Найти в Дзене
частные суждения

В каком мире находился Третий Рейх фильма «Семнадцать мгновений весны»?

Критики неоднократно отмечали различные нестыковки и несуразности в фильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Высокопоставленный сотрудник центрального аппарата СД в нацистской Германии никак не мог оставаться холостяком, это неизбежно вызвало бы подозрения касательно его ориентации, а таких людей в Рейхе, как и в СССР, не подпускали к государственным тайнам — просто на всякий случай, ведь их посредством шантажа могла завербовать иностранная разведка. В реальном, а не киношном Рейхе работники центрального аппарата службы имперской безопасности заведомо не имели свободного времени для внеслужебных поездок или отдыха на природе, тем более весной 1945 года, когда войска союзников приближались к Берлину. Кроме того, Штирлиц в советском фильме зачем-то лично забирает рацию, едет с ней в лес и сам отправляет сообщения в Центр. Непонятно только, зачем ему вообще нужен радист, да ещё и не один, а с супругой, ведь ничто не мешало Штирлицу просто прятать ту же рацию в укромном мес

Критики неоднократно отмечали различные нестыковки и несуразности в фильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Высокопоставленный сотрудник центрального аппарата СД в нацистской Германии никак не мог оставаться холостяком, это неизбежно вызвало бы подозрения касательно его ориентации, а таких людей в Рейхе, как и в СССР, не подпускали к государственным тайнам — просто на всякий случай, ведь их посредством шантажа могла завербовать иностранная разведка.

Берлинские улицы весны 1945 года.
Берлинские улицы весны 1945 года.

В реальном, а не киношном Рейхе работники центрального аппарата службы имперской безопасности заведомо не имели свободного времени для внеслужебных поездок или отдыха на природе, тем более весной 1945 года, когда войска союзников приближались к Берлину. Кроме того, Штирлиц в советском фильме зачем-то лично забирает рацию, едет с ней в лес и сам отправляет сообщения в Центр. Непонятно только, зачем ему вообще нужен радист, да ещё и не один, а с супругой, ведь ничто не мешало Штирлицу просто прятать ту же рацию в укромном месте. Радист мог бы быть необходим для того, чтобы советский разведчик мог оставить ему где-нибудь сообщение, которое тот бы забрал и отправил в эфир. При этом риск для Штирлица снизился бы многократно, однако профессиональный разведчик почему-то так не поступает, ставя тем самым под угрозу и свою жизнь, и жизнь семьи радиста, и выполнение поставленных Центром задач.

Кадр из цветной версии фильма.
Кадр из цветной версии фильма.

Подобных нелепостей в 12-серийном фильме в самом деле хватает, но любим мы его не за это. Фильм всенародно любим за саму атмосферу двойной жизни в тоталитарном государстве, а также смертельно опасной интеллектуальной игры, которой наслаждается главный герой и вместе с ним зритель. Такое впечатление, что именно ради этой атмосферы советский шпионский сериал и снимался. Однако как совместить происходящее с реальной историей последних дней Рейха? Увы, рациональным образом это сделать не получится. Реальность фильма никак не стыкуется с реальностью исторической. Следовательно, она на самом деле какая-то иная.

Истинного арийца ничем не пронять.
Истинного арийца ничем не пронять.

Одним из возможных объяснений может быть нахождение главного героя в некоем ином, неисторическом пространстве. То есть в другой реальности. Это бы многое объяснило, в том числе абсурдные методы шпионской работы и постоянное везение, сопутствующее главному герою. Для разведчика везение, не связанное с его профессионализмом, смертельно опасно, потому что вызывает расслабленность и самоуспокоение. Один раз пронесло, второй… а потом ты понадеялся на удачу и оказался в камере контрразведки. Другое дело, если герой живёт в искусственном мире. Тогда его везение объясняется «сценарной бронёй» и вполне оправдано сюжетом.

Как учит нас фильм «Матрица», вербовать нужно в ресторане.
Как учит нас фильм «Матрица», вербовать нужно в ресторане.

В каком конкретно мире живёт Максим Максимович Исаев? Это может быть некий аналог Матрицы, в этом случае герой на самом деле является персонажем игры с полным погружением в виртуальный Рейх. Или же это посмертие человека, который мечтал быть разведчиком в центре вражеского государства, но на самом деле всю жизнь проработал мелким клерком, а о шпионской профессии лишь читал в книжках. И тот, и другой вариант объяснили бы все несообразности, связанные с явным непрофессионализмом Штирлица. А также то, что все окружающие его нацистские бонзы глупее главного героя и поэтому он их легко обводит вокруг пальца.

Разведчики, как известно из фильмов о Джеймсе Бонде, всегда окружены очаровательными девушками.
Разведчики, как известно из фильмов о Джеймсе Бонде, всегда окружены очаровательными девушками.

Кем бы ни был главный герой, надевший на себя маску советского разведчика, который в свою очередь носит личину штандартенфюрера, в любом случае его знания о реалиях Третьего Рейха фрагментарны, а представления о разведчиках и их работе явно почерпнуты из приключенческой литературы. В то же время в фильме есть сцены и диалоги, которые никак не характерны для чисто развлекательного жанра. Чего стоит только озвученная киношным Мюллером (даже внешне не похожим на настоящего шефа Гестапо) программа будущего возрождения нацистской идеологии.

Мюллер из фильма.
Мюллер из фильма.

О ней тоже нужно сказать пару слов. Прежде всего, вряд ли вообще хоть кто-то в реальном гибнущем Рейхе задумывался о послевоенном возрождении именно нацистской идеологии, а не, к примеру, государства Германия. Правоверные нацисты вообще не верили в возможность гибели Рейха, ведь их фюрер сказал, что капитуляция невозможна, а гений фюрера был для них абсолютно неоспорим. А те из немцев, кто хотел спасти страну после поражения в войне, желали блага именно своей стране и народу, а вовсе не идеологии, которая эту самую страну и народ едва не привели к гибели.

Фотография настоящего Генриха Мюллера.
Фотография настоящего Генриха Мюллера.

Кроме того, сам Генрих Мюллер отнюдь не был убеждённым нацистом, скорее верным служакой, который работал на текущую власть и не более того. Свою аполитичность он не скрывал ни от нацистских бонз, ни от своих сотрудников. Он был всего лишь отличным полицейским и организатором, работавшим на пришедшую к власти силу. В фанатичной преданности именно идеологии, а не государству, Мюллер замечен не был, так что с чего бы ему вообще заботиться о спасении нацизма, а не своём собственном?

Штирлиц, что вы думаете о нашей чёрной парадной форме, отменённой ещё в прошлом, 1944 году?
Штирлиц, что вы думаете о нашей чёрной парадной форме, отменённой ещё в прошлом, 1944 году?

Ну и наконец, даже если бы Мюллеру почему-то пришла в голову некая идея о методах сохранении нацизма (в фильме и вовсе говорится о фашизме, хотя итальянцев и их недоделанную идеологию немецкие руководители в грош не ставили), зачем бы ему изливать свою программу действий в послевоенном мире не кому-то, а своему коллеге Штирлицу? А если тот возьмёт да и сообщит кому-нибудь о том, что Мюллер не верит в победу Рейха? В те дни за пораженческие настроения в Берлине могли повесить кого угодно, хотя бы даже и разжалованного бывшего шефа тайной полиции. Ещё живой фюрер мог отстранить от должности кого угодно, даже своих ближайших соратников. Какой смысл Мюллеру так рисковать?

Злые языки утверждают, что эти шаржи нарисованы не существовавшим в то время фломастером...
Злые языки утверждают, что эти шаржи нарисованы не существовавшим в то время фломастером...

В общем, монолог Мюллера не вяжется вообще ни с чем, хотя сам по себе он весьма интересен. Возможно, именно в нём спрятан ключ к тому, какой реальностью на самом деле является тот мир, в котором живёт и работает советский разведчик Макс Отто фон Штирлиц.