Найти тему
Немного о публичных выступлениях и о том, как отвечать на вопросы жюри
Немного о панельной дискуссии и рекомендации выступающим Во Владикавказе я посетила в качестве члена жюри заключительное конкурсное испытание – панельную дискуссию. Спасибо большое всем конкурсантам за ваши мысли, искренность, горение своим делом! Первая дискуссия прошла на тему «Обновление содержания образования как залог успешности каждого ребенка». Звучали интересные вопросы: - Что вы делали в конкурсных испытаниях, чтобы раскрыть потенциал каждого ребенка? - Какие из федеральных проектов или...
8 месяцев назад
Ценность человеческой жизни на уроках русского языка и литературы
Уроки русского языка и литературы, наверно, как никакие другие направлены на формирование смыслов и ценностных ориентиров наших учащихся. Как нашу деятельность мягко, не формально и не навязчиво направить на то, чтобы она способствовала развитию гуманного отношения к миру и людям в нем? На мой взгляд, стоит начать с формирования понимания ценности человеческой жизни, размышлений на эту тему. Мы пишем похожие сочинения на экзаменах, на уроках, но похожие они именно потому, что затрагивают жизненные ценности как таковые...
8 месяцев назад
ФИШКИ ДЛЯ УРОКОВ У меня часто спрашивают про «фишки» на уроках – и этот вопрос неизменно ставит меня в тупик. Вообще, я склоняюсь к мысли, что фишек как таковых у меня нет. А точнее – делает особенным урок не какой-то прием, цифровая технология или правильно подобранный фильм. Делает урок особенным учитель, потому что именно в его речи и в его взаимодействии с учениками контент урока становится содержанием. Я люблю, например, в классической литературе находить актуальные для учеников вопросы и, может, ответы на них – то же самое делал Е. Н. Ильин в прошлом веке. Мне очень важно, чтобы дети знали, что я ценю их собственные мысли, они мне интересны и важны – но и в этом подходе я не одинока. Когда-то я давала на уроке в руки ребенку телефон – и ученик мог сфотографировать или снять за эти 40 минут то, что посчитает нужным. У нас с детьми есть почта обратной связи, в которой они складывают свои честные записки (и которую я периодически забываю с собой приносить из кабинета в кабинет). Мне нравится таксономия Блума, пропедевтика, вариативное домашнее задание и творческая групповая работа. Думаю, впереди меня ждут новые эксперименты и открытия. Но к чему я в итоге пришла: ваша главная фишка – это ваша основная ценность на уроке. У меня – открытый диалог. Поэтому эти условные «фишки» надо искать не вокруг, а прежде всего в себе. Потому что мы – основание той пирамиды, на которую нанизываются технологии, методы и инструменты. Открывайте себя и открывайте в себе. У вас обязательно все получится!
1 год назад
СТРАХ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ - ЧТО С НИМ ДЕЛАТЬ? 1. Нужно понимать - б̲о̲я̲т̲с̲я̲ ̲в̲с̲е̲.̲ В той или иной мере. Сколько бы ты публичных выступлений ни провел. Может, тогда попробовать получать удовольствие от адреналина в крови, от предвкушения работы с аудиторией? (часто со страхом публичного выступления идет рядом страх перед аудиторией, но его мы разберем в следующем посте) 2. Е̲д̲и̲н̲с̲т̲в̲е̲н̲н̲ы̲й̲ ̲с̲п̲о̲с̲о̲б̲ ̲п̲е̲р̲е̲с̲т̲а̲т̲ь̲ ̲б̲о̲я̲т̲ь̲с̲я̲ ̲–̲ ̲п̲о̲й̲т̲и̲ ̲и̲ ̲с̲д̲е̲л̲а̲т̲ь̲.̲ Начните с малого: выход в сторис, прямые эфиры, выступление на педсовете или совещании. Запишите видео и посмотрите на себя со стороны – это даст возможность поработать над собой. 3. Б̲о̲р̲о̲т̲ь̲с̲я̲ ̲с̲о̲ ̲с̲т̲р̲а̲х̲о̲м̲ ̲н̲е̲ ̲т̲а̲к̲ ̲с̲т̲р̲а̲ш̲н̲о̲,̲ ̲к̲а̲к̲ ̲ж̲и̲т̲ь̲ ̲с̲ ̲р̲а̲з̲о̲ч̲а̲р̲о̲в̲а̲н̲и̲е̲м̲ ̲о̲т̲ ̲т̲о̲г̲о̲,̲ ̲ч̲т̲о̲ ̲т̲ы̲ ̲д̲а̲ж̲е̲ ̲н̲е̲ ̲п̲о̲п̲р̲о̲б̲о̲в̲а̲л̲.̲ В основе любого нашего страха (публичных выступлений, одиночества, болезни, перемен и т.д.) лежит один – страх, что «у меня не получится». Но ведь это вы сами себе сказали. А если так высказался кто-то другой – это слушала та, старая версия вас. Если вы не стоите на месте – у вас хватит навыков, усердия, желания выступить так, чтобы аудитория искренне наслаждалась этой речью. Мне достаточно много раз говорили, что у меня не получится (дальше обычно шло «если» - и хотелки человека, который мне это говорил). Не получится в единственном случае – когда вы переломаете себя и будете что-то из себя представлять вместо того, чтобы быть тем, кто вы есть. Да, критика нужна. Если она объективна, то очень полезна. Но она даёт опыт и рост, а не посыл себя сломать и пытаться слепить что-то, даже вам до конца не понятное. Смелость – это не отсутствие страха, но осознание того, что есть н̲е̲ч̲т̲о̲ ̲б̲о̲л̲е̲е̲ ̲в̲а̲ж̲н̲о̲е̲,̲ ̲ч̲е̲м̲ ̲с̲т̲р̲а̲х̲. Идите смело вперед, будьте лучшей версией себя, сияйте! И дайте нам насладиться этим сиянием.
1 год назад
У моего 8 класса на эту четверть было задание – проект "Литературная игра" И у ребят получились любопытные результаты! Первая игра немного напомнила «Экивоки», но девочки детально продумали именно свою механику. На поле меня порадовали клетки «-5» и «+2». Есть 4 вида карт: объяснить фамилию писателя без однокоренных слов, показать героя жестами, выполнить задание, связанное со знанием литературных фактов (и четвертый мне скоро подскажут, до него мы не доиграли). Очень интересно посмотреть, с какой стороны заходят дети, чтобы это всё объяснить Вторая игра «Правда или ложь», ответ в которой надо обосновать. Факты дети собрали интересные, произведения взяли неочевидные Третья пара подготовила кроссворд. Вроде бы простое дело, может, использовали вспомогательную программу, но приятно что сочиняли сами (как думаете, из какого рода сословия Л.Н.Толстой?)) Был еще «Литературный имаджинариум», но он немного дорабатывается. Вот так интересно получилось. Горжусь моими творцами!
1 год назад
КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ? Этот вопрос я задаю учителям. А потом предлагаю представить, как на этот вопрос ответят дети. Почему-то ответы разнятся и, если честно, ответы детей предполагаются довольно наивные. А я спросила у моих 8 и 11 классов. Вот, что получилось (уточнение: это приложение Mentimeter, они не видели облака слов до того, как написали свои ответы) Лидирующий ответ – понимающий. Такой учитель станет и умеющим слушать, и советчиком, и наставником – к нему правда захочется идти за советом (и все эти качества тоже из ответов детей). Второй по популярности ответ – терпеливый. Тут я бы уточнила у учеников (можно написать в комментариях). На мой взгляд – это «невзрывающийся», дослушивающий до конца человек. Третий по популярности – учитель, находящий общий язык с учениками / находящийся с ними на одной волне. И это не про «идём все в блогеры» или про что-то подобное. Это про диалог с ребенком, к которому мы сами зачастую не делаем первый шаг. А все ли компьютерные игры зло? Действительно ли так ужасны комиксы и манга? Только ли какой-то «шлак» они смотрят на ютубе? Я уверяю, дети смогут вас удивить с самой положительной стороны при ответе на эти вопросы. Кроме того, это человек, который научит ошибаться, не бояться совершать ошибок, а значит увереннее идти по своей дороге (учит ли этому школа, когда одна орфографическая ошибка уже снимает балл за диктант?). Что еще? Это принимающий человек, который не осудит за цвет волос или увлечение японской культурой, например. Это креативный, неординарный, учитель-экспериментатор. Интересно, недавно у детей брали интервью, что могла бы улучшить образовательный процесс, на их взгляд. Знаете, что они ответили? Интерактивные презентации. Не так уж и много надо на самом деле-то, чтобы поднялась познавательная активность. Да, были ответы добрый, веселый (что обычно взрослые предполагают в первую очередь), но далеко не в первую очередь. Вот такая картина. Что-то удивило/обрадовало/расстроило? Давайте обсудим в комментариях
1 год назад
В рамках небольшого эксперимента я дала своей девочке, которая готовится к ЕГЭ по литературе, проанализировать стихотворение. Своё стихотворение. Но сразу не сказала, кто автор. Это к вопросу о чувствах лирического героя, его настроении и символах в стихотворении. Потом еще я спросила мнение Елены Витальевны – и вот, что получилось. Сначала стихотворение: «Времени нет для меня, Смерти нет для меня. По городу бьётся дождь, и его потоки Возвращают все на свои места. Разливаются сотнями и звенят, Убегают вдаль от меня дороги. Жизни нет для меня и нет конца. Мы ведь все здесь стоим на одном пороге - Обещаем счастье себе, юнцам, А потом выстраиваем остроги. Грусти нет для меня и нет страстей. Разливается строгость внутри покойна. В чем захочешь забыться на склоне дней? Что захочешь вспомнить? Что захочешь спрятать от лишних глаз? Тишину выбирает не только счастье. Мы себя обретаем один лишь раз - И становимся слитной единой частью. И становимся сильными, от огня Мы не ждём тепла, да и свет не нужен. Пройди мимо. Ни Смерти, ни времени Нет для меня. Мой маяк потушен» Чтобы вы понимали, мы даже с Еленой Витальевной спорили о том, какое настроение у лирического героя Для меня это стихотворение о безвременье (но не застое, а передышке), о переосмыслении дороги и выборе нового пути. «Убегают вдаль от меня дороги» для моей девочки и Елены Витальевны стало о некой потере, когда я сама видела в этом раздолье, что-то в духе «глаза разбегаются», большой выбор направлений. «Жизни нет для меня и нет конца» вообще строчка из другого стихотворения, которая меня вдохновила и зацепила, от нее и родилось стихотворение (у меня так бывает). Для меня это стало тоже о положении вне времени, когда ты наблюдаешь за происходящим со стороны. Острог здесь не про тюрьму, в котором находится сам герой, это скорее про сожаление, что взрослые люди со временем всё больше обрастают ограничениями, привычными сценариями, теряют легкость в общении и коммуникации. Это взгляд со стороны, а не из-за стены. И последнее четверостишье тоже о безвременье, об ожидании, переосмыслении и выборе нового пути. Маяк потушен не потому, что умер смотритель, механизм неисправен или он больше не будет работать. Может, он загорится вновь, может, смотритель сам станет моряком или выберет новый смысл жизни. Это не конец, это новое начало, образующееся в необходимой тишине. Диалог писателя и читателя - интересная вещь, в общем)
1 год назад
«Падающего – толкни» Это слова Ф. Ницше. Не то чтобы я читала прям все его труды, но знакомилась с ними на лекциях и самостоятельно, когда готовилась к экзамену по философии. Помню, сначала эта цитата вызвала во мне протест, мой внутренний альтруист негодовал (тем более, что конец мысли «и кого вы не научите летать, того научите быстрее падать».) Однако философия на то и философия, чтобы подталкивать на собственные размышления. Иногда в своих переживаниях, проживаниях или усталости нужно достичь своеобразного дна, чтобы было, от чего оттолкнуться (безусловно, донья бывают разные, мы не говорим про какие-то крайности сейчас). Наверно, это то, как я жила последние полгода – осознанно толкнула себя, чтобы быстрее добраться до дна, пересидеть на нем какое-то время и оттолкнуться. Иногда толкнуть – это отправить в полет, будучи уверенным, что крылья выдержат и понесут вверх. Иногда, конечно, нужно поддержать. Но, мне кажется, невозможно образумить безудержно желающего (поступить хорошо или плохо на ваш взгляд), в таком случае можно быстрее пережить эту ошибку и идти дальше. В контексте других я все-таки больше про подталкивать вверх. По отношению к себе – больше солидарна с Ницше. Не думаю, что надо бояться ошибок или слабости. Но их надо научиться переживать и выносить опыт. Новый год как ничто другое способствует изменениям, подвижкам и переосмыслению (хотя мой лучший друг-астролог говорит, что год окончательно сменится в феврале)  Я бы хотела отправиться в этот путь уже сейчас 💫 А как вы встречаете новый год?
1 год назад