Я думаю, многим из нас знаком сторителлинг, поэтому я не буду углубляться в теорию, пойдем конкретно по инструментам.
Если кратко, сторителлинг — это искусство рассказывания историй.
Структура стандартного сторителлинга строится по законам композиции литературного произведения (в скобочках пометила характерное именно для сторителлинга):
экспозиция (знакомство с персонажами) – завязка (конфликт, проблемная ситуация) – развитие действия (интрига) – кульминация – развязка.
Чем хорош сторителлинг? Так уж вышло, что наш мозг с детства привык реагировать на истории, вовлекаться в них. Кроме того, они воспринимаются с бОльшим интересом и более просто, нежели линейное повествование теории с пространными примерами.
В сложных темах сторителлинг строится на применении метафор и аналогий: использование знакомых образов и понятий помогает лучше объяснить сложные идеи и концепции. Например, на уроке истории А.Р. Малинина урок шел через концепцию замкового камня в арке (это метафора) – рассматривали построение советской власти. Если бы на уроке арку еще эту строили и комментировали – это был бы урок со сторителлингом.
Типовые сюжетные линии:
«Победа на чудищем»: сражение – победа – награда
«История успеха»: герой-неудачник, сомневающийся герой – раскрытие потенциала – герой-победитель.
«Квест»: путешествие – препятствие – награда.
«Путешествие туда и обратно»: незнакомый мир/проблема – стремление выбраться – мудрость и опыт
Тонкости построения историй:
- яркие персонажи: описание внешности, характера, мотивов и действий персонажей делает историю более живой и интересной. За более живым и близким к ребенку или взрослому персонажем интереснее следить (если в вашем сторителлинге на выступлении, например, не идеальный учитель, а более приближенный к аудитории – это тоже сделает вашу историю более близкой для публики)
- еще можно использовать архетипы — универсальные образы и персонажи, которые встречаются в мифах, легендах и сказках
- эмоциональная вовлечённость: рассказчик должен передавать эмоции и чувства персонажей, чтобы вызвать у аудитории эмпатию и сопереживание
- воздействие на органы чувств: если в историю добавлять вкусовые, слуховые ассоциации, кинестетическое восприятие – истории становятся более правдоподобными и вовлекающими (например, не просто представить море, а ощутить, как волос и кожи касаются легкие порывы свежего морского ветра, волны с шелестом набегают на песок, касаются ног… согласитесь, это более ярко, чем просто картинка моря)
- настроение и темп: изменение темпа рассказа, использование пауз и интонаций помогает поддерживать интерес аудитории и подчёркивать важные моменты.
А теперь как можно использовать сторителлинг на уроке:
Кубики историй: это метод, при котором каждый кубик представляет определённый элемент истории (персонаж, место, событие и т. д.). Бросая кубики, рассказчик получает случайные комбинации, которые помогают создать уникальный сюжет. Это особенно полезно для развития креативности и генерации новых идей.
Еще у меня были карточки с изображениями. Дети доставали, предположим, 5 карточек – и должны были составить текст по типу повествование или рассуждение. Вариантов может быть много.
Визуальный сторителлинг: создание истории по с опорой на визуальный контент (видео, инфографика, комиксы)
Метод «героического путешествия»: основан на классической структуре сюжета, где герой проходит через определённые стадии: вызов, путешествие, испытания, кульминация и возвращение. Этот метод помогает создать захватывающую и логичную историю. Так, например, сторителлинг может быть красной линией всего учебного курса географии, например, когда параграфы выстроены в виде путешествия, а контрольные работы – поиск сокровищ.
(тут мы приближаемся к иммерсивному сторителлингу, о котором я расскажу в следующем посте)
Техника «перекрёстных историй»: объединяем несколько параллельных сюжетов или историй, которые пересекаются в определённые моменты. Это создаёт более сложную и интересную структуру повествования, мотивирует следить за ходом повествования на уроке, например.
Структура «проблема — решение»: история строится вокруг проблемы, с которой сталкиваются персонажи, и их усилий по её решению. Это может быть творческое задание на дом, например. Воспроизвести алгоритм использования правила через действия Пети, ученика 5 класса. или групповая работа в классе, где каждый стол отвечает за одну линию развития сюжета/решения проблемы.
Начало с середины: так можно выстроить воспитательное мероприятие, например, когда мы уже видим кульминацию и размышляем, как и почему герой к ней пришел.
Обратная связь от аудитории (это скорее для публичных выступлений): вовлечение аудитории в рассказ с помощью вопросов, обсуждений и предложений. Вы можете предлагать аудитории приниматься участие в построении истории и подстраивать выступление под изменение сюжета.
Какие бывают типичные ошибки использования сторителлинга в обучении?
Первая ошибка — непопадание в целевую аудиторию (обычно подобная ошибка обычно возникает из-за непопадания в возраст или запрос аудитории).
Вторая ошибка — скучная, «вымученная» история. Это не вовлекает, а, наоборот, отталкивает. Если не получается придумать действительно удачную историю, лучше обойтись совсем без сторителлинга.
Третья ошибка — история без цели, просто чтобы была.
Четвёртая ошибка — перегрузка содержания выступления или урока сторителлингом. Интрига хороша, но публика не должна запутаться в хитросплетениях сюжета.
Сторителлинг хорош не только мотивированием, он еще раскрывает поведенческие паттерны. Рассказывание историй помогает установить взаимосвязь с аудиторией, вызывает сопереживание и интерес. Кроме того, в мире, полном информацией, наложение на этот обезличенный контент эмоции и делает информацию знанием. Это тоже позволяет сделать рассказывание историй.
Как вы относитесь к сторителлингу? Используете его в своих мероприятиях?
P.S. пока искала материал, нашла статьи, содержащие хорошие, понятные, конкретные примеры:
1. кратко, понятно и с точки зрения маркетинга