Фотопробег по «тайным» древностям Большой Лубянки! Покажу неочевидные памятники, которых с улицы не разглядишь. Одни красуются в укромных двориках, куда заглядывает редкий пешеход, другие — в глухо запертых дворах, куда проникнуть очень сложно. Или невозможно.
Выстроим эти дома-секреты по ранжиру, ближе к концу будут самые неприступные!
8. Игуменский корпус Сретенского монастыря
Самая легкодоступная из всех этих неочевидных достопримечательностей стоит во дворе Сретенского монастыря. Торец игуменских палат (Большая Лубянка, 19с2) заметен даже с улицы, но там не производит впечатления.
Другое дело — с территории монастыря! Этот фасад с элементами русского стиля появился в середине XIX века.
Сами же стены — много старше. Палаты возвели на рубеже XVII и XVIII веков, это второе по древности сооружение в монастыре.
7. Готически-барочные задворки
«Дом-пряник» на Лубянке (№ 24) обращает на себя внимание.
Сам он восходит к XVIII веку, однако нынешний фасад — чудная смесь неоготики с модерном — создан в 1902 и 1907 годах. Домовладелец, архитектор Чагин, строил сам для себя.
Не менее любопытный (и почти никому не известный) памятник прячется во дворе. Чтобы увидать его, надо пройти в Милютинскй переулок. Это другая сторона того же, Чагинского домовладения. На первый взгляд коробка в переулке (Милютинский, 15с1) вызывает разочарование.
Теперь зайдем во двор и поглядим обратную сторону «коробки»!
Готическая красота с барочными пилястрами… часто ль вы видели сплав неоготики с барокко? Вот и я…
Дом нахожу уже на карте 1817 года, готика должна была родиться то ли в 1884, то ли в 1902 году, в одной из реконструкций. Неясно только, чего ради прятать такое чудо во дворе, когда фасад по переулку — стопроцентная безликость?
Думаю, главный фасад «привели в порядок» советские архитекторы в соответствии со своими эстетическими предпочтениями.
6. «Хайтек» 1904 года
Лубянка и сегодня — это улица спецслужб, и все же в некоторые дворики можно проникнуть. Таков двор дома 13, который до революции принадлежал фабрикантам Трындиным. Вот лицевая сторона:
Нырнув в проход со стороны Большого Кисельного переулка, можем увидеть трындинский фабричный корпус (Большая Лубянка, 11Ас1).
Он не очень сильно изменился с 1904 года. Вот как все выглядело в те дни:
Тут с XIX века создавали чудеса тогдашней техники: телескопы, барометры, термометры, теодолиты, готовальни, хирургические инструменты и тому подобное…
5. «Бесы» в классической усадьбе
Роскошный особняк в стиле классицизм (Большая Лубянка, 18с2) прячется в мало кому известном дворике. Пройти сюда можно через арку в новодельном доме 20с1.
А во дворе можно увидеть вот такое:
Фасад создан в первой половине XIX века, сам же особняк князей Хованских — приблизительно на сто лет старше. Один из самых ярких центров московской культуры связан с именами Островского, Фета, Вагнера… а еще здесь была штаб-квартира «бесов» Достоевского… вернее их прототипов из нечаевской организации «Народная расправа».
Подробней — у меня на сайте (см. конец статьи)!
4. Пушкинский дом во дворе ФСБ
Малоизвестный адрес, связанный с Александром Сергеевичем (подробности — на сайте) синеет в глубине закрытого двора, за темными воротами. Редко-редко черные ворота открываются, чтоб пропустить машину. Мне повезло пройти в этот момент по переулку близ Лубянки, так что я поймал все в кадр.
Дом богачей-промышленников Мальцовых был надстроен и получил нынешний декор в 1870-х, но два нижних этажа помнят эпоху Пушкина. В основе же это палаты первой половины XVIII века (Варсонофьевский переулок, 7с2).
3. Трапезная палата: от купцов до патриарха
Принадлежавшие купцам палаты середины XVIII столетия вошли (уже в начале нашего) в закрытую часть Сретенского монастыря. Теперь здесь «внутренняя» трапезная, где однажды угощали будущего патриарха Кирилла. Увидеть здание собственными глазами — малореально (Большая Лубянка, 17с3).
Верхний этаж — это надстройка 1804 года, нижний — на несколько десятилетий старше (согласно «Памятникам архитектуры Москвы», это 1730-е или 40-е). От древнего барочного декора остались наличники с «ушками».
2. Палаты Желтоводского монастыря
Малоизвестные палаты допетровской эпохи (Большая Лубянка, 16с3) появились в 1680-х. Строителем был князь Петр Хованский по прозвищу Змей. В начале XVIII века князья подарили здание Макарьевскому Желтоводскому монастырю, а потом сами же взяли подворье в аренду. Поэтому дом на дворе называют и палатами Хованских, и подворьем Желтоводского монастыря.
Два нижних этажа — палаты 1680-х — неплохо сохранились и уже в нашем веке, благодаря неравнодушному прорабу, прошли реставрацию (владелец не был заинтересован в деле).
Поглядеть на эту красоту собственными глазами не получится: офисный центр расположен в закрытом дворе, и туда никого не пускают. Счастье, что собственник — не ФСБ, а просто новый русский бизнес, потому у нас есть хотя бы кадры!
1. Палаты-призрак на Лубянке
Другие, знаменитые «палаты Хованских» связывают с «героем» стрелецкого мятежа 1682 года боярином Иваном Хованским по прозвищу Тараруй (то есть болтун). Кому они действительно принадлежали, непонятно, но палаты совершенно точно возвели в последней трети XVII века (Большая Лубянка, 7с3). Однажды я о них уже писал...
Памятник похож на черную дыру: все краеведы о нем знают, а никто не видел. В последний раз палаты-призрак наблюдали в 1972-73 годах, с тех пор спецслужбы не подпустили к ним ни одного ученого. Помимо реконструкций-чертежей известна только одна (!) фотография, из газеты 1926 года.
Памятник федерального значения стоит в закрытом дворике, за вечно запертой подворотней. Внезапно, проходя по переулку, я увидел, как ворота открываются, так что в глаза бросился край темно-красного здания. Вот оно! Могу заверить, что палаты существуют до сих пор! Но сфотографировать их не сумел…
UPD. Все-таки сведения "фото нет" устарели, в 2017 году - появилось, см. комментарий.
Подробнее про все объекты на Большой Лубянки можно почитать на моем сайте «Старая Москва с Дмитрием Линдером. История про каждый дом» (linder.moscow).
Нечетная сторона (выложено недавно!).
Если понравилась статья, поставьте лайк, тогда ее увидят больше читателей! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить другие материалы.