В начале мая 2025 года в космической отрасли США произошли одновременно два важных события, которые могут определить будущее возвращения людей на Луну. С одной стороны, компания Lockheed Martin официально передала NASA готовый корабль Orion для второй миссии программы Artemis – полёта Artemis II. Это означает, что космический корабль полностью собран и прошёл проверку перед отправкой на стартовые процедуры. С другой стороны, почти одновременно администрация США представила проект бюджета на 2026 финансовый год, в котором предложено прекратить финансирование ракеты SLS, корабля Orion и окололунной станции Gateway после миссии Artemis III. Теперь под вопросом оказалось всё дальнейшее развитие амбициозной лунной программы.
Программа Artemis: возвращение на Луну и международное партнёрство
Программа Artemis (в переводе – «Артемида») – это инициатива NASA по возвращению людей на Луну, объявленная в 2019 году. Цель – высадить первую женщину и следующего мужчину на поверхность Луны, а в дальнейшем создать устойчивое присутствие на лунной орбите и поверхности как подготовительный этап для экспедиции на Марс. Artemis стала передовым проектом новой глобальной космической гонки: в программе участвуют десятки частных компаний и зарубежных государств. Вклад международных партнёров крайне важен: Европейское космическое агентство (ESA) поставляет сервисный модуль для корабля Orion, Канада создаёт роботизированный манипулятор для Gateway, Япония участвует в создании лунной станции и рассчитывает отправить своего астронавта на Луну. Фактически Artemis – это коалиция, объединяющая усилия NASA и союзников, чтобы вернуть человечество на Луну раньше, чем это сделают, например, китайские тайконавты.
Программой предусмотрена серия миссий. Первая из них, Artemis I, состоялась в конце 2022 года: новая сверхтяжёлая ракета Space Launch System (SLS) отправила непилотируемый Orion в облёт Луны и благополучно вернула капсулу на Землю. Эта тестовая экспедиция подтвердила работоспособность ключевых систем. Artemis II станет первым пилотируемым полётом программы. Экипаж из четырёх человек (трое астронавтов NASA и один – Канадского космического агентства) совершит облёт Луны по траектории свободного возвращения и вернётся на Землю. Старт Artemis II запланирован на начало 2026 года и станет первым случаем за более чем полвека, когда люди отправятся за пределы околоземной орбиты. Наконец, Artemis III должна осуществить то, ради чего затевалась программа: высадить людей на поверхность Луны, около южного полюса, ориентировочно в 2027 году. Для этой исторической миссии NASA уже заключило контракт с компанией SpaceX на создание посадочного аппарата (корабль Starship), способного доставить астронавтов с орбиты на поверхность Луны и обратно.
Orion для Artemis II: корабль готов к полёту
Космический корабль Orion для миссии Artemis II в здании обработки на базе NASA: капсула экипажа (вверху) состыкована с европейским сервисным модулем (с солнечными батареями). Пока Artemis II всё ещё впереди, её космический корабль уже полностью готов. 1 мая 2025 года в Центре Кеннеди прошла церемония передачи NASA корабля Orion для миссии Artemis II. Были подписаны все документы, подтверждающие завершение сборки аппаратаse. Теперь, после официального «вручения» Orion, ответственность за его подготовку к запуску перешла от разработчиков к подразделению NASA Exploration Ground Systems, которое отвечает за предстартовые операции. В ближайшие месяцы инженеры загрузят в корабль расходуемые ресурсы (топливо, воду, кислород), установят систему аварийного прерывания запуска и интегрируют Orion с ракетой. Ракета-носитель для Artemis II уже собирается в Vertical Assembly Building на мысе Канаверал параллельно с подготовкой корабля.
Artemis II изначально планировалось запустить ещё в 2024 году, однако дату пришлось сдвинуть. Во время анализа результатов Artemis I выявилась неожиданная проблема – частичная эрозия теплозащитного экрана корабля, что потребовало доработок материала теплозащиты. Кроме того, понадобилась замена одной из бортовых батарей Orion на новую. Эти технические задачи вызвали задержку, но команда смогла догнать график: передача готового корабля состоялась примерно на месяц раньше, чем ожидалось. Теперь, когда Orion доставлен NASA, всё идет к тому, что Artemis II стартует в первой половине 2026 года.
📎 Подробнее о самом корабле, его системах и экипаже мы рассказали в предыдущем материале: «Полёт к Луне скоро. Orion завершён и готов полёту»
Эта миссия станет генеральной репетицией перед высадкой на Луну: астронавты протестируют все системы в полёте вокруг Луны, проложив путь для успешной Artemis III.
💵Проект бюджета-2026: отказ от SLS, Orion и Gateway?
Практически одновременно с радостной новостью о готовности Orion пришло и тревожное известие. 2 мая 2025 года администрация президента Дональда Трампа обнародовала предварительный проект федерального бюджета на 2026 финансовый год, где NASA ждут масштабные сокращения. В этом предложении заложено уменьшение финансирования космического агентства почти на 6 млрд долларов (около 24% бюджета). Под наиболее радикальные сокращения попали как раз «флагманские» лунные программы: планируется фактически завершить их финансирование сразу после миссии Artemis III. В документе прямо говорится о прекращении использования «громадно дорогих и отстающих от графика» ракеты SLS и корабля Orion после трёх запусков. Иными словами, если этот бюджет будет утверждён Конгрессом, Artemis II и Artemis III станут для SLS и Orion последними – дальше их миссии выполнять не будут. Кроме того, предложено полностью отменить финансирование окололунной станции Gateway, несмотря на то что её первые модули уже в производстве и даже частично доставлены в США. Gateway из задуманного перевалочного пункта для лунных экспедиций в этой новой реальности просто не построят.
Авторы бюджета поясняют причину: лунная архитектура SLS/Orion слишком дорога. Только один запуск SLS обходится в 4 млрд долларов, а совокупная стоимость разработки ракеты с 2010 года превысила смету на 140%. Программа Orion тоже потребовала многомиллиардных вложений. По мнению администрации, дальше полагаться на такие дорогостоящие «наследованные системы» нецелесообразно, особенно учитывая наличие у частных компаний новых технологий. Вместо SLS и Orion Белый дом предлагает финансировать более «эффективные по затратам коммерческие системы» для полётов на Луну. Речь, в первую очередь, о тяжёлых ракетах и космических кораблях, которые разрабатывают компании SpaceX и Blue Origin. Оба этих подрядчика уже вовлечены в Artemis: SpaceX создает посадочный корабль для Artemis III, а Blue Origin работает над альтернативным лунным посадочным модулем для последующих миссий. У SpaceX также есть сверхтяжёлый носитель Starship, а у Blue Origin – ракета New Glenn, которые могут доставлять астронавтов к Луне и дальше. По сути, администрация предлагает после Artemis III переключиться на сотрудничество с бизнесом в вопросах освоения Луны, отказавшись от собственных дорого обходящихся средств выведения.
💡 (Кстати, ещё одна частная компания активно штурмует орбиту — Amazon со своим проектом Kuiper, конкурирующим с Starlink Илона Маска. Мы подробно разобрали их «битву за небо» в отдельной статье: 👉 Безос против Маска Amazon vs Starlink: кто победит в космической гонке за интернет?)
Любопытно, что сама программа Artemis возникла при предыдущем президентстве Трампа – тогда её активно продвигали для возвращения американцев на Луну к 2024–2025 годам. Но теперь, во время второго срока, приоритеты изменились. Новый план делает акцент на другой цели: полёте на Марс. Проект бюджета предусматривает выделение дополнительно 1 млрд долларов на «программы, ориентированные на Марс». Предполагается развивать технологии для отправки людей к Красной планете в 2030-х годах – давней мечте Илона Маска, который ныне является не только главой SpaceX, но и неформальным советником администрации по космосу. Таким образом, лунная программа может быть урезана ради ускорения марсианской перспективы.
Реакция NASA, экспертов и международных партнёров
Новость о возможном прекращении финансирования ключевых элементов Artemis после третьей миссии вызвала смешанную реакцию. Руководство NASA старается сохранять нейтралитет и подчёркивает, что пока это лишь бюджетное предложение, а окончательное решение за Конгрессом. Тем не менее, агентство уже готовится к разным исходам. По официальным заявлениям NASA, компоненты Gateway, которые уже созданы, можно будет перепрофилировать для других проектов, а международным партнёрам предложат присоединиться к «обновлённым усилиям» в рамках новой стратегии. Что именно подразумевается под этими новыми усилиями – пока неясно. Возможно, речь о том, чтобы задействовать иностранные модули и технологии в будущих проектах окололунной инфраструктуры или даже в марсианской программе, если лунная станция не состоится.
Американские специалисты и организации, поддерживающие освоение космоса, встречают предложение бюджета настороженно. Независимая общественная организация Planetary Society назвала столь резкое урезание космических программ «историческим шагом назад» для США. Эксперты указывают, что отказ от SLS и Orion после столь значительных инвестиций означает потерю возможностей и лидерства. Ракета SLS, хотя и дорогая, уже создана и показала успешный запуск, а Orion – единственный американский корабль, способный в ближайшее время возить людей за пределы низкой околоземной орбиты. Если их развитие остановить, США рискуют отстать в новой лунной гонке, где на горизонте 2030 года намечается высадка китайских тайконавтов на Луне. Также вызывают обеспокоенность огромные сокращения научных проектов NASA (почти наполовину для некоторых направлений), что грозит заморозкой множества исследований и международных коллабораций.
❗️Международные партнёры по Artemis – Европа, Канада, Япония и другие – оказались в неопределённости. Они уже вложились в лунную программу ресурсами, технологиями и даже политическим капиталом. Например, европейская компания Thales Alenia Space изготовила основной модуль HALO для Gateway и передала его американскому подрядчику Northrop Grumman. Япония заключила соглашение о полёте своего астронавта в составе будущей лунной миссии. Если после Artemis III NASA фактически закроет лунную программу, эти обещания и планы могут остаться невыполненными. Представители ESA и других агентств пока воздерживаются от резких комментариев, ожидая решения Конгресса США. Однако в частных беседах многие зарубежные партнёры выражают разочарование: резкая смена курса подрывает доверие к долгосрочным проектам с NASA. В случае свёртывания Artemis страдает не только имидж США, но и перспектива плодотворного сотрудничества на Луне – ведь ни одна страна в одиночку не тянет подобные проекты.
Что дальше: будущее Artemis под вопросом
На момент мая 2025 года ситуация выглядит двояко. С одной стороны, программа Artemis по-прежнему реализуется: корабль для Artemis II готов, миссии Artemis II и III профинансированы и находятся в стадии подготовки. Эти два запуска, по крайней мере, состоятся – по ним пока нет сомнений, и они остаются «в силе». С другой стороны, всё, что планировалось дальше – Artemis IV, V и далее, строительство Gateway, расширение лунной базы – теперь неопределённо. Бюджет США на 2026 год пока лишь проект, и его ещё предстоит рассмотреть Конгрессу. Законодатели могут внести коррективы или не согласиться с некоторыми пунктами. У программы SLS/Orion есть мощная поддержка в Конгрессе, особенно от штатов, где создаются эти ракеты и корабли, поэтому не исключено, что финансирование частично отстоят. Возможен компромиссный сценарий, при котором Artemis продолжится, но в сокращённом формате или с большим привлечением частных пусковых услуг.
Если же Конгресс утвердит бюджетные сокращения полностью, NASA придётся быстро переориентироваться. Orion, скорее всего, ограничится тремя запланированными полётами. Далее его производство может быть остановлено – хотя Lockheed Martin уже строит корабли вплоть до Artemis IV и V. Теоретически Orion можно адаптировать под запуск другими ракетами, например, той же New Glenn от Blue Origin. Представители Lockheed Martin отмечали, что такие модификации выполнимы и компания открыта к сотрудничеству. Поэтому один из вариантов будущего – использовать уже созданные корабли Orion на коммерческих носителях, если SLS уйдёт в историю.
Станция Gateway, вероятно, не будет развернута, по крайней мере в изначальном виде. Возможны попытки сохранить её элементы: скажем, использовать модуль HALO и европейский I-Hab в составе какой-то новой окололунной инфраструктуры или даже подключить их к Международной космической станции (хотя МКС тоже планируется вывести из эксплуатации к 2030 году). Более реалистично, что часть оборудования пойдёт на наземные испытания, а часть – на склад в ожидании лучших времён. Международные партнёры в случае отмены Gateway могут перераспределить свои усилия: например, Европа и Япония могут усилить участие в роботизированных лунных миссиях или даже обратить внимание на альтернативные инициативы (в том числе совместные проекты с Китаем и Россией по созданию лунной базы).
Для самой NASA основной задачей станет не потерять импульс исследования космоса. Если лунная программа будет свернута, важно, чтобы следующий шаг – программа полёта на Марс – получила чёткий план и поддержку.
💵Дополнительный миллиард на марсианские проекты – хороший сигнал, но до реального пилотируемого полёта к Марсу ещё далеко. Вероятно, NASA попытается построить новую архитектуру экспедиций с упором на коммерческие средства: крупные ракеты-носители и космические корабли частной разработки. В этом сценарии на первый план выйдет Starship от SpaceX, который потенциально способен взять на себя и функции доставки людей на Луну, и перспективную миссию на Марс. Возможно, часть международных соглашений переформатируют под эту новую систему – например, астронавты партнёрских стран смогут лететь на окололунные миссии на борту Starship, минуя Orion и Gateway.
Пока вопросов больше, чем ответов. Ясно одно: 2025 год стал переломным моментом для программы Artemis. Свершилось то, что долго готовилось – второй «Орион» готов к старту – и одновременно возникла угроза, что эта лунная одиссея прервётся на полпути. Ближайшие месяцы покажут, удастся ли сбалансировать амбиции покорения Марса с обязательствами перед лунной программой. Впереди ожесточённые дискуссии в Конгрессе, в NASA и среди международных партнёров. Artemis II и III, похоже, состоятся в любом случае и войдут в историю. А вот будет ли у Artemis продолжение – зависит от политических решений на Земле в наступающем финансовом году.