескопической стойкой и мишенями.

Когда ребенок овладевает хотя бы одним этапом использования балансировочной доски, предлагаются речевые игры и упражнения. Они могут быть направлены на:

— автоматизацию звуков;

— формирование словаря и развитие грамматического строя речи;

— развитие фонематического слуха и формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Освоение балансира

Ребенок стоит на поверхности доски, которая укреплена на округлой основе, что и заставляет его балансировать в попытках удержать равновесие. Ребенку приходится балансировать и в положении стоя выполнять различные упражнения.

При освоении балансира мы можем работать над автоматизацией поставленного звука. Стоя на доске, переносим центр тяжести на левую ногу, произносим слог, затем на правую ногу, произносим другой слог или повторяем этот же, например: «Ра-ро-ры-ру. Ра-ра — вот высокая гора».

С целью развития фонетико-фонематических процессов используется следующее упражнение. Ребенок в положении «сидя по-турецки» раскачивает доску, удерживая равновесие. В это время проводится повторение звуковых дорожек, например, дифференциация по твердости — мягкости, звонкости — глухости (за-са-ца, ша-жа-ща, ся-ся-ча).

Комплекс упражнений с мешочками с крупой

Правильное выполнение упражнений с сенсорными мешочками служит залогом развития зрительно-моторной координации, мелкой моторики, оптического восприятия пространства, моторной ловкости ребенка, межполушарного взаимодействия.

Для достижения высокой эффективности и ожидаемых результатов от занятий с использованием мешочков очень важно, чтобы ребенок соблюдал предусмотренную технику выполнения упражнений, в частности, правильно располагал руки и корпус в пространстве, подкидывал мешочки.

При выполнении таких упражнений тренируется дыхание, закрепляется правильное произношение звука, закрепляется умение подбирать прилагательное к существительному и согласовывать числительное с существительным, употребление уменьшительно-ласкательных существительных. Также мы предлагаем детям разучивание стихотворений с автоматизацией поставленного звука.

Комплекс упражнений с мячом-маятником

Практика показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом. Игры и упражнения с мячом:

— отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению;

— освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях;

— помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи;

— развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей;

— используются для профилактики нарушений пространственной ориентировки, приводящей к дисграфии;

— могут быть направлены на развитие фонематического восприятия и закрепление правильного произношения, дифференциации звуков.

Комплекс упражнений с цветной рейкой

Цветная рейка используется совместно с мячом-маятником.

Мяч-маятник располагается перед ребенком на расстоянии согнутой руки — так, чтобы тот мог его коснуться. Взгляд ребенка фокусируется попеременно на мяче-маятнике и на цветной рейке.

Комплекс упражнений с набором мячей

Большинство упражнений можно выполнять пустотелым мячом и мячом-попрыгунчиком. Сложность регулируется расстоянием до специалиста, который бросает мяч (чем расстояние больше, тем сложнее).

Комплекс упражнений с мишенью обратной связи

Правильное выполнение упражнений с мишенью обратной связи служит залогом развития зрительно-моторной и сенсомоторной координации, мелкой моторики, оптического восприятия пространства, моторной ловкости, ориентации во времени и пространстве, кинестетической чувствительности, скорости обработки информации, концентрации и переключения внимания, навыков счета и счетных операций.

  1. Артикуляционная гимнастика — попасть мячом в картинку и выполнить артикуляционное упражнение.
  2. Попасть в картинки с заданным звуком мячом-попрыгунчиком.
  3. Попасть мячом-попрыгунчиком в заданную цифру на доске; поймать и сосчитать заданный предмет (например, одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок) — согласование существительного с числительным; составить предложение из трех, четыре, пяти слов.
  4. Попасть мячиком в заданный цвет (синий/красный/зеленый). Задания могут быть направлены на закрепление гласных звуков, на дифференциацию твердости — мягкости.
  5. Разместить картинки с автоматизируемым звуком на напольной доске и попросить ребенка попасть мячом в те картинки, в названиях которых звук [р] находится в начале, затем — в середине и в конце слова.

Для соотнесения первого звука слова — названия цвета используем напольную доску.

Комплекс упражнений с телескопической стойкой и мишенями

Ребенок мячом или мешочком попадает в телескопическую стойку с мишенями и выбивает цифру на цветной рейке. Цель — по сигналу учителя-логопеда отбить мячом-маятником сегменты одного цвета (или разных цветов).

Можно использовать предметные, сюжетные картинки по лексическим темам для составления связного рассказа.

После применения данной технологии дети с ТНР могут самостоятельно включаться в игру, играть вдумчиво и заманчиво, она дает детям возможность ощутить уверенность в своих силах и раскрепоститься. Речь обогащается как количественно, так и качественно.

Дети с удовольствием занимаются на балансировочной доске. Игровая физкультура полезна для развития речи и является интересным способом закрепления речевых навыков. Такие «уроки» не вызывают у малышей страха, негатива или боязни не выполнить задание.

Несмотря на то, что вся программа в целом кажется довольно простым набором упражнений, не стоит забывать, что при этом ребенку нужно пытаться постоянно балансировать на доске, не падать и выполнять заданные игры и упражнения.

Методика Бильгоу доказала свою эффективность: она убирает то, что мешает, помогает там, где это возможно. И чем больше помощников у ребенка, чем лучше работает его мозг, чем правильнее и быстрее он справляется с задачами, тем успешнее он развивается, а его речь быстрее улучшается.