Прочитала свою статью,"Они сражались ,что бы победить и вернуться" захотелось добавить свои воспоминания, где мои дядья — это не даты рождения и краткая биография определенных лет,а родные братья моего отца.
Воспоминания
Пишу, как помню, без привязки времени и лет, я не знаю, в каком году это было, но помню, это было лето, когда еще была жива моя бабушка Арина и к ней приезжали в гости ее сыновья, которых жизнь разбросала по разным городам СССР.
Для нас, живущих в белорусской деревне под странным названием Печары, это были яркие, запоминающиеся дни. В обычные дни, особенно летом, жизнь протекала однообразно, нам, детям, так казалось.
Родители работали в колхозе и на своем огороде, они пропадали целыми днями, а мы, детвора, были под присмотром бабушки.
Бабушка, как и все бабушки, ограждала нас от всяких бед запретами, которые мы все время нарушали.Придя домой вечером, мама с отцом, услышав отчет бабушки о наших "правонарушениях",добавляли свои запреты: не нарушать- запреты бабушки!
Физической воспитательной работы в виде высечь крапивой не было. Хотя эта угроза от отца была постоянной.
В самый разгар лета часто все вместе в гости приезжало сразу трое моих дядей, они предварительно договаривались, где-то встречались и вместе приезжали в Печары, в село, где они родились, на Батьковщину, так они говорили.
Подарки
Дом наш сразу оживал, на большой круглый стол гости выкладывали многочисленные подарки.
Дядя Игнат из Краснодара, полковник, был самый богатый, и подарки у него были под стать.
Нам, детворе, игрушки,матери отрез на платье, отцу что-то, связанное с охотой, бабушке, матери своей, он обычно привозил платок, большой белый с яркими узорами.
Дядя Макар из Днепродзержинска привозил конфеты в большом количестве, а самое главное, он приезжал с профессиональным фотоаппаратом.Отсюда у нас многочисленные снимки,правда у меня их только малая часть.
Дядя Вася из Макеевки привозил вишневое варенье в солдатских фляжках, белый хлеб со сдобными булочками, подсолнечное масло в бутылках и семечки.
Все подарки как-то забылись, а вот запах вишневого варенья и вкус белого хлеба, политого пахучим растительным маслом, помню до этих пор
(В Белоруссии был только ржаной хлеб, пшеницу не выращивали и подсолнух тоже не сажали-климат не позволял).
Мать гостей ждала, накрывала стол.Поев со всеми, мы уходили спать, а они сидели за полночь,сквозь сон я слышала их голоса, которые то усиливались, то понижались до шепота, чтобы мы, дети, не услышали то, что нам не положено слышать.
Однажды я ночью убежала спать к дяде Игнату, уж очень от него вкусно пахло одеколоном. Родители рано утром, не обнаружив меня на печи, все село перевернули. Пока дядя Игнат не предоставил им меня после пробуждения.
Потом братья включались в работу, а самая главная забота летом — это накосить побольше травы на сено скотине на зиму. Хозяйство у родителей было большое: и корова, и овцы, свиньи которые вырастали огромными, а уток с гусями и кур не сосчитать.
Мы, детвора, носились вокруг, конечно, подальше от покоса, чтобы не примять траву.
А они в четвером с косами, разгоряченные, сильные, косили траву, она ровными рядами укладывалась, а они шли в атаку на траву дальше, и так до самого вечера. Мама приносила им обед, они садились под ивой у пруда и весело обедали.
Обед
Дядя Игнат ел чинно и степенно, и очень аккуратно, его угнетали мухи, которые так и норовили попасть к нему в рот. Дядя Макар ел осторожно, всё время выпытывая у отца, свежие продукты или нет, у него что-то с желудком было не в порядке. Самый младший, дядя Вася, всё время что-то рассказывал и смеялся, и все смотрели на него со страхом, боялись, что он вот-вот подавится. А мой отец ел молча, и видно было, что он любуется своими братьями.
Обед для нас в такие дни был особенно вкусным, и мы уплетали принесенный обед, усевшись на самотканое рядно. Это были вареные яйца, зеленый лук, отварная курица, а в конце запивали холодным молоком.
Вечером топилась баня, отец в эти дни молодел, а бабушка выглядела счастливой.
В доме всё время были гости, одни уходили, другие приходили, односельчане приходили пообщаться. Часто женщины плакали, многие так и не дождались своих сыновей, а моей бабушке повезло, ей завидовали. Все вернулись, и даже пропавшего дядю Володю никогда не упоминали как убитого, верили, что он вернется.
Приехав на Батьковщину, братья переодевались во все деревенское,когда они становились рядом их как будто по возрасту рост дали.
Самым высоким был дядя Игнат старший, а самым маленьким дядя Вася меньший из братьев,между собой были очень похожи.
Им хорошо было вместе, видно было что они отдыхают душой в родительском доме от суеты города.
Иногда отец и дяди спорили до хрипоты, и казалось, что они вот-вот подерутся, я плохо понимала, о чем они спорят, но одна фраза дяди Игната все же запомнилась: «Они нам не простят Победы, с того света достанут и отомстят».
Сегодня прочитала новости о переносе захоронений, вспомнила эту фразу, подумалось: «Не простили». )))
P.S. Все снимки сделаны дядей Макаром в разное время.
До новых встреч на моем канале.Пишите комментируйте.Заходите в гости всем рада.