Три девушки приезжают в Москву. Как встретила их столица, которая слезам не верит? Москва здесь как символ матери, которая может принять или отвергнуть, наградить или отобрать, накормить или оставить голодной... Три героини, и у каждой свои отношения с Москвой.
«Москва слезам не верит» 1979г. Режиссер: Владимир Меньшов
Катерина и несчастная влюбленность
У Кати нарциссическая травма, она не принимает себя, чувствует себя недостаточно хорошей. Она не поступила в институт, ей не хватает всего два балла по результатам экзаменов. Для неё это страшный удар. Ей это трудно принять и психологически пережить. Катерина не проявляет негативных эмоций, не ищет утешения, не ждёт поддержки и заботы. Она даже не плачет. Катя тихо ложится на кровать и погружается в свою печаль. Девушка уверена, что она сама во всём виновата. Она недостаточно учила, недостаточно умна и настойчива.
Когда Катя на уговоры Людмилы соглашается соврать о том, что они дочери профессора, конечно, она испытывает неловкость и даже стыд. И всё-таки ей приятно почувствовать себя другой, более успешной и статусной. Ощущение, что хоть и искусственно, но, можно стать более ценной в глазах мужчин, её привлекает, хотя она и испытывает угрызение совести. Но лоск профессорской дочери не добавляет ей ощущения самоценности, поэтому она не смогла отказать Рудольфу в близости. Катя, даже в квартире профессора и в роли его дочери, всё равно осталось той Катей, у которой мало любви и принятия к себе. Расставание с Рудольфом больно ударила по самооценке Катерины.
Катя уверена, Рудольф бросил ее, потому что она бедна, лишена статуса и работает на заводе. Нарциссическая травма актуализировалась. Отвержение любимого человека напрочь снесло остатки ее самоценности и легло тяжёлой ношей на её судьбу. У Кати не было возможности посмотреть на эту ситуацию трезво. Она встретила Рудольфа, которого интересовала исключительно профессорская дочь. Он очаровался социальным статусом, фантазиями о будущих возможностях для зятя профессора. Травма не дала Катерине возможности увидеть, что Рудольф в принципе любить не может, даже профессорскую дочь. Катя видела причину в себе, в своей недостаточности и недостаточной социальной успешности. Она уверовала, что любить её просто так, нельзя. Нужно быть кем-то. Травма требовала страданий и действий. И она действовала. Двадцать лет она работала, училась, добивалась...
Катерина и Георгий
Катерина как могла, залечивала свою травму. Она уже директор завода, у неё квартира и машина. А женщину все также не любят. Есть любовник, но искренней любви-то нет. И вот теперь, когда она уже достигла успеха, но не получила любви, она позволила себе почувствовать себя. Купила себе цветы и ощутила в полной мере свое одиночество, одиночество внутри себя.
Потом на даче она призналась своим подругам о том, что ночью выть хочется от тоски и одиночества. В этом состоянии Катя в электричке встречает мужчину. Георгий (он же Гоша, Гога...) увидел в ней ту Катю, которая приехала когда-то в Москву. Он не заметил все её достижения в карьере. Георгий разглядел Катины грустные глаза, в которых отражались одиночество и потребность в заботе. Его не интересовал статус, его привлекла Катерина как женщина.
В этом Гоше есть смелость и даже какая-то наглость. И именно такой человек мог пробиться к Катерине. Другой мужчина, более мягкий, более интеллигентный исчез бы под влиянием её строгого взгляда. А Гоша готов штурмовать эту крепость.
Конечно, он не идеальный, но живой, настоящий и настойчивый. Ведь приятно женщине, когда мужчина на последние деньги довозит женщину до дома, усадив её на переднее сиденье машины, а сам скромно присел сзади. С современной точки зрения его некоторые поступки кажутся немного странными. Но в семидесятые-восьмидесятые годы было нормально прийти в гости без предупреждения, пригласить сюрпризом на пикник, и даже что-нибудь готовить из холодильника хозяина. Да, этот мужчина устанавливает правила, не позволяет Катерине командовать. Катя так вросла в роль директора, что её трудно остановить, а он это делает! Он идёт с дочерью Кати спасать её мальчика. Георгий рискует, так как он не знает, что его там ждёт. Он это делает не для того, чтобы понравиться Катерине, а потому что у него такие принципы.
Георгий не директор, он слесарь, но в советское время рабочая интеллигенция была элитой. Люди рабочих специальностей зарабатывали зачастую больше начальников и директоров.
Кризис
Удивительный парадокс в жизни Катерины! Сначала ее бросают потому, что она простая девушка с завода, а затем потому, что она директор завода. Катерина добилась социального успеха, но это не помогло в любви, хотя это нисколько не умаляет ее усилий и важности ее успешности. Для Катерины как в юности, так и в зрелости важно за что ее любят, ведь любить ее настоящую просто так нельзя. Она верит, что любят ее за что-то, за определеный образ, который нравится мужчине. Если этот образ не соответствует действительности, она готова его поддерживать, боясь показать себя настоящую, и стать нелюбимой. Можно, конечно, утверждать, что Георгий и не спрашивал, где и кем работает Екатерина, но сознательно или бессознательно Катя поддерживала приятный для Георгия образ простой работницы, продвигающейся в последнее время по линии профсоюза. Это она делала и в юности, когда поддерживала образ дочери профессора.
Травма всегда притягивает травму. У Георгия тоже есть своя нарциссическая травма (но нарциссического расстройства у него точно нет). Катерина его обманула — это один удар, оказалась директором — это другой удар, хотя менее ощутимый. Да он не выдержал, он ушёл в депрессию. Важно, что обман Катерины Георгия задел совсем по-другому, нежели Рудольфа. Рудольф разочаровался не в том, что Катерина обманула, а в том, что она не дочь профессора. Георгия же оскорбляет сам факт обмана, как факт недоверия в отношениях.
Запой Гоши — это метафора его депрессии, он - не алкоголик. Сидит Георгий, конечно, в окружении бутылок, но практически трезвый (пьяным не валяется, говорит внятно, не бузит, не ругается). Соседи про Гогу вообще не в курсе, знают его только как Георгия Ивановича. И к Катерине он пришёл при костюме и в галстуке, и Николая привёл, который от споров с ним значительно опьянел.
Что будет дальше? Думаю, что будет все нормально. Катерина и Гоша будут спорить, конфликтовать, но всё равно смогут договариваться. Катя чувствует себя с ним женщиной, а Георгий — мужчиной. Он пережил свой кризис, а она — свой. Они оба готовы принять себя и друг друга такими, какие они есть, со своими заслугами, успехами и недостатками.
Людмила
Людмила так же, как Катерина не принимает себя настоящую, но её нарциссическая травма более глубокая. Если Катерина находится в соприкосновении со своей недостаточностью, то Людмила этого даже не чувствует. Катерина верит, что причина в ней, и вкладывается в себя, пытается достичь успеха, чтобы сделать себя более ценной. У Людмилы боль вытеснена, и уже не ощущается как проблема. Она ищет выход в изменении внешних обстоятельств. Ей нужен кто-то внешний, кто обустроит ее жизнь. Людмила женщина-праздник. Она живет за счет своего ложного-я, восхитительного и прекрасного. Печаль и грусть ей противопоказаны. Её депрессия глубоко спрятана, и доступ к ней закрыт. Людмила больше действует, чем чувствует. Жизнь для нее — это игра. Она органична, когда играет дочку профессора или интеллектуалку в библиотеке. Обыденная жизнь для неё скучна и ужасна. Люся принимает себя, когда становится красоткой.
Совсем неслучайно Людмила находит себе в мужья скромного и обаятельного мужчину, который вскоре спивается. Через него эта героиня проживает свою слабость. Бессознательно она презирает себя настоящую. Эти чувства она проживает через своего спившегося мужа. Как бы Людмила ни хотела прогнать его из своей жизни, бессознательно он ей необходим. Спившийся и никому не нужный человек — это оборотная сторона её красивого фасада.
Людмила должна быть королевой, иначе будет совсем ничтожной. Золотой середины в её жизни не бывает. Только с Катей и Антониной она иногда позволяет себе быть настоящей и живой. Она очень надежная подруга. Кроме того, во многом благодаря ей их отношения наполнены энергией и юмором. Ее здоровая часть психики проявляется в честности и искренности с подругами, а еще в ее самоиронии, которая позволяет ей оставаться в соприкосновении с реальностью.
Антонина
Антонина — это редкий образ кино. Она не травмированный, а любимый ребёнок. Всё у неё складывается гармонично и правильно. У нее сразу складываются счастливые отношения, основанные на любви и доверии. Через 20 лет Антонина со своим мужем, переняв родительскую модель поведения, повторяют жизнь родителей. Это пример того, когда тёплые отношения в родительской семье становятся мотивацией повторять то же самое в своей семье. Патриархальная семья в хорошем смысле находится своё повторение из поколения в поколение.
Вот только в пример своим детям они ставят не себя, а Катерину. Наши травмы не только делают нам больно, но обладают огромной силой для достижения и развития.
Спасибо, что дочитали статью! Мои другие статьи: