Критики неоднократно отмечали различные нестыковки и несуразности в фильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Высокопоставленный сотрудник центрального аппарата СД в нацистской Германии никак не мог оставаться холостяком, это неизбежно вызвало бы подозрения касательно его ориентации, а таких людей в Рейхе, как и в СССР, не подпускали к государственным тайнам — просто на всякий случай, ведь их посредством шантажа могла завербовать иностранная разведка.
В реальном, а не киношном Рейхе работники центрального аппарата службы имперской безопасности заведомо не имели свободного времени для внеслужебных поездок или отдыха на природе, тем более весной 1945 года, когда войска союзников приближались к Берлину. Кроме того, Штирлиц в советском фильме зачем-то лично забирает рацию, едет с ней в лес и сам отправляет сообщения в Центр. Непонятно только, зачем ему вообще нужен радист, да ещё и не один, а с супругой, ведь ничто не мешало Штирлицу просто прятать ту же рацию в укромном месте. Радист мог бы быть необходим для того, чтобы советский разведчик мог оставить ему где-нибудь сообщение, которое тот бы забрал и отправил в эфир. При этом риск для Штирлица снизился бы многократно, однако профессиональный разведчик почему-то так не поступает, ставя тем самым под угрозу и свою жизнь, и жизнь семьи радиста, и выполнение поставленных Центром задач.
Подобных нелепостей в 12-серийном фильме в самом деле хватает, но любим мы его не за это. Фильм всенародно любим за саму атмосферу двойной жизни в тоталитарном государстве, а также смертельно опасной интеллектуальной игры, которой наслаждается главный герой и вместе с ним зритель. Такое впечатление, что именно ради этой атмосферы советский шпионский сериал и снимался. Однако как совместить происходящее с реальной историей последних дней Рейха? Увы, рациональным образом это сделать не получится. Реальность фильма никак не стыкуется с реальностью исторической. Следовательно, она на самом деле какая-то иная.
Одним из возможных объяснений может быть нахождение главного героя в некоем ином, неисторическом пространстве. То есть в другой реальности. Это бы многое объяснило, в том числе абсурдные методы шпионской работы и постоянное везение, сопутствующее главному герою. Для разведчика везение, не связанное с его профессионализмом, смертельно опасно, потому что вызывает расслабленность и самоуспокоение. Один раз пронесло, второй… а потом ты понадеялся на удачу и оказался в камере контрразведки. Другое дело, если герой живёт в искусственном мире. Тогда его везение объясняется «сценарной бронёй» и вполне оправдано сюжетом.
В каком конкретно мире живёт Максим Максимович Исаев? Это может быть некий аналог Матрицы, в этом случае герой на самом деле является персонажем игры с полным погружением в виртуальный Рейх. Или же это посмертие человека, который мечтал быть разведчиком в центре вражеского государства, но на самом деле всю жизнь проработал мелким клерком, а о шпионской профессии лишь читал в книжках. И тот, и другой вариант объяснили бы все несообразности, связанные с явным непрофессионализмом Штирлица. А также то, что все окружающие его нацистские бонзы глупее главного героя и поэтому он их легко обводит вокруг пальца.
Кем бы ни был главный герой, надевший на себя маску советского разведчика, который в свою очередь носит личину штандартенфюрера, в любом случае его знания о реалиях Третьего Рейха фрагментарны, а представления о разведчиках и их работе явно почерпнуты из приключенческой литературы. В то же время в фильме есть сцены и диалоги, которые никак не характерны для чисто развлекательного жанра. Чего стоит только озвученная киношным Мюллером (даже внешне не похожим на настоящего шефа Гестапо) программа будущего возрождения нацистской идеологии.
О ней тоже нужно сказать пару слов. Прежде всего, вряд ли вообще хоть кто-то в реальном гибнущем Рейхе задумывался о послевоенном возрождении именно нацистской идеологии, а не, к примеру, государства Германия. Правоверные нацисты вообще не верили в возможность гибели Рейха, ведь их фюрер сказал, что капитуляция невозможна, а гений фюрера был для них абсолютно неоспорим. А те из немцев, кто хотел спасти страну после поражения в войне, желали блага именно своей стране и народу, а вовсе не идеологии, которая эту самую страну и народ едва не привели к гибели.
Кроме того, сам Генрих Мюллер отнюдь не был убеждённым нацистом, скорее верным служакой, который работал на текущую власть и не более того. Свою аполитичность он не скрывал ни от нацистских бонз, ни от своих сотрудников. Он был всего лишь отличным полицейским и организатором, работавшим на пришедшую к власти силу. В фанатичной преданности именно идеологии, а не государству, Мюллер замечен не был, так что с чего бы ему вообще заботиться о спасении нацизма, а не своём собственном?
Ну и наконец, даже если бы Мюллеру почему-то пришла в голову некая идея о методах сохранении нацизма (в фильме и вовсе говорится о фашизме, хотя итальянцев и их недоделанную идеологию немецкие руководители в грош не ставили), зачем бы ему изливать свою программу действий в послевоенном мире не кому-то, а своему коллеге Штирлицу? А если тот возьмёт да и сообщит кому-нибудь о том, что Мюллер не верит в победу Рейха? В те дни за пораженческие настроения в Берлине могли повесить кого угодно, хотя бы даже и разжалованного бывшего шефа тайной полиции. Ещё живой фюрер мог отстранить от должности кого угодно, даже своих ближайших соратников. Какой смысл Мюллеру так рисковать?
В общем, монолог Мюллера не вяжется вообще ни с чем, хотя сам по себе он весьма интересен. Возможно, именно в нём спрятан ключ к тому, какой реальностью на самом деле является тот мир, в котором живёт и работает советский разведчик Макс Отто фон Штирлиц.