На этой картине Поля Гогена, сейчас хранящейся в Буффало (США), смешивается реальное и ирреальное, вечные вопросы и личные пристрастия, что характерно для работ мастера. Основой для сюжета послужило ожидание художника его юной таитянской женой, Техурой, лежавшей в темноте из-за того, что в лампе закончилось масло (в работе причиной тому служит дух Тупапау в виде маленькой черной старухи, в реальности же проблема томления заключалась в подозрении в неверности). Гогену нравилось писать воображаемые цветы похожими на искры, а фиолетовый фон, по его мнению, создавал чувство ужаса, которое усиливал тревожно-желтый цвет простыней. Это воплощение дуализма: юность и древность, свет и тьма, жизнь и смерть.
После многих лет финансовых разочарований мастер надеялся на интерес к диковинке у парижских покупателей. Он высоко ценил свою работу, изобразив на заднем плане своего автопортрета, и заломил за неё очень высокую цену. Современники на выставке коллекционера Дюран-Рюэля сравнивали живописное полотно с не менее скандальной «Олимпией» Мане, но не спешили переплачивать. А современные американские искусствоведы и вовсе видят в произведении маскировку непристойности колониальным экзотизмом.
__________________________________________________________________________________________
Научиться оценивать искусство, работать с галереями и даже заниматься арт-продюсированием поможет программа дополнительного образования "Арт-менеджмент" в нашей Академии.