Здравствуйте, уважаемые читатели. В предыдущей статье написал о современном кинематографическом научпопе, в сюжетах которого используются фантастические допущения. Решил продолжить тему «нестандартного» кино обзором толкиновской мультипликации. Не то, чтобы зрителю совсем неизвестны анимационные экранизации творчества Профессора, но все же, Питер Джексон всех затмил. Его кинотрилогия «Властелин колец» прогремела по всему миру. Собственно, есть мнение, что название «Властелин колец» взывает ассоциации с фильмом у большего количества людей, чем с книжной эпопеей самого Толкина. Статистки у меня нет, но думаю, такая точка зрения не лишена смысла. Потом на экраны вышла трилогия «Хоббит», которая, при всей своей монументальности и эффектности, была несколько натужной, что ли. Это мои субъективные впечатления. «Хоббит» - детская сказка Толкина, создатели одноименной трилогии ударились в эпичность. Но смотреть можно. Далее появился сериал «Властелин колец: Кольца власти». Что тут сказать?! Фиаско. Провал. Разочарование. Пожалуй, добавлять еще что-то не имеет смысла.
Так или иначе, если не брать поклонников книг Толкина, ВК в кино ассоциируется с фильмами Питера Джексона, ну а сериал имеет большой антирейтинг. Хотя, справедливости ради, у него тоже есть свой круг почитателей. Поэтому, сегодня не так часто вспоминают экранизации ВК прошлого столетия. Повторюсь, нельзя назвать толкиновскую анимацию совсем забытой, а мой обзор чем-то эксклюзивным. Это далеко не так. Но, надеюсь, он будет для вас небезынтересным. Тем более, что имеется и свежая анимация по миру ВК. Ну а начну с мульта «Хоббит», который, в отличие от джексоновской кинотрилогии, более соответствует литературному первоисточнику.
«Хоббит» (1977), режиссеры: Артур Ранкин, Жюль Басс
В начале начал экранизаций книг Профессора был анимационный «Хоббит». Имею в виду доведенные до логического завершения проекты, потому как, впервые речь об экранизации зашла еще в 1957-ом году, при жизни Профессора. Кстати, тогда еще «Властелин колец» не обрел всемирной популярности. Она пришла только в середине шестидесятых, когда вышло «пиратское» издание в мягкой обложке. Толкин на него разрешение не давал. Впрочем, это уже темы для других обзоров, да и в сети информация есть. Вернусь к «Хоббиту» Ранкина и Басса.
Прежде всего, нужно отметить, что старый мульт довольно точно воспроизводит сюжет книги Толкина. Его создателям не нужно было растягивать действо на три фильма по три часа. Правда, некоторые эпизоды литературного первоисточника не вошли в анимационный «Хоббит». В формат часовой картины (если быть точным, 78-ми минут) все вместить невозможно. Так, в «Хоббите» 1977-го года нет Беорна и событий, связанных с этим персонажем. Зато удалось встроить в канву сюжета стихи из литературного «Хоббита», переложенные на песни.
Вообще, мультик воспринимается, как сказка. Собственно, как и положено мультипликационному фильму. Да и сам «Хоббит» Толкина – тоже детская сказка. Или, как принято говорить сейчас – фэнтези, рассчитанное на детскую аудиторию.
Несмотря на бережное отношение к сюжету, в мультяшном "Хоббите" есть погрешности в изображении персонажей и целых народов. Так, лесные эльфы более похожи на каких-нибудь троллей, чем на бессмертную расу. Голлум смахивает на большую жабу. Гномы напоминают своих сказочных прототипов, а не толкиновских дворфов. Ну а Бильбо имеет сходство с муми-троллями из серии советских мультиков («Муми-дол»).
Именно такое несоответствие толкиновскому канону бросилось в глаза при первом просмотре анимационного «Хоббита». Было это еще в середине девяностых годов. В юном возрасте не сильно обращаешь внимание на атмосферу, ауру, нюансы мультипликации, тех же песен по стихам Толкина. Тогда мульт показался староватым, не хватило экшена, ну и эльфы не такие, как на самом деле. Зато, когда пересмотрел «Хоббит» пару лет назад, оценил мульт совсем иначе.
Во-первых, он действительно больше соответствует «Хоббиту» Профессора, чем джексоновская кинотрилогия. Во-вторых, производит впечатление работа японских аниматоров, принимавших участие в производстве картины. Ненавязчивый фон подчёркивает необычность Средиземья. Тоже самое касается и персонажей. Хороший мультик. Если не считать ВК Питера Джексона, ничего лучше про Средиземье на экранах так и не появилось. За исключением, разве что, последнего мультика этого обзора. Хотя, это не совсем экранизация, лишь косвенно относящаяся к творчеству Профессора. Впрочем, обо всем по порядку.
«Властелин Колец» (1978). Режиссер Ральф Бакши
Первая экранизация толкиновского «Властелина колец» - достаточно сложная для рецензии вещь. Можно указать многие недостатки картины известного в семидесятые годы мультипликатора Бакши. Ему пришлось уместить в полуторачасовом мультике и «Содружество кольца» (целиком), и «Две твердыни» (почти целиком). Питеру Джексону понадобилось для этого два трехчасовых фильма (и то, эпизода приключений хоббитов в Старом лесу там, к примеру, не было). Использование техники покадрового обрисовывания кинопленки (ротоскопии), на мой взгляд, вредит картине. Отрицательные персонажи и батальные сцены выглядят в анимационном ВК условными. На их фоне выгодно смотрятся полностью анимационные эпизоды фильма. Правда, нужно сделать скидку на технические возможности того времени и ограниченность бюджета. Если вы не можете поразить зрителя красочной картинкой и спецэффектами, значит нужно делать упор на что-то иное: музыку, озвучку, оригинальность сюжета и т.п. Но этого, на мой субъективный взгляд, в фильме тоже нет. В итоге, анимационный «ВК» не выстрелил, зритель не увидел Средиземья.
Перед написанием статьи пересмотрел данную анимацию. Знаете, есть в этом ВК что-то особенное. Сформулировать не могу. Атмосфера мультипликации того времени, что ли. Что-то похожее на мультики про Хи-мэна, фильмы о Конане-варваре и т.п. Кстати, Боромира здесь сделали эдаким варваром в рогатом шлеме и шкурах. Забавно. Ну и увидел, что Питер Джексон определенно смотрел анимацию Бакши и некоторые сцены мультика можно появились в фильме. Собственно, готовясь к статье, нашел подтверждение – Питер Джексон говорил о том, что мульт 78-го года произвел на него впечатление.
«Возвращение короля», режиссеры: Артур Ранкин, Жюль Басс (1980)
Через несколько лет, вслед за «Содружеством кольца» и «Двумя твердынями», была экранизирована и третья часть ВК – «Возвращение короля». Хотя, правильней назвать одноименный мульт анимацией по мотивам. «Возвращение короля» не является прямым продолжением «Властелина колец» Ральфа Бакши (то бишь, предыдущего мульта обзора). Скорее его можно характеризовать, как продолжение истории от создателей мультяшного «Хоббита». Похожа анимация: над картиной также работали японские мультипликаторы.
По сюжету, в Райвенделле отмечают 129 лет Бильбо Бэггинсу. Старый хоббит спрашивает своего племянника Фродо о кольце. Фродо вспоминает историю их приключений с Сэмом, что и воспроизводится на экране. Действо начинается с того момента ВК, когда Сэм теряет Фродо. Параллельно, Арагорн движется от горной крепости Дунхарроу к Тропе Мертвых, а роханское войско, под предводительством короля Феодена, спешит в Минас Тирит. Все это сопровождается музыкой стилизованной под эпос, былину. Также используется закадровый текст гондорского менестреля, специально приглашенного в Райвенделл, чтобы искусно передать историю Кольца словами и песнями.
Полуторачасовой мультик не смог вместить в себя все нюансы литературного первоисточника. Кроме того, «Возвращения короля» 1980-го г. справедливо критикуют за невозможность передать всю эпичность и масштабность событий. Ламповая мультипликация, как нельзя лучше подходящая для детской сказки «Хоббит», не смотрится в ВК. Это компенсируются темными тонами фона, что должно подчёркивать суровость происходящего. От того, мультик получился несколько мрачноватым.
В то же время, не сказал бы, что он сильно отличается в худшую строну от «Хоббита» и, тем более, ВК Ральфа Бакши. По мне, так смотрится лучше условностей обрисованных злодеев и Боромира в шлеме викинга. А песни добавляют колорита и атмосферы.
Если первые два мульта смотрел ранее и в оценке, так или иначе, присутствуют нотки ностальгии, об анимационном «Возвращении короля» сужу с "чистого листа".
«Властелин колец: Война рохирримов» (2024). Реж. Кэндзи Камияма
Завершаю обзор свежей анимацией на тему толкиновского Средиземья. Если честно, не будь этого фильма, не стал бы публиковать данную подборку. Анимацию семидесятых вспоминают не так чтобы часто, но нельзя сказать, что она совсем забыта. Информация есть. Аниме «Властелин колец: война рохирримов» тоже освещалась в сети, но в состав подборок анимации, видимо, не включалась. По крайней мере, таких обзоров не видел. Так что, моя подборка может и не уникальна, но, на данный момент, нетипична по выборке.
Итак, сюжет аниме строится на основе приложений Толкина к ВК, публикующихся, обычно, в рамках третьего тома («Возвращения короля»). В Приложениях Профессор приводит некоторые данные по «истории» народов Средиземья, хронологию Второй и Третьей Эпохи, краткие сведения о Хранителях (что с ними стало после низвержения Единого Кольца в Ородруин). Приложение, вместе с Сильмом, Некончеными сказаниями Средиземья и др. составляют «легендариум» мира Толкина.
Создатели «Войны рохирримов», в качестве основы фильма, выбрали короткий эпизод Приложений, посвященный роханскому королю Хельму Железнорукому (Молоторукому). Хельм правил за несколько веков до событий ВК. В это время, на Рохан напали истерлинги с востока и дунландцы с запада. Осажденный в замке Хорнбург, Хельм наводил ужас на противников, самолично делая вылазки в стан дунландцев. Его имя вошло в легенды рохирримов.
Создатели мультика развили легенду о Хельме. Главной героиней становится дочь Хельма Хейра. В начале истории, к ней сватается Вальф – сын вассала короля Фреки. Хельм отказывает Фреке в династическом браке и в ответ на оскорбление повергает кичливого вассала голыми руками. Вальф задумывает месть. С войском дунландцев он идет на Рохан. Отчаявшийся Хельм наводит ужас на дунландцев. Ну а после того, как короля не стало, его дочь встает на стезю спасения народа рохиррим. Далее раскрывать сюжет не буду, все же фильм вышел относительно недавно.
Анимация здесь выполнена по лекалам аниме. Мне показалось, что картинка мульта чем-то напоминает рисованное фэнтези конца прошлого века. Сюжет достаточно драматичен и эпичен. Имеют место и отсылки к ВК Питера Джексона (явственно просматриваются). Сюжетный ход с главной героиней - воительницей, в принципе, соответствует толкиновскому легендариуму. Можно вспомнить ту же роханскую принцессу Эовин из ВК. Правда, создатели мульта слегка перебарщивают. Некоторые женские персонажи выглядят неуместно. Но, я бы не сказал, что это сильно портит общее впечатление. По крайней мере, экранизации на основе толкиновского легендаримуа, оставляют пространство для маневра. Понятно, что какие-то сюжетные ходы больше соответствуют духу Средиземья, какие-то меньше. Но Хейра более органична, как и вся история Кэндзи Камиямы, чем та же сериальная Галадриэль, да и вообще весь сюжет «Колец власти». Это моя субъективная оценка. Так сказать, личное мнение. Принимаю новый мульт: при некоторых шероховатостях, роханская эпика там просматривается. Да и нарисовано красиво.
На сегодня все. Пора возвращаться к книжной фантастике.
Информация и ссылки о выходе новых обзоров канала публикуются в тг Интересной фантастики https://t.me/infantastika