Найти в Дзене

«Берегись автомобиля»: фильм, в котором подло разбивают мечту о Робин Гуде

Фильм «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова вышел в 1966 году и сразу стал культовым. Легкий, остроумный, с блистательным Евгением Леоновым, Иннокентием Смоктуновским и Андреем Мироновым. На первый взгляд – комедия. Но за юмором и советским антуражем скрывается куда более серьёзная и даже трагическая история. Главный герой, Юрий Деточкин, – не вор, а благородный мститель. Он угоняет машины у жуликов и торговцев дефицитом, чтобы тайно раздавать вырученные деньги нуждающимся. Образ советского Робин Гуда? Вроде бы. Но фильм делает всё, чтобы зритель не слишком увлекался этой идеей. Режиссёр будто говорит нам: «Да, мы понимаем, что Деточкин хорош. Он честный, он искренний. Но его путь – это путь одиночки, нарушающего правила. А в нашем обществе даже самые благие намерения не могут оправдать беззакония». В этом и заключается жестокая ирония картины. Мечта о справедливом мстителе здесь не восхваляется, а подрывается изнутри. Деточкина, конечно, жаль. Он не враг обществу, он пытается его спа

Фильм «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова вышел в 1966 году и сразу стал культовым. Легкий, остроумный, с блистательным Евгением Леоновым, Иннокентием Смоктуновским и Андреем Мироновым. На первый взгляд – комедия. Но за юмором и советским антуражем скрывается куда более серьёзная и даже трагическая история.

Главный герой, Юрий Деточкин, – не вор, а благородный мститель. Он угоняет машины у жуликов и торговцев дефицитом, чтобы тайно раздавать вырученные деньги нуждающимся. Образ советского Робин Гуда? Вроде бы. Но фильм делает всё, чтобы зритель не слишком увлекался этой идеей.

Режиссёр будто говорит нам: «Да, мы понимаем, что Деточкин хорош. Он честный, он искренний. Но его путь – это путь одиночки, нарушающего правила. А в нашем обществе даже самые благие намерения не могут оправдать беззакония». В этом и заключается жестокая ирония картины. Мечта о справедливом мстителе здесь не восхваляется, а подрывается изнутри.

Деточкина, конечно, жаль. Он не враг обществу, он пытается его спасти. Но система – даже не злонамеренная, а просто инертная – всё равно его накажет. И в итоге не останется ничего, кроме горькой усмешки: «Не приведи Бог кому-нибудь жить в эпоху перемен. Или даже мечтать о переменах».

По сути, «Берегись автомобиля» – это фильм не о герое, а о невозможности героизма. О том, как общество ломает тех, кто пытается действовать по совести. Именно поэтому лента остаётся актуальной и сегодня: ведь система, в которой нарушитель закона оказывается нравственным ориентиром, рано или поздно обязательно задавит своего собственного Робин Гуда.

Стоп-кадры

Главный герой:

-2

Его антагонист, на переднем плане:

-3

Советский следователь:

-4

Подробнее с моими отзывами на книги и фильмы можно ознакомиться на Айри, здесь.