Детей в России воспитывают на запретах и наказаниях.
Мой отец Сидоров-старший
меня, Сидорова-младшего,
лупил как сидорову козу.
А Райкин
Констатируем, школа здорово проигрывает. Всем. Семье, друзьям, кружкам по интересам, интернету, жизни. И компенсирует это воспитанием.
Современные педагогические и воспитательные подходы базируются на идее формирования не внутренних качеств, а внешних компетенций.
Тонкий, деликатный процесс воспитания в наших школах превращается в примитивную накачку необоснованными нормами и правилами. В этом же направлении (подмена воспитания обучением) находится и большинство массовых мероприятий.
Развлекательные массовые мероприятия, копирующие зачастую примитивные телешоу — это вообще педагогический позор!
А потом мы удивляемся, что современные дети противятся такому «воспитанию» и демонстрируют свою приверженность совсем другим «учителям».
Массовое «воспитание» в школах неминуемо становится словесным воспитанием, а потому в современной действительности все усилия по массовому воспитанию обречены на нулевую эффективность.
Наша школьная система игнорирует тот факт, что процесс воспитания – индивидуален. Он требует индивидуального подхода, который в школе осуществляется крайне редко.
Воспитание человека в школе опирается на методы дрессуры животных. Поведение же человека зависит от процесса мышления, поэтому понятие «воспитание человека» должно быть иным, отличающимся от дрессуры. Воспитание – это не навыки, а процесс, в ходе которого собственно и осуществляется воспитание. Для животного – это формирование навыков поведения, а для человека – это формирование личных законов поведения.
Действительность всегда была далека от прекраснодушных идеалов, и вся реальная история педагогики - это, по сути дела, история поощрений и наказаний.
Как много в школе запретов: то нельзя, это нельзя; можно лишь то, что прописано в школьных правилах: одевай только то, что скажут, кушай то, что дадут, мысли так как говорят, не носи с тобой то, не показывай это, придумывать словосочетания нельзя, играть тоже нельзя.
Необходимо зубрить нечто, не отвлекаясь на то, что творится вокруг, учить слово в слово как написано.
Школа не воспитывает личность, а воспитывает послушного системного человека.
Послушание в школе воспитывают запретами и наказаниями. Поэтому школьник чтобы избежать наказания, может пойти на внешние проявления послушания, а сам начнет искать пути обхода запретов.
Школе ценен так называемый «удобный» ученик, характеризующийся полным послушанием, смирением, не имеющим права на свое собственное «я». При всем этом школа продолжает настаивать на том, что в каждом ученике воспитывает отдельное «я».
Вообще стремление воспитать ребенка послушным очень распространено и среди родителей и среди учителей.
Всем кажется, что послушание — это такая великая благодетель, высшая цель воспитания, достигнув которой, родители попадают на доску почета успешных родителей и могут переходить к другим делам — свой долг по воспитанию будущего поколения они выполнили.
В воспитании послушного ребенка все средства хороши — ребенка можно шлепать, кричать на него, манипулировать и обманывать — лишь бы слушался, но редко кто-то задумывается над тем, что за этим послушанием стоит.
В принятой обществом школьной модели воспитание понимается прежде всего как система строгих требований к поведению, опирающаяся на высший авторитет, как достаточно жесткая регуляция поведения; в ней главное внимание уделяется технике воспитания, тому, как наиболее полно воздействовать на воспитуемого. В этой парадигме воспитания объект воспитательного воздействия – личность – унифицируется, обедняется, усредняется, обезличивается. Личность подгоняется под готовые клише, образцы, модели, стандарты.
Методы такого воспитания – наказание (вплоть до физического), бойкот, остракизм, отлучение, дрессура и т.д. Результатом является человек, представляющий собой роботизированного индивида, конформиста, ориентированного на социальное одобрение, престиж, рабски копирующий принятые в обществе нормы и правила поведения и этикета.
Меня учили с детских лет,
Не поддаваться боли.
На жалобы один ответ -
Ремнём, не зло, пороли.
Скорее, чтоб не тратить слов.
Доходчивее это,
Как "будь готов, всегда готов"
Закалка для поэта.
Прошли года, трепала жизнь,
Но, выделю курсивом:
Родителям, без "побожись",
Скажу за всё спасибо!
Хоть не приветствуют сейчас,
Наказывают строго,
Того, кто чуть повысил глас.
Папашу-педагога
Уволить могут, отобрать
Обиженное чадо.
Что для него отец и мать?
Сплошное "нет и надо".
Растут как сорная трава
На ниве интернета,
Качают родичам права,
Без страха и запрета.
Что будет дальше? Выход где?
Равнение на Европу.
К пустой стремимся голове,
Оберегая *опу.
Ремни повешу на ковре
Крест накрест в назидание,
Растущей ныне детворе.
Ольга Шельпякова.
Покорность, смирение, подчинение, умение следовать указаниям и не задавать вопросы, отсутствие собственных желаний — вот оно, идеальное послушание.
Послушный ребенок до сих пор автоматически считается знаком качества педагогических талантов его родителей и учителей.
Воспитание детей – это процесс создания удобств для взрослых.
Вы заметили, что кошки и птички, например, за прошедшие сотни тысяч лет никуда особо не продвинулись в своем развитии. Люди, в отличие от животных, непрерывно развиваются сами и развивают общую культуру. Это было бы невозможно, если бы каждое последующее поколение в точности повторяло образ действий предыдущего. Поэтому важно оставлять ребенку «коридор свободы» и не учить и воспитывать на том и так, как это было когда-то.
Лучшее, что мы можем дать своим детям — это научить их оставаться в контакте с собой, уважать их потребности и быть внимательными к их желаниям и, что еще важнее, нежеланиям.
Воспитывать надо сомыслием, сочувствием, содействием, общением, услышанием, последовательностью и пониманием.
Важнейшим элементом воспитания является совместная игра детей и взрослых.
Ничего подобного в школе не наблюдается. Школа, а за ней и родители, исключили этот важнейший элемент из процесса воспитания. Отсутствие совместных занятий приводят к тому, что миры взрослых и детей несовместимы: дети не принимают взрослых, взрослые не понимают детей.
В воспитании, к сожалению, воспитателей интересует не сам человек, а их собственное представление о том, каким он должен быть. То, что должно быть, становится для нас намного важней, чем то, что есть, — важнее, чем личность во всей ее сложности. Если мы начнем воспринимать личность прямо и непосредственно, тогда нам больше незачем будет трансформировать личность в нечто другое. Все, что нам нужно, — это помочь личности осознать себя.
Правильное образование и воспитание заключается в том, чтобы принимать ребенка таким, каким он есть, а не навязывать ему наши представления о том, каким он должен быть. Заключая ученика в рамки наших представлений об идеале, мы заставляем его приспосабливаться, а это вызывает страх и становится причиной конфликтов между тем, каким он есть на самом деле, и тем, каким он должен быть. В итоге, все внутренние конфликты выливаются в конфликты общественные.
Запретами и наказаниями стараются добиться того, чтобы дети стали послушными, послушный ребенок — это в первую очередь удобный ребенок. Причем удобный всем: родителям, учителям и государству.
Послушными и удобными дети не рождаются — это, к сожалению, приобретенный навык в системе нашего родительско/школьного воспитания.
Психолог, педагог С. Ж.