Найти в Дзене
Движущиеся картинки

Как воспитать в себе вкус к хорошему кино?

Киношники постоянно публикуют в своих каналах посты на тему как снимать кино. Абсурд. Снимать кино может каждый. А вот как научиться смотреть кино? Эта задача мне кажется намного более сложной. Современного зрителя завалили всякой ерундой по мотивам сказок, слезливыми историями с непонятной моралью, квазиисторическими анекдотами и пустяками, популяризирующими идею добра в сферическом вакууме. Как прорваться через этот бессмысленный шум к чему-то по-настоящему ценному? Кино, по идее, должно развивать вкус, ум и чувства, но как это сделать фильмами про Пушкина, читающего рэп, и Кракена, нападающего на подводную лодку? Высокое кинематографическое начальство не скрывает, что его главная цель — заполнение залов (читай — прибыль), а критики хвалят все новинки подряд без разбора. Вкус испортился настолько, что зрители теперь описывают свои впечатления от просмотра фильмов в гастрономических терминах. Еще одна то ли беда, то ли наоборот, еще непонятно, — азиатские аниме, заполнившие стримингов

Киношники постоянно публикуют в своих каналах посты на тему как снимать кино. Абсурд. Снимать кино может каждый. А вот как научиться смотреть кино? Эта задача мне кажется намного более сложной.

Кадр из фильма "Кракен", 2025
Кадр из фильма "Кракен", 2025

Современного зрителя завалили всякой ерундой по мотивам сказок, слезливыми историями с непонятной моралью, квазиисторическими анекдотами и пустяками, популяризирующими идею добра в сферическом вакууме. Как прорваться через этот бессмысленный шум к чему-то по-настоящему ценному?

Кино, по идее, должно развивать вкус, ум и чувства, но как это сделать фильмами про Пушкина, читающего рэп, и Кракена, нападающего на подводную лодку? Высокое кинематографическое начальство не скрывает, что его главная цель — заполнение залов (читай — прибыль), а критики хвалят все новинки подряд без разбора. Вкус испортился настолько, что зрители теперь описывают свои впечатления от просмотра фильмов в гастрономических терминах.

Еще одна то ли беда, то ли наоборот, еще непонятно, — азиатские аниме, заполнившие стриминговые платформы. Подумаю об этом позже.

В большинстве случаев мы смотрим фильмы, чтобы слиться с героем и представить себя внутри истории. Такая синхронизация наших чувств с событиями на экране отключает ум и включает архаическую часть нашего существа. Для многих сегодня вайбовый бездумный просмотр фильмов свидетельствует об их качестве, но на самом деле это пустая трата времени. Такие фильмы можно сравнить с потреблением сахара — быстрые углеводы дают ощущение приподнятости, но через пару недель вы уже не вспомните деталей фильма.

Позволю себе несколько простых советов.

Включайте в свою зрительскую программу фильмы, которые смотрятся на внутреннем сопротивлении. Это могут быть старые ленты, которые в силу своей принадлежности к другому времени, не смогут легко затягивать вас внутрь сюжета. Или авторские фильмы, которые требуют определенной интеллектуальной работы. Полезно иногда смотреть провокационные ленты, вызывающие возмущение вашего сознания, вроде работ Йоргоса Лантимоса, Ларса фон Триера или Луиса Бунюэля. Не хочется? Преодолейте себя.

Отличный материал для самостоятельного самообразования — советские фильмы. В СССР считалось, что кино должно развивать, поэтому снято много высокохудожественных лент. И речь не только про признанных классиков, таких как Андрей Тарковский, Сергей Эйзенштейн и Михаил Калатозов. Серьезные вклад в отечественный кинематограф сделали Игорь Таланкин, Виктор Туров, Григорий Чухрай, Лариса Шепитько и другие.

Второй важный момент — подпитка себя философскими и этическим идеями. Лучший способ — читать или слушать образовательные лекции, но не кинематографистов, а серьезных авторов. Например, Ролана Барта или Фредерика Джеймисона. И даже если вам в них сначала ничего не будет понятно, в тот момент, когда вы начнете обсуждать фильм, вы у вас в голове появятся новые идеи и аргументы.

Стоит попробовать применить и собственно аналитические методы. Для начала можно научиться определять главную сцену сюжета, куда авторы обычно закладывают свой ключевой месседж. Затем — оценивать ее с точки зрения этики и морали. Сегодня многие отрицают и этику, и мораль, и саму необходимость обсуждения, но это манипуляция. Чаще всего, когда вам предлагают не думать, вам пытаются что-то навязать.

Наконец, стремитесь делать обобщающие выводы, подниматься «над» сюжетом и контролировать поток своих эмоций рациональными суждениями. На протяжении примерно пятидесяти минувших лет кинематографисты настойчиво учили зрителей чувствовать, но не думать, а интеллектуалы изображались как антигерои. Сегодня многие по инерции продолжают следовать этой программе. Увы, но чувственное восприятие в отрыве от рацио приводит отнюдь не к глубинному постижению мира, а лишь к формированию потребительской культуры. Ум и чувства нужно привести в гармонию.

И посадите себя, наконец, на кинодиету, не смотрите все подряд, особенно то, что навязывает реклама. Составляйте себе программу самостоятельно и придирчиво.